IV. Сопоставление именительного и винительного падежей прилагательных во множественном числе.

1. Склонение прилагательных в форме множественного числа.

– Просклоняйте словосочетания, которые вы составили в начале урока со словами тракторы, агрономы. Выделите окончания в именительном и винительном падежах.

Проверьте работу по таблице.

IV. Сопоставление именительного и винительного падежей прилагательных во множественном числе. - student2.ru

2. Наблюдение над падежными вопросами и окончаниями прилагательных в форме множественного числа в именительном и винительном падежах.

– В каких случаях вопросы и окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном и винительном падежах совпадают? (Когда они связаны с неодушевлёнными существительными.)

– Как распознать падеж в этом случае? Вспомните, как мы делали это с именами существительными. (По наличию предлога; если его нет, то по роли существительного, с которым связано прилагательное в предложении.)

3. Вывод.

– Если прилагательное в форме множественного числа связано с неодушевлённым существительным, то у него одинаковые окончания в именительном и винительном падежах. Чтобы распознать падежи, необходимо определить роль в предложении того существительного, с которым прилагательное связано по смыслу. Если это подлежащее, то словосочетание прилагательное + IV. Сопоставление именительного и винительного падежей прилагательных во множественном числе. - student2.ru употреблено в именительном падеже; если это второстепенный член, то прилагательное и существительное употреблены в винительном падеже. На винительный падеж указывает и наличие предлога перед прилагательным.

V. Работа с учебником.

1. Упражнение в распознавании именительного и винительного падежей прилагательных в форме множественного числа (упр. 347, с. 37). Выполняется с комментированием.

2. Разбор предложения из упражнения 347.

На заводах рабочие собирают мощные тракторы4.

IV. Сопоставление именительного и винительного падежей прилагательных во множественном числе. - student2.ru

VI. Самостоятельная работа(по вариантам).

1. Списать предложения, выделить окончания прилагательных, указать их падеж. (Предложения записаны на доске.)

Вариант I.

Тяжёл__ шапки снега упали с макушки сосны. Сосны одеты в тяжёл__ шапки снега. Лёгк__ морозцы покрывали лужицы прозрачным льдом. В лёгк__ морозцы хорошо гулять по зимнему лесу.

Вариант II.

Стройн__ берёзы покрыты инеем. На стройн__ берёзы тихо падал снег. На поляне росли маленьк__ ёлочки. Покрывало из снега укутало маленьк__ ёлочки.

2. Взаимопроверка.

VII. Письмо по памяти(упр. 344, с. 35)

Определение падежа прилагательных в единственном и множественном числе.

VIII. Домашнее задание:упражнение 348, с. 37–38.

IX. Итог урока.

– Какую учебную задачу поставили в начале урока?

– Как вы считаете, удалось справиться с выполнением этой задачи? Обоснуйте ответ.

– Как различить прилагательные именительного и винительного падежей множественного числа с одинаковыми окончаниями?

Урок 107. Изложение повествовательного
текста

Цели: учащиеся совершенствуют умение передавать содержание повествовательного текста после зрительного восприятия; развивают умение правильно писать безударные окончания имён прилагательных и существительных.

Ход урока

I. Организационный момент.

Наши рекомендации