Столыпинская аграрная реформа в Пензенской губернии.
Важнейшим направлением в административно-хозяйственной деятельности местной администрации в начале ХХ в. было осуществление аграрных преобразований, которые получили название столыпинской аграрной реформы. Название происходит от имени председателя правительства П. А. Столыпина (1906-1911 ).
Правительство стало уделять пристальное внимание вопросам крестьянского землеустройства с весны 1906 г. После первой волны погромов помещичьих усадеб в конце 1905 г. разоренные хозяева в спешном порядке сбывали свои имения Крестьянскому поземельному банку. Только за 1906 г. в собственность пензенского отделения Крестьянского поземельного банка перешло 31 имение размером более 35 тыс. десятин. Государство не могло не поддержать разоряющихся помещиков, но содержание такого огромного земельного фонда было ему не по силам. Поэтому встал вопрос о его скорейшей ликвидации путем продажи крестьянам. Прекрасно понимая, что одной из главных причин аграрных выступлений является крестьянское малоземелье, правительство пыталось снизить накал социальных противоречий в деревне не только путем продажи банковских земель, но и выступая в качестве посредника при заключении сделок о покупке земли между помещиками и крестьянами. Осенью 1906 г. власти развернули наступление на крестьянскую общину, считая ее наличие одним из главных условий организованных аграрных выступлений. Центральное место в реформе занимал правительственный указ от 9 ноября 1906 г. Согласно этому указу крестьянин получил право по собственному желанию выходить из общины, закреплять в собственность свой общинный земельный надел, объединять свои земельные участки в один (отруб), и переселяться на свою землю создавая хутор.
В решении вышеперечисленных задач, составлявших основу правительственной земельной политики, большая роль отводилась землеустроительным комиссиям. Их создание было инициировано указа от 4 марта 1906 г. Пензенский губернатор С.В. Александровский сформулировал первые задачи землеустроительных комиссий следующим образом: 1) сбор сведений о земельной нужде крестьян в пределах уезда и определение возможной помощи со стороны правительства; 2) сбор сведений о всех частновладельческих землях, поступивших в продажу через Крестьянский банк и определение возможного использования их для удовлетворения земельной нужды крестьян.
Помощь Крестьянскому поземельному банку стала в этот период важнейшим направлением в деятельности всех землеустроительных комиссий. Особая необходимость в их содействии возникла после того, как Крестьянскому банку летом 1906 г. были переданы огромные массивы удельных и казенных земель, для продажи их крестьянам.
Пензенские крестьяне встретили инициативу правительства прохладно. В условиях революционного кризиса сурская деревня жила ожиданием справедливого «чёрного» передела земли, входе которого крестьяне надеялись получить помещичьи владения бесплатно. Поэтому покупать землю они не спешили. Для того чтобы разрушить недоверие крестьян к правительственной аграрной политике, местная администрация развернула широкую пропаганду идей землеустройства. Губернатор публиковал обращения к крестьянскому населению губернии, в которых всячески подчеркивали выгоды правительственного варианта аграрной реформы. В некоторых случаях, чтобы ускорить процесс ликвидации банковских земель, власти, когда местные крестьяне почему-либо медлили с покупкой участков, продавали землю выходцам из других уездов и губерний. Спад революционной волны ускорил распродажу банковских земель. Уже к концу 1909 г. почти весь фонд казенных и банковских земель в Пензенской губернии (около 200 тысяч десятин) был продан крестьянам. Этому объективно способствовал хороший урожай в губернии в 1908 – 1909 гг., позволивший крестьянам собрать достаточно средств для покупки земли.
Вопросы собственно внутриобщинного землеустройства в 1906 – 1907 гг. занимали в деятельности пензенских властей относительно мало места и сводились в основном к укреплению в личную собственность общинных земель. Сосредоточившись на организации землеустроительных комиссий и экстренной помощи Крестьянскому банку, местные власти отодвигали дело борьбы с общинным землевладением в область ближайшей перспективы. Крестьянское малоземелье и слабое проникновение капиталистических отношений в деревню делали задачи, стоящие перед местной администрацией, трудновыполнимыми. В Пензенской губернии за 1908 г. удалось произвести землемерные работы только в 13 обществах по выделу на отруба 163 домохозяев, в личную собственность укрепили надельную землю 20 051 человек.
С 1909 г. в связи с изменением правительственной политики главный упор делается на разрушение крестьянской общины. Чтобы увлечь крестьян идеями реформаторства, местная администрация развернула широкую пропагандистскую деятельность. Издавались специальные брошюры и воззвания, адресованные к крестьянам, где описывались выгоды правительственного варианта землеустройства и подробно объяснялось как нужно действовать, чтобы закрепить общинную землю в собственность. Осуществлялась широкая информационная поддержка землеустроительных мероприятий в периодической печати, чтобы показать населению размах аграрного переустройства и внушить идею о неотвратимости преобразований. В Пензе во время реформы появился даже специальный орган губернской землеустроительной комиссии – журнал «Землеустроитель». Каждый правительственный акт, вносивший изменения в ход землеустройства (закон 14 июня 1910 г., положение о землеустройстве 29 мая 1911 г.) порождал новый виток пропагандистской кампании.
