Урок 122. Контрольное списывание
Цели: проверить умение учащихся безошибочно списывать текст, проверять написанное, находить в тексте местоимения.
Удивительное дерево
В Сибири растёт кедр. Он достигает в высоту сорока метров. Это ценное хвойное дерево. Из него делают посуду, мебель.
В посуде из древесины кедра неделями не скисает молоко. В прекрасной мебели из кедра не заводятся вредные насекомые.
Сколько шишек созревает к осени на кедре! Люди мешками собирают кедровые шишки. Из них добывают орешки. Крепкие шишки трут на особой тёрке. При этом орехи остаются целыми. Их отделяют от шелухи. Из них делают полезное масло. В урожайный год в кедровнике поспевают тонны орехов.
Грамматические задания:
1. Подчеркнуть в тексте местоимения, указать их лицо, число.
2. Выписать однокоренные слова с корнем кедр-; указать части речи.
Урок 123. Глагол как часть речи
(повторение)
Цели: учащиеся обобщают знания о грамматических особенностях глагола, его роли в языке; совершенствуют умение распознавать изученные части речи.
О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки для выполнения упражнения 399.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Наш урок я хотела бы начать с загадки.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
– О какой части речи говорится в загадке? (О глаголе.)
– Как вы определили это?
– О чём пойдёт речь на уроке, как вы думаете?
– Да, сегодня мы начинаем изучение большой темы «Глагол». Задача сегодняшнего урока – вспомнить, что нам известно об этой части речи, её особенностях.
IV. Наблюдение над грамматическими особенностями глагола, его ролью в речи.
1. Упражнение 398, с. 61. Самостоятельная работа в парах.
Задание: подготовить ответ по плану:
1) Докажите, что выделенные слова – глаголы.
2) На какие вопросы они отвечают?
3) Что они обозначают?
4) Как изменяются?
5) Каким членом предложения чаще всего бывают?
2. Проверка.
3. Составление схемы
4. Запись текста из упражнения 398, с. 61.
Разбор первого предложения по членам.
V. Упражнение в распознавании частей речи. Самостоятельная работа.
1. Выполнение упражнения 399, с. 61.
2. Проверка с помощью сигнальных карточек .
VI. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой(упр. 401, с. 62).
Разбор предложения и слов из упражнения 401.
VII. Домашнее задание:упражнение 402, с. 62–63. Подготовиться к письму по памяти (устно) – упражнение 403, с. 63.
VIII. Итог урока.
– Что повторяли на уроке?
– Какие особенности глаголов вспомнили?
– Чем глагол отличается от существительного и прилагательного?
Урок 124. Изменение глаголов
по временам
Цель: учащиеся развивают умение распознавать временные формы глагола, правильно употреблять их в речи.
О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки .
Ход урока
I. Организационный момент.