Последствия незаконного уголовного преследования

Процессуальные соучастники Коковин В.Г. и Орлова В.П. считают, что в уголовном деле следователем МО МВД России «Ирбейский» Чуриновой Е.М. собрана вся клевета в отношении обособленного структурного подразделения «Обитель милосердного служения и душепопечения св. мчц. Веры, Надежды, Надежды, Любви и матери их Софии» (далее – Обитель милосердия) местной религиозной организации г.Красноярска «Красноярское Подворье Истинно-Православной Церкви», которая была зарегистрирована Министерством юстиции в сентябре 1996г. Все обвинение построено на домыслах следователя, а не на фактах. Все представляемое обвинением принималось как неоспоримые доказательства, а то, что представлялось обвиняемыми и защитой – отвергалось. Ответом на протесты и жалобы подследственных Коковина В.Г. и Орловой В.П., как правило, являлись отказы, обоснования которых вызывали сомнения в профессионализме сотрудников прокуратуры и следствия.

Ни прокуратура, ни следствие не хотели и не принимали Обитель милосердия, как религиозную организацию. Это подтверждается материалами уголовного дела и допросами свидетелей в судебных заседаниях. Следствие на допросах подводит свидетелей к мысли, что Обитель милосердия не является религиозной организацией, т.к. ее создали Коковин, Орлова и Чалкин и она зарегистрирована по адресу так «называемой настоятельницы» (Чумакова и Землянухин). По юридическому адресу Обители милосердия в д.Минушка по ул. Центральная 14 проживают частные люди – хозяин с этой вот женщиной (Безотечество) или вот наши же граждане и проживают (Кондин), соответственно они нуждаются в пиломатериале, т.к. у них есть пилорама, принадлежащая Орловой (Кондина), поэтому они своровали лес (Побыкова), чтоб распилить его для своих нужд. Обители требуется материал для огораживания вот этого участка, так как изгородь старая, так же для ремонта самой Церкви, то есть, как строительный материал нужен был лес (Жура). На вопрос свидетелю Побыковой, кто ей сказал, что лес своровали, она ответила, что участковый.

Кроме того, что своровали лес, они еще захватили 15м земли в своем огороде, отодвинув ограждение ближе к лесу (по версии следователя Е.М.Чуриновой и государственного обвинителя А.В. Юрьевой, не подтвержденной свидетельскими показаниями)и вообще они здесь находятся незаконно, не имея никаких на то прав (Чумакова, Глызина, Кривовяз, Шевель). Самовольно захватили дома, в которых прописаны прежние жильцы, самостоятельно заказали кадастровые паспорта на земельные участки, хотя их им никто не выделял (Чумакова, Кривовяз, Глызина).

Районная прокуратура в лице государственного обвинителя Юрьевой А.В. в ходе судебных заседаний пыталась поддержать версию следователя и доказать, что Обитель милосердия не является религиозной организацией, т.к. «нет такой организационно-правовой формы, а есть просто некоммерческая организация, созданная, ну скажем так, для социальной деятельности». Если следовать логике А.В. Юрьевой, получается, что во всем мире православные христиане ходят в церковь молиться Богу,и только одни члены и участники Обители милосердия ходят молиться в НКО, что является оскорбительным и унизительным для коллективного достоинства Обители милосердия, члены которой объединены одной верой – православием. За такое некорректное поведение государственного обвинителя Обитель милосердия выразила зам. районного прокурора Юрьевой свое недоверие. (Письмо прокурору Ирбейского района о недоверии А.В. Юрьевой прилагаем)

По версии следователя, поддержанной государственным обвинителем Юрьевой А.В., Обитель милосердия находится на территории района в умирающей деревне Минушка с преступными намерениями красть лес, захватывать пустующие дома и земли, одним словом, творить противоправные дела с корыстным умыслом. И заправляет всеми этими делами настоятельница Обители милосердия, «так называемая» игуменья София (Землянухин), то есть Орлова Вера Павловна, которая «вводит свое непосредственное руководство в заблуждение относительно законности своих действий» (Чуринова), поэтому ее беззаконные действия необходимо пресечь, предав суду, что умаляет честь и достоинство Орловой В.П., принося ей нравственные страдания, т.к. все обвинения относительно нее ложны.

Кроме того, следователь Чуринова Е.М. извлекла из архивов МВД СССР справку о прежней судимости Коковина В.Г., которая погашена тридцать лет назад, и приложила в материалы дела, и эти сведения о судимости Коковина В.Г. из уголовного дела просочились к родителям молодых послушников Обители милосердия,которые имели обширные связи в Следственном комитете, в ГУ МВД, в УФСБ Красноярского края. В результате в Интернет стали появляться клеветнические, унизительные для Коковина В.Г., как руководителя религиозной организации, нападки, где он представлен «уголовником, бандитом и самозванцем», создавшим «тоталитарную, экстремистскую» секту, деятельность которой сопряжена с «причинением вреда здоровью и иного насилия над гражданами», «побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей» и прочая клевета.

