Нормативно-правовое регулирование землеустройства (нормативно-правовые акты).
Правовое регулирование землеустройства осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса РФ, Закона «О землеустройстве», других нормативных правовых актов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты в этой области подразделяются на законы и подзаконные акты.
Закон — это нормативный правовой акт, принятый высшим органом законодательной власти в стране или путем непосредственного волеизъявления граждан (референдум) и регулирующий наиболее важные общественные (в том числе земельные) отношения. Закон имеет высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным актам, что выражается в следующем:
все подзаконные нормативные акты (указы, постановления, распоряжения, приказы и др.) должны строго соответствовать существующим законам;
закон может быть отменен только высшим законодательным органом (принятый на референдуме — только референдумом), а любой другой правовой акт может быть изменен законом;
деятельность всех органов по регулированию земельных отношений, реализация прав предприятий, организаций, учреждений и граждан в этой сфере осуществляются, в соответствии с законами страны.
Подзаконный акт— это нормативный правовой документ, изданный на основании и во исполнение действующих законов другими государственными органами. К ним относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, указания, положения, инструкции, письма министерств и ведомств, местных органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Все нормативные правовые документы, определяющие правовые основы и осуществляющие регулирование в области землеустройства, условно можно разделить на пять групп:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральные законы Российской Федерации.
3. Указы Президента и постановления Правительства РФ.
4. Ведомственные нормативные акты.
5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Важнейшие положения, фиксирующие основы земельного строя государства, содержатся в Конституции Российской Федерации.Применительно к землеустройству Конституция РФ определяет компетенцию органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления в организации законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне, в субъектах Федерации, на местах.
Из других законов для землеустройства первостепенное значение имеет Земельный кодекс.
Земельный кодекс— основной земельный закон. В Российской Федерации он вступил в действие с 30 октября 2001 г. Земельный кодекс регулирует отношения по использованию и охране земель в нашей стране как основу жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
18 июня 2001 г. вступил в действие Федеральный закон «О землеустройстве», который устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
Нормативные правовые акты обязательны для исполнения и использования участниками отношений, возникающих при проведении землеустройства, и являются основой для государственной землеустроительной экспертизы, осуществления государственного контроля за проведением землеустройства и землеустроительными мероприятиями по рациональному использованию и охране земель.
Землеустроительные действия— это законодательно определенные виды землеустроительных работ, которые выполняются в целях реализации земельной политики государства и отражаются в соответствующей землеустроительной документации.
42. Средство производства неразрывно связанных с землей.
К средствам производства, неразрывно связанных с землей относятся: производственные постройки, водохозяйственные и мелиоративные сооружения, противоэрозионные сооружения, транспортные устройства, многолетние насаждения. Другие хозяйственные устройства – ограждения, сети электропередачи и тд.
В процессе производственной и общественной деятельности земля выступает как важнейший объект социально-экономических связей. От уровня ее продуктивности зависит продовольственное обеспечение страны. Качество природной среды в целом определяет степень благоприятности территории для проживания населения.
Качество земли – совокупность плодородия, рельефа, конфигурации и климатических условий.
Естественное плодородие – определяется присущим от природы химическим составом верхнего слоя.
Искусственное плодородие – полученное с помощью агротехнических мероприятий.
Экономическое плодородие – проявляется в совершении технологических работ на земле.