IV. Актуализация опорных знаний о предложении.

1. Повторение изученного о предложении по схеме, составленной на предыдущем уроке.

IV. Актуализация опорных знаний о предложении. - student2.ru

2. Работа с текстом, записанным на доске.

Пришёл сентябрь как красиво кругом а какие краски подарила нам художница-осень пойдём в лес, в парк там мы найдём ответ

– Можно ли сказать, что перед вами текст? Обоснуйте свой ответ.

– Найдите границы предложений. Какие знаки препинания нужно расставить и почему?

– Назовите виды предложений по цели высказывания.

– Вы сказали, что и первое, и второе предложения – повествовательные. Почему же поставили разные знаки в конце предложения? (Потому что эти предложения произносятся с разной интонацией.)

– Так зависит ли знак завершения предложения только от цели высказывания или ещё и от интонации? (И от цели высказывания, и от интонации.)

– Какие виды предложений по интонации вы знаете?

– Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения в зависимости от интонации и цели высказывания?

– Сравните свой вывод с выводом в учебнике (с. 6).

V. Работа со схемой.

– К составленной ранее схеме добавляем виды предложений по интонации.

IV. Актуализация опорных знаний о предложении. - student2.ru

IV. Актуализация опорных знаний о предложении. - student2.ru

VI. Работа с учебником:упражнения 5, 6, с. 5–6.

VII. Домашнее задание: упражнение 7, с. 6; подумать над вопросом Почемучки после выполнения задания.

VIII. Итог урока.

Урок 3. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: учащиеся вырабатывают умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; выполняют разбор предложения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Словарно-орфографическая работа.

– Посмотрите на странице 8, какое новое слово из словаря мы узнаем на уроке.

– Чтобы записать число 11, в древнерусском языке нужно было употребить сразу три слова: один на десяте, что означало «один сверх десятка». С течением времени под влиянием произношения это сочетание слов преобразовалось в одно слово. Можете ли вы теперь объяснить, почему в этом слове надо писать две буквы н?

– Запишите слово в тетрадь, обозначьте ударение, подчеркните непроверяемые орфограммы и составьте с этим словом предложение.

IV. Проверка домашнего задания по вопросам учебника (упр. 7, с. 6).

На основании ответов детей составляется схема, обобщающая знания учащихся о главных членах предложения:

Главные члены предложения

(грамматическая основа предложения)

подлежащеесказуемое

кто? что? что делает? (-ют)?

(имя сущ.) каков (-а)?

(глагол, прил.)

– Мы ответили на вопрос Почемучки о главных членах предложения?

– А разве в предложениях нет других слов, кроме подлежащего и сказуемого? (Есть.)

– Как такие слова называются? Для чего они нужны?

IV. Актуализация опорных знаний о предложении. - student2.ru

V. Наблюдение (наличие главных и второстепенных членов в предложениях). Упражнение 8, с. 6–7.

– Какими были предложения во втором тексте? (Состояли только из главных членов предложения.)

– Вспомните, как называют такие предложения? (Нераспространенные.)

– Что можете сказать о предложениях в первом тексте? Почему? (Распространенные, так как, кроме главных, в них есть ещё и второстепенные члены.)

VI. Составление схемы.

IV. Актуализация опорных знаний о предложении. - student2.ru

IV. Актуализация опорных знаний о предложении. - student2.ru

Наши рекомендации