Такие же ярлыки были навешаны и на Орлову В.П., как руководителя обособленного структурного подразделения религиозной организации – Обители милосердия, и других участников Обители. Более того, по заказу родителей молодых послушников в апреле 2013г. по краевому телевидению был показан клеветнический сюжет про Обитель милосердия, где ее участники представлены ненормальными, психически нездоровыми людьми, из которых одни якобы являются «эксплуататорами» и «подавляют волю» других, находящихся чуть ли не в рабстве, а руководитель организации Коковин В.Г. представлен как «так называемый владыка», бывший уголовник, «отсидевший в местах не столь отдаленных». С момента выхода клеветнического ролика его просмотрело более 8500 человек. Кроме того, после выхода видеосюжета на мобильные телефоны епископа Георгия и послушника В.А. Чалкина, бывшего свидетелем в уголовном деле, стали периодически приходить анонимные SMS-сообщения с угрозами насилия, попытками запугать, содержащие нецензурную лексику и грубые оскорбления, где Коковин В.Г. именуется «двуногий уголовник», «пахан» и т.д., а Орлова В.П. – «подельница, подружка пахана», и прочие мерзости. (Оскорбительные и клеветнические утверждения в адрес В.Г. Коковина, В.П. Орловой и других участников Обители, в том числе тексты анонимных SMS-сообщений прилагаются).

И такие циничные оскорбления наносятся пожилым монахам: Орловой В.П. – 68 лет, у нее четверо внуков, старший внук работает в полиции, и двое правнуков. Коковину В.Г. – 61 лет, у него трое детей и шесть внуков, причем сын воевал в Чечне и имеет награды. Верхом цинизма этих сообщений стали призывы к В.А. Чалкину совершить убийство епископа Георгия и игуменьи Софии, причем в извращенной форме. Всю эту интернетовскую мерзость читают не только родные Коковина В.Г. и Орловой В.П., но и их духовные чада и другие люди, получившие от них помощь в разрешении своих проблем. Те, кто их знает близко, приходят в полное недоумение, как такое стало возможным, что монахов судят из-за 5м3 древесины, спиленных на своей территории для расширения огорода, чтобы можно было кормить насельников Обители, когда в это же время миллионы кубов древесины уничтожаются за просто так, о чем пишут постоянно в различных СМИ. А те, кто их не знает, верят написанной клевете и пишут свои комментарии типа: «Их надо отправить на урановые рудники, пусть там сдохнут, чтобы знали, как завлекать молодежь, чтобы сделать их своими рабами».

По заявлению одной из родительниц и публикациям в Интернете Управлением ФСБ РФ по Красноярскому краю, которое всегда ищет внутренних врагов, могущим нанести вред государству, против Коковина В.Г. было возбуждено уголовное дело по ч.1 и ч.2 ст.239 УК РФ «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан, и руководство этой организацией», против которого участники Обители милосердия выразили многочисленные протесты. Таким образом, УФСБ повторило версию следствия и прокуратуры о создании НКО с преступными намерениями. В результате в течение 2013-14гг. Коковину В.Г. и Орловой В.П. приходилось не только писать многочисленные жалобы, протесты по своему уголовному делу, но готовить и подавать сведения о своей деятельности многочисленным проверкам, проводившимся УФСБ, МВД и прокуратурой, министерством юстиции по заявлениям родителей молодых послушников.

Все проверки установили, что нарушений уставной деятельности нет, но родители по-прежнему продолжали клеветническую компанию в Интернет, и вскоре к ним присоединились другие «правдолюбцы», которые еще в большей мере стали возносить всякую клевету и хулу против Коковина В.Г и Орловой В.П., основанную на слухах, в том числе распространяемых свидетелями уголовного дела. В Интернете стали появляться такие выражения, оскорбляющие религиозные чувства не только Истцов, но и всех участников организации, как: «лжеепископ», «бандит», «лжеигуменья», «коковинская» обитель, «ирбейские мудрецы», «братва», «адепты», «отшельники-аскеты», «жертвы», «фанатики» и т.п. Верхом этих бессовестных оскорблений стали такие высказывания родительницы Г.С. Куимовой о В.Г. Коковине и В.П. Орловой, как: «околорелигиозные отморозки», «нелюди», «виртуозы лжи и обмана», «а не извращенцы ли эта сладкая парочка» и т.д. А о В.П. Орловой Г.С. Куимова распространяет ложь о том, что она якобы «бывшая тюремная надзирательница, в совершенстве овладевшая методами подавления личности». Хотя на самом деле до прихода в Церковь В.П. Орлова имела руководящий стаж в строительстве более 30 лет и еще в 1988 году Президиумом Верховного совета СССР была награждена медалью «Ветеран труда».

В ходе предварительного расследования следствием были привлечены более 20 свидетелей обвинения, не только из Ирбейского района, но и из разных организаций краевого уровня, в результате слухи, что руководители Обители милосердия – «воры и разбойники», разошлись по всему краю, а благодаря публикациям в Интернете – по всей России и за рубежом. Многие жители и руководители Ирбейского района стали относиться к Коковину В.Г. и Орловой В.П. с предубеждением, оскорбляли их, а один житель деревни Минушка, жена и сын которого были свидетелями в уголовном деле, обстрелял территорию Обители дробью из ружья. Хорошо, что при обстреле никто не пострадал, кроме уличного фонаря, стекло которого было пробито дробью.

