Цейлонские слуги в восприятии подданных Российской империи в XIX–начале XX вв.
(имагологический аспект)
Подданные Российской империи, посещавшие с различными целями Цейлон, как и англичане, которые в рассматриваемый период хозяйничали на острове, непременно обзаводились слугами.
Однако в большинстве случаев визитеры из России использовали труд наемных помощников, занятых обычно на работах в общественной сфере и фактически заменивших русским господам домашнюю/личную прислугу. Речь, в частности, идет о персонале гостиниц, где немало времени проводили российские путешественники, и рикшах, как, например, в рассказе И.А. Бунина «Братья». Портье, носильщики и другие служащие двух главных отелей Коломбо, объявившие о забастовке с целью повышения зарплаты, даже попали в донесения российского вице-консульства, адресованные в первый департамент МИД в Санкт-Петербурге. Другой важной для россиян категорией слуг были айя — туземные няньки. По свидетельству В. Верещагина (однофамильца известного художника) в очерке «Месяц на Цейлоне», им разрешалось появляться на пляже в один и тот день вместе с бюргерами, которых считали на острове полукастовыми.
Потребность во вспомогательном персонале испытывали и официальные учреждения — российское вице-консульство и представительства торговых компаний. В этих центрах политической и коммерческой жизни обслуга была весьма приближена к хозяевам и добросовестно выполняла различного рода поручения. В частности, пеон Д.Х. Ди-Сильва получил похвальное письмо от лейтенанта Муромцева с крейсера «Аврора» за ремонт золотых часов и часов с секундомером. Тем самым, как указывают документы вице-консульства, местные помощники завоевывали доверие своих хозяев.
В путевых заметках, письмах и прочих нарративах россиян есть общие зарисовки положения, примет, обычаев цейлонских слуг, составлявших заметную группу островного общества. Например, письма князя А.Д. Салтыкова содержат сведения об одежде и поведении слуг в английских домах. В то же время в записях чиновника Иностранного ведомства Российской Империи барона Ф.Р. Остена-Сакена имеются данные о различном отношении к челяди хозяев острова, англичан, и временно находившихся там подданных Российской Империи. Это также зафиксировано в заметках художника В.В. Верещагина, «Очерках Цейлона и Индии» проф. И.П. Минаева и эссе И.А. Бунина «В стране пращуров».
Сидорова С.Е.,
Институт востоковедения
На кухне европейского бунгало: повара и кхидматгары
Джулия Мэйтлэнд, жена колониального чиновника в Мадрасе, впервые оказавшись в Индии, удивлялась огромному числу слуг в европейских семьях. «При каждой лошади есть человек, а при каждой собаке — мальчик», — сообщала она в письмах в Англию. Обязанности по хозяйству были раздроблены на множество функций и распределены между машалчи (факельщиками/посудомойщиками) и мальчиками на побегушках, подметальщиками и теми, кто стирал пыль, мали (садовниками) и сборщиками плодов с деревьев, кули для работ по саду и кули для закупок, привратниками и панкхавалами (слугами, обмахивавшими хозяев «опахалами»), кхансаманами (дворецкими) и конюхами, айя (нянями) и прачками, хукка-бардарами (теми, кто организовывал курительный процесс) и абдарами/аюбдарами (охладителями напитков), и т.д.
В фокусе доклада — одна группа помощников — повара (cook) и кхидматгары (официанты в домах и повара во время передвижений). По выражению еще одной английской хозяйки в Индии, Анни Флоры Стил, «половина комфорта» жизни европейцев в колонии зависела от «чистой, полезной и удобоваримой еды». Поэтому ответственные за рацион и приготовление пищи слуги были одними из ключевых фигур в колониальном быту. Они приспосабливались к европейскому кухонному ремеслу и приучали белых господ к местным вкусовым традициям, смешивая различные кулинарные практики в горшках, котелках и кофейниках.
На данном этапе исследования задача состоит в накоплении и сведении воедино рассыпанной по колониальным текстам информации о положении этой группы помощников в иерархии индийских слуг, их кастовой и этнической принадлежности, предъявляемых к ним требованиях, наборе обязанностей, размере вознаграждения, формах наказания/поощрения, способах/языках общения и уровне взаимопонимания с английскими господами ( в том числе через вкусовые пристрастия/привычки, формирование меню и столовый этикет), а также об утвари и методах приготовления пищи.
Г.В. Стрелкова,