Основания права Истцов на компенсацию материального вреда.
В ч.4 ст.4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» сказано: «Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии». Своим незаконным уголовным преследованием в отношении руководителей религиозной организации Коковина В.Г. и Орловой В.П., следователь Чуринова Е.М., как должностное лицо государственных правоохранительных органов, сформировала негативное, предвзятое общественное мнение к Истцам, к самой Обители милосердия, руководимой ими, ее участникам, и тем самым ограничила ее деятельность.
В соответствии с ч.3 ст.123.27 ГК РФ «учредитель религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях, уставом религиозной организации и внутренними установлениями». Истцы являлись учредителями организации с 25.09.1996г., т.е. со дня создания местной религиозной организации г.Красноярска «Красноярское Подворье Истинно-Православной Церкви» (далее – Красноярское Подворье), а также входили в органы управления, где действовали в согласии с уставом организации и внутренними ее установлениями.
Одной из основных форм деятельности организации являлись дела милосердия и благотворительности, в том числе призрение и помощь пожилым гражданам и инвалидам, детям-сиротам, беженцам, лицам, потерявшим жилье, работу, родственников, средства к существованию, и прочим, которые по тем или иным причинам попали в сложные жизненные ситуации и не могут найти свое место в жизни и обществе, что требовало особых внутренних установлений. Милосердная деятельность Красноярского Подворья сочеталась с монашеским уставом, что отличало ее деятельность от деятельности приходов и приближало к монастырю.
Коковин В.Г. согласно п.3.15 Устава был избран Наместником религиозной организации при ее создании в 1996 году с неограниченным сроком. Согласно п.3.17 Устава, Наместник без доверенности действует от имени организации и представляет ее в государственных и муниципальных органах, общественных и иных организациях; решает общие вопросы финансово-хозяйственной деятельности, подписывает договоры, в том числе трудовые соглашения, финансовые и другие документы, выдает доверенности, распоряжается средствами и имуществом организации в пределах своих полномочий; разрабатывает ее структуру, назначает руководителей структурных подразделений, организаций и предприятий, учрежденных организацией.
По решению Общего собрания учредителей организации в 2001г. в г.Канске было создано структурное подразделение «Дом милосердной помощи и душепопечения свв. мц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии». Орлова В.П. указом Наместника была назначена руководителем Дома милосердия, которое в 2003г. по решению Общего собрания было переведено для продолжения своей деятельности в д.Минушку Ирбейского района. В 2010г. в связи с внесением изменений в устав организации Дом милосердной помощи и душепопечения стал наименоваться «Обитель милосердного служения и душепопечения свв. мц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии», а Орлова В.П. была назначена настоятельницей Обители милосердия.
Милосердная деятельность Красноярского Подворья, которая включала в себя трудовое призрение нуждающихся, в.т.ч. детей-сирот, была развернута на базе своего структурного подразделения в д.Минушка, что требовало контроля и духовного руководства, в связи с чем в апреле месяце 2013 года Общим собранием было решено перевести из города Красноярска саму организацию, оставив ей юридический адрес и наименование своего структурного подразделения, которое было ликвидировано.
Организация стала именоваться «Местная религиозная организация Ирбейского района «Обитель милосердного служения и душепопечения свв. мц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии» Истинно-Православной Церкви» (далее – Обитель милосердия). При этом должность настоятельницы была упразднена. В.П. Орлова была избрана Общим собранием участников организации (протокол №1 от 17.09.2013) заместителем Председателя Церковного совета, то есть вторым лицом в руководстве организации, а Коковину В.Г. на этом же собрании были подтверждены полномочия Наместника. Согласно распределению обязанностей между членами Церковного совета, утвержденному распоряжением Наместника №1 от 17.09.2013, в ее обязанности входило: юридическое обеспечение организации, руководство строительно-ремонтными работами, общее руководство текущей производственно-хозяйственной деятельностью Обители милосердия.
Следствие изначально не признало Коковина В.Г. руководителем местной религиозной организации, находившейся на момент возбуждения уголовного дела в г.Красноярске, а Орлову В.П. – настоятельницей обособленного структурного подразделения этой организации, не имеющего юридического статуса, посему действующей на основании решений и распоряжений вышестоящих органов. Следователь упорно старалась представить их как «жителей деревни Минушка», пытаясь вычленить из религиозной организации. Это подтверждается материалами уголовного дела, где представлены характеристики на Коковина В.Г. и Орлову В.П., как обычных жителей деревни. Причем по требованию следователя Чуриновой Е.М. на Коковина В.Г. – Наместника религиозной организации, находившейся в г.Красноярске и не имевшей никакого отношения к Ирбейскому району, – дает характеристику глава Благовещенского сельсовета Ирбейского района Чумакова В.Н., а на Орлову В.П., настоятельницу обособленного структурного подразделения данной организации, утвержденную на должность настоятельницы Общим собранием участников религиозной организации, характеристику дает участковый уполномоченный МО МВД России «Ирбейский» Максимов Е.В.
