Интродуцентов и аборгиенных видов
Цель работы. Определить календарные сроки выращивания существующего ассортимента для отделов питомника.
Материалы. Задание к лабораторным работам, учебная и справочная литература.
Выполнение. По проектируемому ассортименту в следующем порядке устанавливается:
1. Целевое назначение видов проектируемого ассортимента (саженцы для особо ответственных объектов и реставрационных работ, для массового озеленения, ремонтных работ, одиночных и групповых посадок, живых изгородей, магистральной, защитной зон и прочее).
Количественный выпуск по школам в зависимости от целевого назначения принимается относительно следующим требованиям:
- на особенно ответственных объектах, для ремонта посадок, на магистралях используются крупномерные саженцы деревьев (IV и V группы крупности) и кустарников;
- для массового озеленения – средние (III группа крупности);
- для групповых посадок, живых изгородей, для массивов в парках, садах и защитных зонах – маломерные (I и II группы крупности).
2. Способы размножения (семенами, одревесневшими черенками, летними (зелеными) черенками, прививкой и т.д.) и сроки выращивания видов проектируемого ассортимента в разных отделах питомника. При выращивании декоративных древесных пород применяется семенной и вегетативный способы размножения.
Для этого необходимо помнить, что большинство проектируемых видов размножается семенным способом.
Одревесневшими черенками размножают тополя и ивы. Способом зеленого черенкования – виды и сорта белых тополей, большинство сортовых кустарников и т. д. Прививкой – декоративные формы деревьев, сортовые сирени и розы. При этом подвойный материал для прививок размножают семенами.
3. Сроки выращивания пород по отделам питомника определяют, исходя из условий выращивания и быстроты роста этих пород, придерживаясь следующих рекомендаций (таблица 13).
Таблица 13 – Сроки выращивания пород по отделам питомника
Группы растений | Количество лет выращивания | ||||
Отдел размножения | I школа | II школа | III школа | ||
посевной | черенков | ||||
Деревья лиственные | |||||
Быстрорастущие | 1...2* | 4...6 | 5...6 | ||
Медленнорастущие | 2...4 | 4...6 | 4...5 | 5...6 | |
Привитые формы | 1...4 | 4...6 | 4...6 | 4...5 | |
Деревья хвойные | |||||
Быстрорастущие | 2...3 | 3...4 | 3...4 | 3...4 | |
Медленнорастущие | 2...3 | 2...3 | |||
Кустарники | |||||
Лиственно-декоративные | 1...2 | 2...3 | 3...4 | ||
Красивоцветущие | 1...2 | 2...3 | 3...4 | ||
Розы привитые | 3...4 | ||||
Сирень привитая | |||||
Архитектурные формы | 2...3 | 3...4 | |||
Хвойные | 2...4 |
* В южных районах сроки выращивания уменьшаются, а в северных – увеличиваются
В зависимости от экологических условий территории всегда сохраняется относительный характер роста по группам декоративных растений: быстро, умеренно и медленно растущие. При этом для достижения необходимых размеров меняются сроки пребывания в питомнике по группам.
На основании знаний, полученных в лекционном курсе, учебнике, специальной литературе и данных таблицы 13 определяют способы размножения и календарные сроки выращивания посадочного материала. Полученные данные сводят в форму 2, в которой для каждого вида указывают способ размножения, количество лет выращивания в отделах размножения и формирования.
Форма 2 – Календарные сроки выращивания
Название породы | Группа роста | Целевое назначение | Способ размножения | Сроки выращивания | Выпускной возраст, лет | |||
Отдел размножения | Отдел формирования | |||||||
I | II | III | ||||||
Тополь белый | б.р. | масс. озеленение | чер. | - | ||||
Можжевельник казацкий | м.р. | один., групп. посадки | чер. | - | - |
В отделе размножения производят посев семян и укоренение черенков. Здесь также может быть пикировочный участок в открытом грунте. К отделу размножения относятся и отводковые плантации. Выращивают растения 1...3 года, что зависит от биологических особенностей вида и от способа размножения.
Из отдела размножения растения пересаживают в отдел формирования. Основная задача в отделе формирования – получение растений с определенными размерами и формами кроны, штамба и корневой системы в соответствии с ГОСТ 25769-83, ГОСТ 26869-86, ГОСТ 27635-88, ГОСТ 28055-89.
В отделе формирования обычно имеется три школы (I, II, III).
В I школе проводят посадку сеянцев с посевных гряд и укорененных зеленых черенков с пикировочного участка. В ней имеется отделение деревьев, кустарников, привитых и архитектурных форм.
Во II школу кроме деревьев и кустарников из I школы, поступают укорененные черенки быстрорастущих деревьев и укорененные отводки с отводочных плантаций. В ней проводится дальнейшее формирование штамба и кроны.
В III школу, или школу длительного выращивания, пересаживают быстрорастущие деревья из первой школы, медленно растущие деревья и кустарники из II школы для получения специальных архитектурных форм (кроны в форме шара, конуса), привитые штамбовые и полуштамбовые растения.
Рекомендуемая литература
1. ГОСТ 25769-83. Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов. Технические условия. – М.: Стандартинформ, 2007. – 11 с.
2. ГОСТ 26869-86. Саженцы декоративных кустарников. Технические условия. – М.: Издательство стандартов, 1986. – 11 с.
3. ГОСТ 27635-88. Саженцы сортовых роз и сиреней. Технические условия. – М.: Издательство стандартов, 1988. – 10 с.
4. ГОСТ 28055-89.Саженцы деревьев и кустарников. Садовые и архитектурные формы. Технические условия. – М.: Издательство стандартов, 1989. – 17 с.
5. Дмитриева О.В. Расчет продуцирующей площади декоративного питомника. – М.: Издательство МГУЛ, 2006. – 48 с.
6. Никитинский Ю.И., Соколова Т.А. Декоративное древоводство: учеб. пособие для вузов. – М.: Агропромиздат, 1990. – 255 с.
7. Соколова Т.А. Декоративное растениеводство. Древоводство: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 352 с.
Тема № 10