Министр народного просвещения А.С. Шишков
Сегодня остро не хватает подлинно образованных людей, которые отличаются от профессионалов тем, что образованность выше и шире, чем узкий профессионализм. Высокообразованный человек должен быть безукоризненным специалистом в своей области, свободно владеть несколькими языками, хорошо знать отечественную и мировую историю, литературу, философию, социологию, уверенно ориентироваться в других сферах науки и культуры. Чтобы стать образованным человеком, ученик должен обрести любовь к знаниям, у него должна выработаться потребность в знаниях. Все знания должны быть положены под ноги человеку, стать его фундаментом, а не лечь тяжелой плитой на его голову, и целостное системное образование будет являться базой для последующей подготовки всесторонне развитой личности. Задача системного образования и нравственного воспитания – сохранить и развить тот творческий и нравственный потенциал, который есть в ребенке.
Идея нового среднего системного образования детей уходит корнями в русскую «домашнюю академию». Главная цель забытой всеми «домашней академии» состояла в том, чтобы способствовать формированию целостного мировоззрения у ребенка, которое дало бы ему возможность реально ощущать единство мира, и взаимосвязанность всех внешних и внутренних процессов жизни.
Тысячелетний опыт «домашней академии» показал, что учеба идет много успешнее там, где ученик наглядно видит ее практическую (в самом широком смысле этого слова) пользу, и особенно там, где плоды учения тут же перерастают в плоды труда. В «домашней академии» учились, трудясь, и трудились, учась. И обнаруживалось, что труд без учебы, оказывается, мартышкин, а учеба без производительного труда – сплошь и рядом профанация, имитация учебы с нулевым конечным результатом. Что в действительности мы и видим в сегодняшних учебных заведениях всех уровней.
Но мы хотим вырастить, воспитать образовать будущего хозяина, будущего семьянина, отца семейства, который и заботник и защитник и носитель семейных традиций, из которых складывается общая русская культура. Мы хотим вырастить будущую жену, мать, которая будет воплощать семейные нравственные, культурные, трудовые традиции в своей семье, что без всестороннего образования сегодня невозможно.
Мы планируем дать своим воспитанникам непрерывное системное образование (школа, среднее специальное и последующее высшее образование на одной пилотной территории), что многих вводит в сомнение: возможно ли такое при сегодняшней экономике? Мы отвечаем, да возможно, если воспитанники будут трудиться и сами зарабатывать средства на свое содержание и обучение, то есть станут хозяевами своего жизнеобеспечения. Для работы в такой школе нужны и совсем иные учителя, болеющие за свое Отчество и желающие своему Отечеству процветания, которые примут самое живое участие в составлении программ будущей новой школы. В этих программах наряду с традиционной технологией образования (учитель-ученик), будут применяться программы дистанционной формы обучения, которые позволят воспитанникам использовать электронные издания программ и электронные учебные пособия для изучения специальных дисциплин, что значительно сократит затраты на обучение воспитанников.
Сегодня в России размножаются мигранты, а русских становится все меньше и меньше. Скоро мы можем стать аборигенами в своей собственной стране, если у нас не увеличиться рождаемость в семьях. Но прежде этого должна быть крепкая нравственная семья. Чтобы образовывались крепкие нравственные семьи необходимо воспитать новое поколение молодых людей, которые смогут создать такие семьи и легче это сделать на селе. Именно село, и новая сельская школа могут создать тот нравственный климат и тот воспитательный процесс, который необходим для воспитания нового поколения, ибо на селе люди менее подвержены соблазнам, которые присутствуют в городе.
Только на селе, где малая инертность, возможно гармоничное совмещение традиционного сельского уклада и современного городского образа жизни. Только на селе, где задействованы меньшие силы сопротивления, возможно создать единый учебно-воспитательный комплекс, который должен формировать человеческое поведение в деятельности, где неразрывна связь слова с делом, формировать одно из главных человеческих качеств – участливость, которое проявляется в заботе о других, формировать патриотические чувства в человеке.
Такой комплекс позволит сконцентрировать все лучшие культурно-педагогические силы в общем образовательном процессе, поддерживать и развивать в нем традиции русской школы, сохранять преемственность поколений.
Возрождаемая новая классическая русская школа, шаг за шагом должна внедрять новый подход к процессу обучения, при котором существенно меняется функция школы, в результате школа становится духовным и воспитательным центром той местности, где находится. Она становится символом знаний, культуры и высоких человеческих помыслов. Патриотическое воспитание и воспитание воинского долга в такой школе осуществляется на основе казачьего устава, потому что казаки были первыми воинами-христианами, которые основной целью своего служения ставили защиту Отечества. Именно у казаков было развито подлинное самоуправление, которое и в сегодняшнем дне может стать примером общинного братства, которое понималось казаками не только как общность людей, ответственных за ныне живущих, но и ответственных за дела живших прежде и еще только будущих жить. Именно казаки являлись государственно-мыслящими людьми, которые помогли становлению России как православному государству.
Таким образом, учение и жизнь, обучение и воспитание в новой сельской школе становятся неразрывным процессом, который даст прекрасную основу для развития разновозрастного молодежного коллектива с ярко выраженным самоуправлением. Благодаря возрождению подлинного самоуправления в школе начнут формироваться самостоятельные объединения воспитанников, которые реализуют себя в различных видах деятельности, в основе которых будет долг, ответственность, честь и порядочность.
Вот из таких ответственных людей и создадутся новые семьи, которые внесут вклад в духовное и экономическое возрождение России, в возрождение рачительного хозяина земли русской.