В соответствии с ч.1 ст.4Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации отделены от государства,государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений. Согласно ч.5 ст.4, религиозные организации создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями. Но следователь Чуринова Е.М. не сочла нужным руководствоваться законом, поэтому превратила монашествующих священно- и церковнослужителей в «частных лиц», «жителей деревни Минушка».
В правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 сказано, что «граждане, проживающие на территории монастырей, храмов и других культовых зданий, регистрируются на основании заявления установленной формы и документов, удостоверяющих личность», то есть не признаются проживающими в данном населенном пункте, а регистрируются по месту пребывания в той или иной религиозной организации.
Истцы, как монахи, не могли иметь в своем личном распоряжении каких-либо денежных средств, но как учредители и руководители организации, Истцы обязаны были оказывать максимальное содействие в ее деятельности, всеми мерами заботиться о ее материальном благосостоянии, поэтому получаемые ими доходы от благотворителей шли в общую кассу организации. Также источником доходов были пенсии насельников Обители, в том числе пенсия В.П. Орловой. В результате незаконного уголовного преследования Истцы, а с ними вся братская община, как их духовная семья, лишились почти всех источников доходов, поступающих от благотворителей, что отрицательно сказалось на уровне их благосостояния (Справка с таблицей сравнения доходов организации до и после возбуждения уголовного дела прилагается). В комментариях к п.1 ч.1 ст.135 УПК РФ говорится, что под доходами следует понимать все легальные доходы реабилитированного, получение которых было прервано в результате незаконного или необоснованного привлечения к уголовной ответственности, в том числе доходы, не основанные на личном труде.
Ст.133 УПК РФ гласит: «вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда». В соответствии с п.1 ч.1 ст.135 УПК РФ, «возмещение реабилитированному имущественного вреда включает в себя возмещение заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования». Под имущественным вредом, связанным с уголовным преследованием, согласно разъяснениям юристов, следует понимать причиненный материальный вред, убытки, упущенную выгоду в полном объеме, то есть разность между материальным положением лица до его уголовного преследования и после, а также неполученные доходы, которые это лицо могло получить.
Обитель милосердия благодаря добрым именам Истцов и милосердной деятельности, ими осуществляемой, существовала исключительно на добровольные пожертвования граждан и организаций, которые жертвуют на нужды Обители, т.е. на доходы, не основанные на личном труде. Распределение полученных доходов возлагается согласно Уставу Обители милосердия на Церковный совет, председателем которого является Коковин В.Г., а его заместителем – Орлова В.П. Церковный совет коллегиально решает, куда направить доходы, а Общее собрание участников Обители ежегодно рассматривает и утверждает отчет Церковного совета о направлениях и объеме расходования денежных средств. Таким образом, личное благосостояние Истцов их усилиями является благосостоянием всех насельников Обители милосердия, живущих монашеским общежитием, где общая трапеза, общий труд, общая собственность, общая молитва, т.е. общая жизнь.
Как отмечают юристы в комментариях к положениям УПК РФ о реабилитации, «реабилитированный гражданин вправе рассчитать, обосновать документально и потребовать от государства денежной компенсации любых убытков, происхождение которых находится в причинной связи с уголовным преследованием невиновного и представляет собой минус, дефект определенного материального блага». В данном случае кроме убытков, которые непосредственно понесли Истцы, а с ними вся община, причиненный вред заключается и в том, что из-за длившегося на протяжении двух с половиной лет уголовного преследования и последовавших за этим конфликтов милосердная деятельность религиозной организации была прервана, подорвана ее репутация, унижены честь и достоинство Истцов и, как результат, Обитель милосердия потеряла почти всех благотворителей как источник дохода, что резко отразилось на благосостоянии как самих Истцов, так и монашеского общежития, как единой семьи. И то малое количество оставшихся доброхотов не могут уже помогать, т.к. в настоящее время наметился резкий спад производств, торговли. Благотворители не могут своевременно выплатить заработную плату своим работникам, поэтому ждать помощи от них Истцам не приходится. И, как следствие, основным источником дохода Обители милосердия стали пенсии ее четырех участников, в том числе В.Г. Коковина и В.П. Орловой, и небольшие пожертвования учредителей, проживающих в г.Красноярске.