Сурский край в составе раннефеодальных государств Восточной Европы.
В середине I тыс. н. э. у кочевых народов степной полосы Восточной Европы наблюдается начало формирования феодальных отношений, сопровождавшееся возникновением раннефеодальных государств. Военный вождь племени превращался в главу государства, а традиции победителей становились законом для всех. Это процесс сопровождался постоянной борьбой за господство в регионе между различными племенами. Поэтому первые государства существовали недолго и лишь благодаря таланту своих правителей. Отголоски этих событий затрагивали и территорию Сурского края. С середины VI в. ведущую роль на юге Восточно-Европейской равнины играли авары, в начале VII в. их сменили булгары. В отличие от авар, стремившихся на запад и образовавших свое государство (Аварский каганат) в среднем течении реки Дунай, булгары пытались укрепиться в Приазовье и Волго-Донских степях. В середине VII в. они создали здесь свое государство, которое современники называли Великой Болгарией. На какое-то время в зону их кочевий попали остепнённые пространства Сурского края, местное население под натиском пришельцев отступает на север.
Великая Болгария просуществовала недолго. Уже во второй половине этого столетия она погибла под ударами другого кочевого народа – хазар. Созданное ими государство - Хазарский каганат просуществовало несколько столетий. В период своего рассвета это государство контролировало огромную территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.
Основным занятием хазар было кочевое скотоводство. Постепенно часть населения оседает на землю. В южных регионах каганата в Причерноморье, на Северном Кавказе развивается виноградарство, выращиваются зерновые, огородные, бахчевые культуры. Крупнейшими городами Хазарии были Беленджер, Семендер, Саркел, Самкерц (Тмутаракань) и столица государства – Итиль, в низовьях Волги, которые являлись центрами ремесла и торговли. Хазары контролировали важнейшие торговые пути, связывавшие Европу со Средней Азией, Закавказьем и Ближним Востоком. Часть торговых маршрутов проходила через территорию Сурского края. Таким образом, экономической базой каганата являлись развитое земледельческо-скотоводческое хозяйство, повсеместно развитые ремесла, широкая внутренняя торговля, в которой экспорт и импорт играли по существу почти равную роль, наконец, пошлины и дани, взимавшиеся с торговых караванов, проходивших по землям каганата, и с соседних, более слабых народов.
Во главе хазарского государства стоял каган. Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти. Однако власть кагана в Хазарии не была неограниченной. Этому мешала так называемая сакрализация его власти и его персоны. Власть кагана считалась установленной небом. В божественную силу вождя верили многие народы на ранних этапах развития религиозных представлений. В случае несчастья, происходившего со страной, его могли обвинить в неудачах и сместить. Вера в божественную силу кагана и страх потерять ее приводили к тому, что жизнь его превращалась в цепь тяжелых запретов. Естественно, что в таком положении каган не имел возможности править страной. Ею правил, царь (каган-бек, бек, шад), он принадлежал к одному из знатных хазарских родов и также передавал свою власть по наследству. Именно царю принадлежала реальная власть в стране, он контролировал войско и сбор податей. Высшим сословием в государстве являлись тарханы — родовая аристократия, а рангом ниже стояли эльтеберы — правители вассальных народов. Подчинённые хазарам народы сохраняли собственную социально-политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань, по требованию хазар зависимые народы выставляли военные контингенты. Представители мордовской военной верхушки, вероятно, принимали участие в таких походах, о чём свидетельствуют находки, характерных для хазарского войска воинских наборов, в могильниках на территории Сурского края.
Первоначально хазары придерживались традиционных языческих верований. Главное место в пантеоне занимал бог неба Тенгри. Однако расположение на стыке христианского и исламского миров, а также исключительное влияние иудейских общин привело к сложению в Хазарии уникальной конфессиональной ситуации: проникновению и сосуществованию трёх монотеистических религий. Хазарских правителей характеризует веротерпимость. Каждую группу населения, объединенную одной верой, судил соответствующий судья, в городах строились и функционировали церкви, синагоги, мечети, а в окрестностях люди собирались на языческие камлания вокруг священных деревьев. Религиозные противоречия стали усиливаться после того как, в начале IX в. хазарское правительство официально приняло, иудейскую религию.
