Тема 3.1. Использование лесов для осуществления
Рекреационной деятельности. Понятие о рекреации.
Студент должен
знать:
- организацию и ведение хозяйства для осуществления рекреационной деятельности;
уметь:
- разрабатывать мероприятия по осуществлению рекреационной деятельности.
Объекты рекреационного назначения. Мероприятия по осуществлению рекреационной деятельности. Организация использования.
Практическое занятие № 1
Проектирование мероприятий по использованию лесов на различных объектах реакционного назначения.
Литература
Основная: (1) ст. 41, (2) стр. 287-302, (4) стр. 451-455
Нормативная: (12), (34), (42)
Методические указания
При изучении рекреационного использования лесов следует обратить внимание на: объекты рекреационного назначения; пригодность естественных лесов рекреационного пользования; градацию рекреационной нагрузки; стадии рекреационной дегрессии и от чего они зависят; роль работников лесного хозяйства в создании благоприятных условий для отдыха в лесу.
В целом исследование проблем охраны и использования рекреационных ресурсов остается достаточно перспективным направлением, так как сохранение ценных древостоев и повышение их устойчивости к различным формам антропогенного воздействия, а также реконструкция расстроенных лесов - задача сложная и требующая приложения не только научных разработок, но и соответствующего правового, законодательного и финансового обеспечения для сохранения вокруг городов лесных угодий, служащих не только нынешним, но и будущим поколениям.
Всоответствии со ст. 56 Лесного кодекса РФ все леса Государственного лесного фонда разделены по функциональному и народно-хозяйственному значению на 3 категории защитности, в которых соответственно с Инструкциями по лесоустройству и региональными основными положениями ведения лесного хозяйства регламентируются характер и уровень хозяйственной деятельности, в.т.ч. и в части рекреационного лесопользования.
Вопросы для самоконтроля
1. Для чего используются леса рекреационного значения?
2. Какие формы рекреации допускаются при рекреационном лесопользовании?
3. Как определить рекреационную нагрузку?
4. Система рекреационных объектов в Российской Федерации.
5. Современные задачи и проблемы рекреационного лесопользования.
Тема 3.2. Предмет, объекты и задачи лесопаркового хозяйства
Студент должен
знать:
- определение «лесопарк»;
- общие требования к ведению хозяйства в лесах 1 группы и лесопарках;
- о стилях в паркостроении;
уметь:
- выделять отличительные признаки леса и лесопарка.
Исторический обзор садово-паркового строительства. Стили в паркостроении: регулярный, ландшафтный, комбинированный.
Понятия о лесопарке. Отличие лесопарка от леса и парка. Функциональное назначение. Условия выбора территории под лесопарки. Общие требования к ведению хозяйства в лесах и лесопарках в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Литература
Основная: (1) стр. 5-22; (2) стр. 38-41; (3) стр. 4-5
Дополнительная: (3) стр. 54, 80, 123; (8) стр. 6-12
Методические указания
Ландшафтное искусство – это искусство формирования окружающей среды с помощью элементов природы и архитектуры, где живые растения являются основным строительным материалом. В процессе роста они непрерывно изменяют форму, окраску, фактуру, изменяя и окружающее пространство. Декоративное садоводство появилось на самых ранних ступенях развития человеческой цивилизации (висячие сады Семирамиды в Вавилоне) и развивалось по двум основным направлениям (стилям): регулярный или геометрический стиль и ландшафтный или пейзажный стиль.
Сады и парки регулярного стиля создавались на выровненной поверхности. Сетью прямых дорог парк делился на геометрически правильные фигуры. В посадках соблюдалась симметрия. Деревья, кустарники, травы подвергались стрижке.
Основоположником этого стиля был Андре Ленотр (1613-1700). Он построил огромное количество парков и воспитал плеяду садовых архитекторов.
Самым ярким выражением всех творческих находок, приемов и принципов А. Ленотра является Версальский парк. Для парка характерно применение сплошных массивов растительности, обширных узорных партеров, лабиринтов, обводнение парка с помощью каналов. Высокого уровня развития достигли топиарное и трельяжное искусство.
Топиарное искусство – это искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников. Трельяж – легкая деревянная решетка или ажурная конструкция из других материалов, применяемая в качестве каркаса для вьющихся растений.
Ученик А. Ленотра, А. Леблон работал в России и сделал проект парка Петродворца в регулярном стиле. В Петергофе (Петродворец) находится уникальная, не имеющая равных в мире, система каналов. Все они работают от естественного напора воды. Фонтаны бесконечно разнообразны и многочисленны. Они являют славу Петродворца и его душу.
Регулярная планировка парков создавалась на основе следующих принципов: пропорциональность, четкость композиции, строгая иерархия главного и второстепенного, максимальное раскрытие пространства.
Парки ландшафтного стиля целесообразны в условиях расчлененного рельефа. Для парка характерны извилистые дорожки, неправильные формы водоемов и площадок; свободная группировка деревьев, кустарников и цветов, растительность не стригут.
Первые ландшафтные парки появились в Англии, хотя ландшафтный стиль был давно известен в Китае.
Характерным примером английского пейзажного парка является парк Стоу, строительство которого в 1713 г. начал Бриджемен и завершил У. Кент 1738 г. В плане парк имел форму неправильной трапеции. Основа композиции – свободное размещение растительности. Все элементы сада как бы созданы самой природой.
