Присоединение территории Сурского края к Российскому государству в XVI в.
В первой половине XVI в. присоединение Поволжья к Российскому государству стало актуальной проблемой. Одним из сильнейших государств в Европе и на Ближнем Востоке в этот период была Османская империя. Желание турецких правителей доминировать в мусульманском мире, предопределяло стремление включить в сферу своего влияния татарские государства – осколки Золотой Орды. Во второй половине XV в. вассалами турецких султанов становятся крымские ханы, через них Османская империя пытается влиять на поволжский регион. Османские правители в XVI в. не скрывали планов по созданию единого мусульманского государства с участием двух волжских ханств Казанского и Астраханского, а также Ногайской орды. Поддержка могущественного южного соседа усилила агрессивную политику этих государств по отношению к России. Московское государство вело боевые действия с Казанью, Крымом, Астраханью и Ногаями в 1505–1507, 1512–1517, 1521–1524, 1527, 1530–1540 гг., без учета отражения мелких набегов на русское пограничье. Постоянные военные конфликты осложняли использование Волжского торгового пути для торговли со странами Средней Азии и Закавказья. Кроме того завоевание Поволжья открывало дорогу на Урал и в Сибирь, о богатствах которых в Московском государстве уже знали.
В такой ситуации Сурский край приобретает значение передового плацдарма в борьбе за Поволжье. Свое стремление закрепиться здесь московское правительство обозначает строительством ряда укрепленных пунктов по Мокше и Суре, которые превращались в центры русского влияния. Крупнейшим из них становиться город Васильсурск, заложенный при впадении Суры в Волгу князем Василем III в 1523 г. во время похода на Казань. Немецкий дипломат и путешественник Зигмунд Герберштейн отмечал, что с этого времени река Сура стала границей между московскими и казанскими владениями. Московские правители раздают здесь земли служилым татарским царевичам и строят новые города Новый Темников, Новый Кадом, Красную Слободу.
На эти земли опирался Иван IV во время завоевания Казани. По территории Сурского края проходило южное крыло царского войска под руководством Андрея Курбского во время похода на Казань в 1552 г. Объединив свои войска в нижнем течении реки Суры, Иван IV двинулся на столицу ханства. Завоевание Казанского ханства в 1552г. и присоединение Астрахани в 1556 г. привело к включению всей территории Поволжья в Московское государство. С этого времени Сурский край окончательно входит в состав России.
Освоение Сурского края и его интеграция в Российское государство во второй половине XVI в. осложнялось тем, что он оказался на юго-восточной границе страны. Степные просторы края были северной окраиной «дикого поля» - огромной степи, которая простиралась от Каспийского и Черного морей до брянских, тамбовских, мордовских лесов. По территории Сурского края пролегали пути набегов крымских татар и их степных союзников на русские земли. За вторую половину этого столетия не наберётся и десятка лет, когда бы Русь на знала крупных вторжений со стороны «дикого поля».
Для контроля над «диким полем», а прежде всего над степными дорогами, правительством Ивана IV была учреждена дозорная служба. В степь были направлены «сторожи» и «станицы». Сторожи постоянно патрулировали определенные территории по границам «дикого поля», станицы выдвигались далеко на юг в степные просторы для того, чтобы заблаговременно отслеживать передвижения кочевников и предупреждать о набегах. Дозорную службу контролировали «головы», специально назначенные люди, размещавшиеся в определенных пунктах. Первоначально линия сторож располагалась севернее, после реорганизации дозорной службы в 1571г. сторожи переместились в Поволжье. Территория Сурского края контролировалась сторожами, которые назывались мещерскими. Всего их было пять. Первая была на р. Корсунке, вторая и третья – на р. Мокше, четвёртая – на р. Ломовке, пятая располагалась на р. Вад. Они комплектовались в Темникове, Кадоме и Алатыре. В то время Поволжье держали под контролем две станицы. Одна стояла на р. Волге около современного Саратова. Голова на Волгу назначался в Казани. Вторая станица стояла на Дону – выше рек Медведицы и Хопра. Голова назначался в Шацке. Среди станичников и сторожей были русские, татары, чуваши, мордва, в основном выходцы из приграничных городов.
Подтверждением намерения Российского государства «навеки» закрепить за собой завоеванные территории было строительство крепостей и оборонительных линий. В лесной полосе рубились засеки - завалы из подрубленных и срубленных деревьев. Засеки делались с таким расчётом, чтобы через них невозможно было перебраться вражеской коннице. На степных участках возводились рвы и валы, которые не могли полностью остановить конные отряды, но существенно затрудняли их продвижение. Крупнейшие порубежные города становились военно-административными центрами присоединенных территорий, мелкие – остроги, городки – рассматривались как вспомогательные для несения дозорной службы, ремонта крепостей и т. п. Те и другие составляли в совокупности оборонительные линии или «черты», обычно именовавшиеся по названию главного города. В 1550-1560-х гг. началось строительство Большой черты. Сначала она проходила от реки Жиздры в современной Калужской области, до реки Цны. В 1570-1590-е гг. её продолжили до Волги. В большую черту вошло 17 засек. Север Сурского края контролировали Кадомская, Темниковская, Пузская, Алатырская, Тетюшская засечные черты.
На неспокойной территории Сурского края в этот период проживало в основном немногочисленное местное мордовское и татарское население, постепенно сюда начинают проникать русские поселенцы. В глухих лесах и лесостепи вплоть до Сердобы, Чембара и верховьев Узы появлялись временные и постоянные жилища, особенно много было зимниц. С весны и до осени сюда ходили тысячи бортников, охотников, рыболовов. Некоторые оставались зимовать, потому что по снегу и льду рек легче переправлять на места постоянного жительства дары дикой природы. Местное население в незащищенных от набегов местах как то уживалось с кочевниками, возможно, платило им дань, когда же те кочевали поблизости или гоняли по Ногайской дороге скот для продажи в Москву и другие города, оказывало им торговые, ремесленные и прочие услуги, получая в обмен покровительство.