IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний.

– Прочитайте запись на доске. Подумайте, в каких падежах окончания не вызывают сомнений и вы можете сразу их дописать.

И. деревня город тетрадь

Р. деревн.. город.. тетрад..

Д. деревн.. город.. тетрад..

В. деревн.. город тетрадь

Т. деревн.. город.. тетрад..

П. о деревн.. о город.. о тетрад..

(Не вызывают сомнений окончания существительных 1-го скл. в. п.; во 2-м скл. – все падежи, кроме т. п. и п. п.; в 3 скл. – все, кроме р. п., д. п., п. п.)

– Какие трудности возникли с остальными падежными формами? (Неясно, какую гласную писать – е или и – в р. п. 1-го, 3-го скл.; в д. п. 1-го, 3-го скл.; в п. п. 2-го – 3-го скл., а также неясно написание т. п. 1-го, 2-го скл.)

На доске получается запись:

И. деревня город тетрадь

Р. деревн IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний. - student2.ru города тетрад IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний. - student2.ru

Д. деревн IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний. - student2.ru городу тетрад IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний. - student2.ru

В. деревню город тетрадь

Т. деревн IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний. - student2.ru й город IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний. - student2.ru м тетрадью

П. о деревн IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний. - student2.ru о город IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний. - student2.ru о тетрад IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний. - student2.ru

– Как можно проверить написание этих безударных окончаний? (По таблице; по ударным окончаниям существительных.)

– Нужно ли знать падеж проверяемого существительного? Почему?

– Нужно ли знать склонение проверяемого существительного? Почему?

– Понадобится ли для проверки таблица падежных окончаний существительных?

IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний. - student2.ru

V. Знакомство с выводами и алгоритмом проверки безударного окончания существительных.

– Прочитайте первый вопрос Почемучки и ответ на него (с. 96).

– Прочитайте второй вопрос Почемучки и ответ на этот вопрос. (Памятка на с. 96.)

– Как мы будем определять падеж существительного? (По вопросу и предлогу.)

– Каким образом узнаем склонение? (Поставим существительное в начальную форму и по роду и окончанию узнаем склонение.)

– Как будем действовать дальше? (В таблице найдём нужное окончание и напишем его в слове.)

Учитель записывает схему на доске (или вывешивает на плакате).

IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний. - student2.ru

– Теперь познакомьтесь с образцом устного рассуждения в упражнении 185, с. 97.

– Попробуйте объяснить, какие окончания мы напишем у существительных деревня, город, тетрадь, в родительном, дательном, творительном, предложном падежах.

VI. Упражнение в проверке и написании безударных окончаний имён существительных.

1. Работа со стихотворениями.

– Прочитайте стихотворения поэтессы А. Стройло. Используя составленную таблицу и образец рассуждения в учебнике, объясните правописание безударных окончаний существительных. (Коллективная работа с записью на доске и в тетрадях.)

Рыжий кот сказал собак_: Нужен нам в считалочк_

– Нам не обойтись без драк_! Петушок на палочк_,

Вы не ходите по крыш_, Кто последним остаётся,

Кости вам вкусней, чем мыши. Он тому и достаётся.

IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний. - student2.ru

– Теперь попробуйте воспользоваться другим способом проверки – по ударным окончаниям существительных того же склонения. Прочитайте правило на с. 97.

– Какого склонения существительные в стихотворениях? Каким существительным с ударным окончанием можно проверить себя? (Например: земля, вода.)

2. Самостоятельная работа (упр. 184, с. 96).

VII. Итог урока.

– Прочитайте вопросы Почемучки. Какие ответы на них вы дадите?

Урок 54. ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В форме
РОДИТЕЛЬНОго ПАДЕЖа

Цели: учащиеся уточняют знания об особенностях родительного падежа; овладевают умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных по алгоритму.

Оборудование: таблица вопросов, предлогов и окончаний родительного падежа.

Ход урока

I. Организационный момент.

Наши рекомендации