Пейзажные парки создавались согласно следующим принципам: подчеркивание естественной красоты ландшафта и скрытие недостатков, свободная планировка, парковые пейзажи создают, чтобы возникала иллюзия их естественного происхождения. В России классический парк ландшафтного стиля – Павловский под Санкт-Петербургом, который открыл красоту русских пейзажей. Впоследствии это оказало огромнейшее влияние на все отечественное паркостроение.
Парки комбинированного стиля сочетают элементы регулярных и ландшафтных парков. В этих парках, как правило, вход и центр устраивают в регулярном стиле, все остальное в ландшафтном.
Зарождению и расцвету того или иного направления парковой композиции в данной стране способствовали различные условия: особенности климата и рельефа, общественного устройства, степень могущества государства. Поэтому регулярные парки и сады, расположенные на горном рельефе называют итальянскими, регулярные парки на ровной местности – французскими, цветочные партерные сады – голландскими, пейзажные парки – английскими.
В середине XIX века впервые встал вопрос о регулировании взаимоотношений человека с природной средой. Перелом в развитии ландшафтного искусства связан с именем Ф. Олмстеда. Идеей Ф. Олмстеда было сохранить естественный пейзаж и организовать его показ с наиболее выгодных точек зрения. Эта идея легла в основу создания первого в США природного заповедника. Вслед за США в Европе, Японии, Австралии и России возникло движение за сохранение ценных природных ландшафтов и установление контроля над безудержным ростом городов.
Необходимость организации лесопарков была определена в 1925 г. впервые для курортных лесов в районе г. Сочи, где их создание было направлено на организацию отдыха как составной части курортного лечения. Состоявшийся в том году Всесоюзный научно-организационный съезд по курортному делу отмечал не только водоохранное и горнозащитное значение лесов, но и климатотерапевтическое и рекреационное, была обоснована необходимость прокладки специальных прогулочных маршрутов и формирования привлекательных ландшафтов с раскрытием внешних видов и перспектив на окрестности.
Рост городов и расширение производственных предприятий по всей стране и особенно в крупных промышленных центрах, где сосредоточивалось значительное количество населения, определили необходимость решения проблем санитарно-гигиенического и экологического характера городов при сохранении лесов и всей структуры природной среды вокруг таких центров, особенно в связи с разработкой генеральных планов и выделением зеленых зон, внутри которых начали создаваться лесопарки.
К 1934 г. относится первый проект лесопарка – «Невского», предназначенного для отдыха населения в пригороде Ленинграда. Автор проекта лесопарка О.А. Иванова разработала планировочное и композиционное решение территории лесопарка на основе значительных площадей открытых пространств: Красная поляна площадью 10 га стала композиционным центром, вокруг которого формировались полуоткрытые пространства, наиболее декоративные в Серебристой долине. Закрытые пространства представляли естественные лиственные леса, включенные в структуру лесопарка, а также созданные многочисленными посадками деревьев и кустарников, высаженных в 1937 г. по специальному проекту. Значительную роль в декоративности парка играли устроенные водоемы и хорошо спланированная и построенная дорожно-тропиночная сеть.
В основу концепции устройства лесопарков М.М. Орловым положены различия в создании парков и лесопарков: «Создание парков путем новых насаждений – специальная задача садово-паркового искусства, основанного на согласовании требований эстетики с условиями древоводства и лесоводства. В парках - садах, сравнительно небольших по площади, состоящих из солитеров, аллей и групп, но не имеющих участков, которые можно было бы считать насаждениями в лесоводственном смысле, лесохозяйственная техника не имеет приложения, так как в них все сводится к древоводству, дополняемому цветоводством. Но в лесах, обращаемых в парки и состоящих в главной своей массе из насаждений, лесохозяйственная техника неизбежна, так как необходимо считаться с ростом этих насаждений и с заменой их новыми поколениями. Поэтому для лесопарков должен составляться план хозяйства, основанный на природных особенностях данного объекта и удовлетворяющий предъявляемым целевым установкам».
"Возрождение лесопаркового хозяйства началось в конце 1940-х - начале 1950-х гг. проведением лесоустройства пригородных лесов, увеличением площадей зеленых зон и выделением в них лесопарковой и лесохозяйственной (а местами и парковой) хозяйственных частей, акцентированием в лесопарках наряду с эстетическими и рекреационными функциями средообразующей роли, выявлением санитарно-гигиенических и природоохранных качеств насаждений и территорий, особенно в связи с нарастающим негативным влиянием на природную среду загрязнений воздушного бассейна.
Наибольшего развития теория и практика лесопаркового хозяйства получили в 1960-1970 гг. Интенсивное использование лесов, как правило, не подготовленных для приема многотысячного количества посетителей, приводило к значительным изменениям их структуры, снижения устойчивости, потере декоративности и снижению санитарно-гигиенических свойств лесных насаждений.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие существуют стили садово-паркового искусства?
2. Назовите основные принципы, которыми руководствуются при создании парков:
а) регулярного стиля;
б) ландшафтного стиля.
3. Что называют лесопарком?
5. Каково основное назначение лесопарка?
6. Чем отличается лесопарк от леса и парка?