IV. Сопоставление именительного и винительного падежей прилагательных во множественном числе.
1. Склонение прилагательных в форме множественного числа.
– Просклоняйте словосочетания, которые вы составили в начале урока со словами тракторы, агрономы. Выделите окончания в именительном и винительном падежах.
Проверьте работу по таблице.
2. Наблюдение над падежными вопросами и окончаниями прилагательных в форме множественного числа в именительном и винительном падежах.
– В каких случаях вопросы и окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном и винительном падежах совпадают? (Когда они связаны с неодушевлёнными существительными.)
– Как распознать падеж в этом случае? Вспомните, как мы делали это с именами существительными. (По наличию предлога; если его нет, то по роли существительного, с которым связано прилагательное в предложении.)
3. Вывод.
– Если прилагательное в форме множественного числа связано с неодушевлённым существительным, то у него одинаковые окончания в именительном и винительном падежах. Чтобы распознать падежи, необходимо определить роль в предложении того существительного, с которым прилагательное связано по смыслу. Если это подлежащее, то словосочетание прилагательное + употреблено в именительном падеже; если это второстепенный член, то прилагательное и существительное употреблены в винительном падеже. На винительный падеж указывает и наличие предлога перед прилагательным.
V. Работа с учебником.
1. Упражнение в распознавании именительного и винительного падежей прилагательных в форме множественного числа (упр. 347, с. 37). Выполняется с комментированием.
2. Разбор предложения из упражнения 347.
На заводах рабочие собирают мощные тракторы4.
VI. Самостоятельная работа(по вариантам).
1. Списать предложения, выделить окончания прилагательных, указать их падеж. (Предложения записаны на доске.)
Вариант I.
Тяжёл__ шапки снега упали с макушки сосны. Сосны одеты в тяжёл__ шапки снега. Лёгк__ морозцы покрывали лужицы прозрачным льдом. В лёгк__ морозцы хорошо гулять по зимнему лесу.
Вариант II.
Стройн__ берёзы покрыты инеем. На стройн__ берёзы тихо падал снег. На поляне росли маленьк__ ёлочки. Покрывало из снега укутало маленьк__ ёлочки.
2. Взаимопроверка.
VII. Письмо по памяти(упр. 344, с. 35)
Определение падежа прилагательных в единственном и множественном числе.
VIII. Домашнее задание:упражнение 348, с. 37–38.
IX. Итог урока.
– Какую учебную задачу поставили в начале урока?
– Как вы считаете, удалось справиться с выполнением этой задачи? Обоснуйте ответ.
– Как различить прилагательные именительного и винительного падежей множественного числа с одинаковыми окончаниями?
Урок 107. Изложение повествовательного
текста
Цели: учащиеся совершенствуют умение передавать содержание повествовательного текста после зрительного восприятия; развивают умение правильно писать безударные окончания имён прилагательных и существительных.
Ход урока
I. Организационный момент.