По мере развития столыпинской аграрной реформы на всех этажах государственного аппарата зрело понимание того, что без широкой агрономической и финансовой поддержки крестьян, включавшихся в аграрные преобразования, добиться больших успехов не удастся. При губернской землеустроительной комиссии образовывались особые агрономические совещания, в задачу которых входила разработка планов распространения сельскохозяйственной культуры в районах землеустройства. В состав землеустроительных комиссий вводились агрономы. К оказанию агрономической помощи привлекалось земство.
Правительством были разработаны правила оказания финансовой помощи крестьянам. Ссуды выдавались как при внутринадельном землеустройстве, так и при выселении крестьян на казенные или банковские земли. Непременным условием кредитования было наличие со стороны крестьян каких-либо действий, улучшающих землепользование. В более выгодном положении оказывались зажиточные крестьяне, которые могли получить ссуду и от государства и от Крестьянского банка. Они становились владельцами показательных хозяйств и в этом статусе тоже получали право на преимущественное кредитование. Максимальный размер ссуды на одну крестьянскую семью составлял 165 руб. На протяжении первых пяти лет крестьяне освобождались от выплат, возврат кредита осуществлялся в течение следующего десятилетия. Нехватка средств у местной администрации не позволяло обеспечить финансовой помощью всех нуждающихся. В результате падало доверие населения к кредитной политике правительства, что негативно сказывалось на ходе реформы.
Крайне настороженное отношение крестьян к новым для них формам землепользования, недостаток компетентных исполнителей, отвлечение основных сил землеустроителей на ликвидацию банковских и казенных земель, отсутствие опыта в проведении подобных работ и неумение наладить четкое взаимодействие задействованных в проведении внутриобщинного землеустройства учреждений, осложняли проведение реформы. Общие итоги внутринадельного землеустройства в период 1906 – 1914 г. в Сурском крае весьма впечатляющи. В Пензенской губернии к 1 июля 1914 г. надельные земли укрепили в собственность 55 208 домохозяев на площади в 262 210 десятин.
Решить проблему крестьянского малоземелья в губернии путем продажи банковских и казенных земель и внутринадельного землеустройства было невозможно. По подсчетам современников, с учетом всех общинных, частных и казенных земель, в Пензенской губернии на одного сельского жителя приходилось всего 1,59 дес. сельхоз. угодий. Нехватка земельных ресурсов заставляла местную администрацию уделять большое внимание организации переселенческого движения. Пик переселения приходился на 1909 г. Стремление крестьян покинуть регион было вызвано чередой неурожайных лет. В последующие, более урожайные, годы количество желающих переехать за Урал снизилось. В 1909 г. из Пензенской губернии переселилось 9 566 человек, а в 1910 – 1914 г.г. всего 7 189 человек. Всего за годы столыпинской реформы, Пензенскую губернию покинуло 33 838 человек. Это существенно ниже, чем во многих других губерниях России. Небольшое число желающих покинуть губернию объясняется хорошим качеством земли в сравнении с Сибирью, патриархальностью местного крестьянства, трудностью переезда, отсутствием адекватной финансовой помощи государства (размер ссуды составлял всего 57 руб.).
Одной из основных причин медленного воплощения в жизнь идей столыпинской аграрной реформы современные исследователи считают сопротивление крестьянства. Первые выступления против реформы в Сурском крае отмечаются уже летом 1906 г. Подъем крестьянского движения, направленного непосредственно против столыпинских преобразований в деревне, начинается в 1908 г. Определить точные масштабы крестьянского движения представляется затруднительным, так как местная администрация стремилась приуменьшить количество крестьянских выступлений. Стремление местной администрации обеспечить благоприятные условия выделившимся крестьянам в ущерб интересам общины приводило к конфликтам между ними и столкновениям с властями.
Столыпинская аграрная реформа стимулировала развитие сельского хозяйства в Сурском крае. В пензенской деревне стали активнее развиваться капиталистические отношения. Заметно повысилась роль губернии и в производстве зерна. Основным поставщиком его стала зажиточная верхушка деревни. За 1901–1915 гг. среднегодовые валовые сборы зерновых выросли на 9,5%, сборы картофеля – на 80%, масленичных культур – на 35%. Однако реформа не решила главный вопрос – вопрос о земле. Сохранилось помещичье землевладение и аграрное перенаселение. Реформа осталась не завершенной, она была прервана начавшейся Первой мировой войной. Большая часть пензенских крестьян, к этому времени, продолжа оставаться в общине.