Хазарское господство способствовало установлению определенной стабильности на юге Восточно-Европейской равнины. Хазарам удалось остановить продвижение арабов на рубежах Северного Кавказа, закрыть кочевым народам путь на запад. Но в Х в. внутренние противоречия подорвали силы каганата. Многие вассальные народы стали тяготиться властью хазар, усилились религиозные распри. Через территорию каганата в степи Приазовья и Причерноморья прорываются новые кочевые народы – с начала угры (венгры), затем печенеги и тюрки-огузы (гузы). Власть хазарских каганов быстро слабела. Решающий удар по Хазарскому каганату нанесла Древняя Русь. В 965 г. князь Святослав совершил поход на Хазарский каганат, в ходе которого разгромил основные силы хазар и разорил крупнейшие города. Через некоторое время хазарское государство перестало существовать.
В VIII- Х вв. в Среднем Поволжье в результате взаимодействия тюркоязычных болгарских племен, пришедших из южных степей, и местного финно-угорского населения закладываются основы культуры нового народа - волжских булгар. На рубеже IX-X вв. под эгидой болгарских племен оформляется раннефеодальное государство Волжская Булгария, первоначально находившееся в зависимости от Хазарского каганата. После крушения каганата Волжская Булгария становиться сильнейшим государством на территории Поволжья. К XII веку Волжская Булгария охватывала территорию от Самарской Луки до устья Суры и Южного Приуралья. Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии. Сурский край был юго-западным пограничьем этого государства.
Под влиянием местного населения кочевые булгарские племена переходят к оседлому образу жизни. Основу их многоукладной экономики составляет пашенное земледелие. Выращивались пшеница, ячмень, просо рожь, овес, чечевица, горох, лен, конопля, бахчевые и садовые культуры. О высоком уровне развития земледелия говорит тот факт, что Булгария являлась центром производства и вывоза пшеницы в регионе. Археологические находки на территории Сурского края показывают, что в этот период и здесь начинают развиваться интенсивные формы земледелия. Значительную роль в жизни булгар по-прежнему играло скотоводство. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, коз, овец. Охота имела промысловый характер. Меха были важной статьей экспорта Волжской Булгарии. Развитие торговли основывалось на выгодах от использования волжского торгового пути, на транзитной торговле между Западом и Востоком. Один из крупных торговых путей из столицы государства Булгара в столицу Древней Руси Киев проходил по территории Сурского края. На торговых путях возникали поселения для защиты и поддержки торговли. Такие пункты становились центрами культурного и экономического обмена между местным населением и булгарами. В Сурском крае подобную роль могло играть Золотарёвское городище. Бурное развитие экономики способствовало росту булгарских городов. К числу самых значительных относятся Булгар, Сувар, Биляр, Ошель, Иски-Казань. В городах развивалось ремесленное производство - кузнечное, ювелирное, строительное, гончарное, стеклодельческое, косторезное, кожевенное, ткацкое и др.
Волжская Булгария была типичным раннефеодальным государством, в котором чётко прослеживается деление на богатых и бедных, свободных и зависимых людей. Высшая власть в стране принадлежала эмиру, который опирался на военно-феодальную знать, чиновников, духовенство. В Волжской Булгарии, как и в большинстве раннегосударственных образований, существовало обложение свободного населения разными государственными повинностями. Правитель взимал десятину с товара, привозимого и вывозимого, подомную подать, имел долю в военной добыче. Одну из главных опор государства составляла мусульманская религия, официально принятая булгарами в начале X в. от арабов. Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре мусульманского мира.
Отношения с соседями складывались у Волжской Булгарии непросто. На юге булгары сдерживали натиск половцев - кочевого народа, появившегося в степной полосе восточной Европы в XI в. На западе основным соседом была Древняя Русь, а после её распада отдельные русские княжества. Относительно мирные отношения с западным соседом нередко прерывались военными конфликтами. Развитие русско-булгарских отношений оказывало в этот период решающие влияние на ситуацию в Сурском крае, занимавшем пограничное положение между двумя державами.