III. Упражнение в подборе слов к данным схемам. Разбор по составу. Игра «Словесный аукцион».
– К данным схемам постарайтесь подобрать как можно больше слов. Запишите их в тетрадь, сделав разбор по составу.
– Слова каких частей речи запишем в каждый столбик?
– Как вы догадались? Что помогло вам? (Окончания имён прилагательных, суффиксы глаголов.)
– Какие прилагательные запишете к первой, а какие – к третьей схеме? Почему?
– Какие глаголы запишем ко второй, а какие – к последней схеме? Обоснуйте ответ.
IV. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Прочитайте слова, записанные на доске, определите орфограмму в этих словах и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
М_лыши, мал_нький, б_говая, б_гун, з_бег, пр_сить, з_прос, учит_ль, с_н_ватый, п_с_неть.
(Безударные гласные. На уроке вспоминаем правило проверки безударных гласных.)
– Если вы внимательно рассмотрите данные слова, то, наверное, заметите, что безударные гласные находятся в разных частях слова. Сегодня на уроке мы повторяем правописание безударных гласных в корне, приставках и суффиксах.
V. Сопоставление правил проверки безударных гласных в корне, приставках и суффиксах.
1. Группировка слов по месту расположения безударной гласной в слове.
– Слова, которые вы только что читали, распределите в три столбика по месту расположения безударной гласной. Вставьте букву, объясните, как проверили себя.
Малыши забег маленький
Беговая запрос учитель
Бегун посинеть синеватый
Просить
Посинеть
синеватый
– Почему некоторые слова повторяются в разных группах? (Потому что безударные гласные есть в разных частях этих слов.)
– Как проверяли слова с безударными гласными в корне?
– Что можете сказать о безударных гласных в приставках и суффиксах? (Их нельзя проверить, нужно запомнить.)
– Да, вы ещё не знаете правил написания некоторых приставок и суффиксов, поэтому их правописание вы запоминаете.
2. Знакомство с правилом в учебнике на с. 123.
VI. Правописание безударных гласных в корне, приставках(упр. 529, с. 123). Письмо с комментированием.
VII. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой(упр. 531, с. 124).
VIII. Домашнее задание:упражнение 532, с. 125.
IX. Итог урока.
– Что повторяли на уроке?
– Как проверяются безударные гласные в разных частях слова?
Урок 160. Текст и предложение
как единицы речи
Цель: учащиеся развивают умения составлять текст на предложенную тему по рисунку, опорным словам; воспроизводить текст по вопросам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы повторяем особенности текста как единицы речи.
– Какие понятия нам нужно повторить? (Тема, основная мысль текста; виды текстов, структура текста.)
– Все задания, которые мы выполним на уроке, связаны с праздником 9 Мая – Днём Победы.