Интродуцентов и аборгиенных видов

Цель работы. Определить календарные сроки выращивания существующего ассортимента для отделов питомника.

Материалы. Задание к лабораторным работам, учебная и справочная литература.

Выполнение. По проектируемому ассортименту в следующем порядке устанавливается:

1. Целевое назначение видов проектируемого ассортимента (саженцы для особо ответственных объектов и реставрационных работ, для массового озеленения, ремонтных работ, одиночных и групповых посадок, живых изгородей, магистральной, защитной зон и прочее).

Количественный выпуск по школам в зависимости от целевого назначения принимается относительно следующим требованиям:

- на особенно ответственных объектах, для ремонта посадок, на магистралях используются крупномерные саженцы деревьев (IV и V группы крупности) и кустарников;

- для массового озеленения – средние (III группа крупности);

- для групповых посадок, живых изгородей, для массивов в парках, садах и защитных зонах – маломерные (I и II группы крупности).

2. Способы размножения (семенами, одревесневшими черенками, летними (зелеными) черенками, прививкой и т.д.) и сроки выращивания видов проектируемого ассортимента в разных отделах питомника. При выращивании декоративных древесных пород применяется семенной и вегетативный способы размножения.

Для этого необходимо помнить, что большинство проектируемых видов размножается семенным способом.

Одревесневшими черенками размножают тополя и ивы. Способом зеленого черенкования – виды и сорта белых тополей, большинство сортовых кустарников и т. д. Прививкой – декоративные формы деревьев, сортовые сирени и розы. При этом подвойный материал для прививок размножают семенами.

3. Сроки выращивания пород по отделам питомника определяют, исходя из условий выращивания и быстроты роста этих пород, придерживаясь следующих рекомендаций (таблица 13).

Таблица 13 – Сроки выращивания пород по отделам питомника

Группы растений Количество лет выращивания
Отдел размножения I школа II школа III школа
посевной черенков
Деревья лиственные
Быстрорастущие 1...2* 4...6   5...6
Медленнорастущие 2...4   4...6 4...5 5...6
Привитые формы 1...4   4...6 4...6 4...5
Деревья хвойные
Быстрорастущие 2...3 3...4 3...4 3...4
Медленнорастущие 2...3 2...3
Кустарники
Лиственно-декоративные 1...2 2...3 3...4  
Красивоцветущие 1...2 2...3 3...4  
Розы привитые   3...4    
Сирень привитая      
Архитектурные формы   2...3 3...4  
Хвойные 2...4    

* В южных районах сроки выращивания уменьшаются, а в северных – увеличиваются

В зависимости от экологических условий территории всегда сохраняется относительный характер роста по группам декоративных растений: быстро, умеренно и медленно растущие. При этом для достижения необходимых размеров меняются сроки пребывания в питомнике по группам.

На основании знаний, полученных в лекционном курсе, учебнике, специальной литературе и данных таблицы 13 определяют способы размножения и календарные сроки выращивания по­садочного материала. Полученные данные сводят в форму 2, в которой для каждого вида указывают способ размножения, количество лет выращива­ния в отделах размножения и формирования.

Форма 2 – Календарные сроки выращивания

Название породы Группа роста Целевое назначение Способ размножения   Сроки выращивания Выпускной возраст, лет
Отдел размножения Отдел формирования
I II III
Тополь белый б.р. масс. озеленение чер. -
Можжевельник казацкий м.р. один., групп. посадки чер. - -

В отделе размножения производят посев семян и укоренение черенков. Здесь также может быть пикировочный участок в открытом грунте. К отделу размножения относятся и отводковые плантации. Выращивают растения 1...3 года, что зависит от биологических особенностей вида и от способа размножения.

Из отдела размножения растения пересаживают в отдел формирования. Основная задача в отделе формирования – получение растений с определенными размерами и формами кроны, штамба и корневой системы в соответствии с ГОСТ 25769-83, ГОСТ 26869-86, ГОСТ 27635-88, ГОСТ 28055-89.

В отделе формирования обычно имеется три школы (I, II, III).

В I школе проводят посадку сеянцев с посевных гряд и укорененных зеленых черенков с пикировочного участка. В ней имеется отделение деревьев, кустарников, привитых и архитектурных форм.

Во II школу кроме деревьев и кустарников из I школы, поступают укорененные черенки быстрорастущих деревьев и укорененные отводки с отводочных плантаций. В ней проводится дальнейшее формирование штамба и кроны.

В III школу, или школу длительного выращивания, пересаживают быстрорастущие деревья из первой школы, медленно растущие деревья и кустарники из II школы для получения специальных архитектурных форм (кроны в форме шара, конуса), привитые штамбовые и полуштамбовые растения.

Рекомендуемая литература

1. ГОСТ 25769-83. Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов. Технические условия. – М.: Стандартинформ, 2007. – 11 с.

2. ГОСТ 26869-86. Саженцы декоративных кустарников. Технические условия. – М.: Издательство стандартов, 1986. – 11 с.

3. ГОСТ 27635-88. Саженцы сортовых роз и сиреней. Технические условия. – М.: Издательство стандартов, 1988. – 10 с.

4. ГОСТ 28055-89.Саженцы деревьев и кустарников. Садовые и архитектурные формы. Технические условия. – М.: Издательство стандартов, 1989. – 17 с.

5. Дмитриева О.В. Расчет продуцирующей площади декоративного питомника. – М.: Издательство МГУЛ, 2006. – 48 с.

6. Никитинский Ю.И., Соколова Т.А. Декоративное древоводство: учеб. пособие для вузов. – М.: Агропромиздат, 1990. – 255 с.

7. Соколова Т.А. Декоративное растениеводство. Древоводство: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 352 с.

Тема № 10

Наши рекомендации