В отечественной и международной правовой практике в отношении религиозных организаций считается недопустимым выделение отдельных их членовпри рассмотрении правоотношений, возникающих в результате их деятельности. Религиозная община – это единый социальный организм, основанный на глубоких религиозных чувствах и убеждениях, поэтому никак нельзя утверждать, что уголовное преследование ее руководителей не затрагивает интересов других ее участников. Вот тому пример: следователь множество раз приезжала с очередным осмотром на место порубки, и почти всегда – вечером, накануне религиозных праздников или воскресных служб, что вызывало раздражение и неприязненное чувство у насельников Обители к следователю, в результате разбивался молитвенный настрой. Однажды Орлова В.П. не смогла к определенному часу явиться к следователю на допрос, т.к. была на богослужении, так после окончания службы все молящиеся увидели возле Обители наряд из полицейских, который отправила следователь для принудительного привода Орловой В.П. на очередной допрос, хотя ее предупреждали, что будет служба. (Фотографию приезда наряда для принудительного привода Орловой В.П. прилагаем).

Весь апрель месяц 2013г Орлова В.П. из-за нервного потрясения в связи с уголовным делом пролежала в тяжелом состоянии, и встала только в канун Пасхи, будучи еще очень слабой после болезни. Сразу же после Пасхи следователь Чуринова направила участкового с требованием привести Орлову на допрос, а если откажется, ссылаясь на состояние здоровья, то осуществить привод. В марте 2013г. следователь Чуринова Е.М. привезла бывшую жительницу дома, в котором находится Обитель милосердия, и та в присутствии Чуриновой Е.М. всячески оскорбляла Коковина В.Г., называя его вором и прочее. В этот же приезд Коковин В.Г. сказал Чуриновой, что она никогда не сможет доказать вину Орловой В.П., на что Чуринова с силой ответила, что докажет. Все это зафиксировано видеоматериалом.

Согласно постановлению Пленума ВС РФ №10 от 20.12.1994 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», «моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях,… невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другое». Фактически общественная и уставная деятельность Обители уголовным делом и его последствиями была приостановлена на два с половиной года, а социальное и психическое благополучие не только Коковина В.Г. и Орловой В.П., но и других участников Обители милосердия было нарушено. Все 762 дня, пока шло следствие, Коковин В.Г., Орлова В.П. и все насельники Обители милосердия находились в нервном напряжении и нравственных переживаниях из-за постоянного ожидания приездов полиции, УФСБ, агрессивных наездов родителей и прочих недоброжелателей, а также от публичной клеветы и унижений. Согласно разъяснению Пленума ВС РФ, содержанием нравственных переживаний может являться страх, стыд, унижение, иное неблагоприятное в психологическом аспекте состояние, что постоянно на протяжении столь длительного времени испытывали все участники Обители милосердия, не говоря уже об Истцах.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного социального, психического и физического благополучия». Поскольку неправомерное действие лишает субъекта, в отношении которого оно совершено, по крайней мере, одного из элементов указанного благополучия, то очевидно, можно утверждать о причинении вреда здоровью. В Обители милосердия, как едином социальном организме, было нарушено состояние социального, психического и физического благополучия, что сказалось не только на физическом, но и на духовном здоровье ее членов. Участники Обители милосердия стали выражать сомнения в социальной и правовой справедливости государства, что порождает ощущение правовой незащищенности и вседозволенности со стороны должностных лиц на государственных должностях. Не веря в победу справедливости, как добра, нельзя вообще сделать ни одного шага в духовной жизни, и всякое доброделание в любой его форме становится при этом бесцельным и бессмысленным, что в конечном итоге может привести к отрицанию Бога.

Таким образом, длительность противоправных действий со стороны следствия, некорректное ведение уголовного дела, неоднократное прерывание и возобновление его привело к нарушению разумного срока рассмотрения дела, на что Истцы неоднократно жаловались. Длительность противоправных действий предполагает сильную степень морального вреда, т.к. такими действиями следствия были унижены не только честь, достоинство, доброе имя Коковина В.Г. и Орловой В.П., но были унижены честь и достоинство всех участников Обители милосердия, чем нанесен непоправимый урон репутации религиозной организации, которая создавалась трудами Истцов на протяжении 17 лет.

Коковин В.Г. и Орлова В.П. являются не частными, а публичными лицами, в результате понесли непередаваемые публичные унижения и нравственные страдания, т.к. это уголовное дело получило широкий резонанс и обсуждалось при любом удобном случае. Кроме этого, и другим участникам и служащим Обители нанесен значительный моральный вред, который должен рассматривается как унижение человеческого достоинства (диффамацию) религиозной общины, как сообщества индивидов, объединенных одной религиозной верой, как неотделимое от совокупного, коллективного достоинства всех членов Обители милосердия.

Наши рекомендации