О роли губернатора в провинциальном обществе
Губернатор должен объединять собою все местное общество: у него должны встречаться круги дворянский, земский, чиновничий, представители городского самоуправления и т. д. Теперь многие думают, что такая обязанность уже не лежит более на губернаторе, что это пережиток доброго старого времени, когда на эти должности назначались люди родовитые, с хорошими личными средствами, имевшие возможность жить открыто. Я совершенно не разделяю такого взгляда и напротив того думаю, что именно теперь эта сторона губернаторской службы приобрела еще большее жизненное значение, чем прежде. Когда принимаешь часто у себя людей, узнаешь их гораздо ближе, можешь вернее оценить способности каждого.
Это близкое общение, особенно если губернатор способен завоевать себе симпатии и уважение, страшно облегчает управление губернией…
Жизнь без компромиссов невозможна, а потому и управление в руках педанта есть скверное управление, страшно обостряющее течение жизни и возбуждающее, к себе всеобщую ненависть. В таких случаях совершенно искажается основная цель всякого управления: вместо благодетельного регулятора, при котором людям живется и безопаснее и покойнее, достигается напротив общая взвинченность и страстное желание разбить такой регулятор, мешающий жить.
Если губернатор вздумает всякое не согласное с законом и его толкованием, постановление самоуправления опротестовывать, независимо от значения такого несогласия, он может привести работу этих органов к полной остановке, подобно тому, как кассация судебного решения по любому неимеющему значения для дела кассационному поводу ведет к отказу в правосудии…
Какое-же другое средство регулировать эти отношения?
Только личное воздействие. Если губернатор человек умный, доброжелательный, пользуется общим уважением, для него в этой сфере безбрежные возможности…
Если губернатор замкнется в своем доме и не будет иметь широкого общения с обществом, он осужден на полную от всего отчужденность. Все непременно будут в сношениях с ним непроницаемо замкнуты и оффициальны, а это повлечет за собою лишь внешнее управление событиями, не допуская вас влиять на их самую сущность.
О революционной молодежи
Является человек смелый, которому воспитание или наследственность не дали каких-либо внедренных в самую его природу нравственных понятий, за то щедро снабдили неудержимыми аппетитами, стремления которого направлены на то, чтобы урвать от жизни все те наслаждения, которые тешат грубые животные инстинкты человека, и вот он становится под знамя революции и делается вожаком таких-же, как он сам, в корне развращенных людей, ищущих веселой, свободной от всяких ограничений жизни. Знамя революции ему нужно только для того, чтобы заглушить присущия даже душе негодяя, добрые чувства, избавиться от угрызений совести красиво звучащей фразой, что он борется с угнетателями народа, и работает у создания счастья России.
Неуравновешенная молодежь, еще не втянутая жизнью в определенные житейския рамки и для которой переступить границы дозволенного не мешает ни выработанная жизнью привычка самоограничения, ни способность предвидения неизбежных последствий бунта против законов человеческого общежития стремительно наполняет кадры этих партизанов-революционеров. Ведь, как-же иначе объяснить себе, что подавляющее число революционеров редко, очень редко переступает возраст 20 лет. Апологеты революции объясняют это свойственной молодости отзывчивостью на все доброе, способностью загораться неудержимым стремлением к идеалу.
Это верно, только по отношению учащейся молодежи, которая настолько образована, что может увлекаться отвлеченными идеями, может гипнотизироваться кажущейся красотой и справедливостью разных мечтательных социальных построений, не имея житейского опыта понять их полную неосуществимость и противоречивость с законами природы. Но приписывать такия стремления какому-либо неучу, не прочитавшему в жизни своей ни одной книжки, понятия не имеющему об отвлеченном мышлении, это такой-же грубый подлог как предъявление в Государственной Думе крестьянских наказов, с требованием амнистии, всеобщей, полной, равной, пряной подачи голосов и пр., которыми революционные малограмотные в большинстве своем депутаты на весь свет издевалис над здравым смыслом.