Возраст: 5-7лет. Количество игроков: любое.
Традиции украшения деревьев издавна существовали у многих народов. Причем делают это не только зимой, на Новый год. Очень часто деревья украшают весной перед началом распускания листьев. Вырежьте из бумаги разные силуэты. Возьмите разноцветные ленты. Завяжите ленты на дереве, повесьте украшения.
Миниатюра на листе
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: 1-3.
Соберите листья разных форм и расцветок. Прогладьте их горячим утюгом. Предложите ребенку разрисовать листья узорами или рисунками. Самыми удачными работами можно украсить комнату.
Гирлянда из листьев
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: любое.
Из высушенных листьев можно сделать гирлянду для украшения комнаты. Для этого прогладьте листья утюгом. Соедините их внахлест, продевая нитку по краям с двух сторон.
Венок для феи
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1.
Из проволоки сделайте основу по размеру головы ребенка. Вместе с ним уложите на проволоку пучки травы и небольшие букетики из цветов, плотно обмотав их ниткой. Пусть ребенок попробует сделать это сам. Каждый следующий букет должен накрывать стебли предыдущего. Венок лучше держать в левой руке, а нитку — в правой. Не обрывайте нитку, пока не закончите всю работу. Стебли последнего букетика обрежьте и закрепите.
Первобытное письмо
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1-3.
Дайте ребенку острую палочку. Расскажите, что в древности письменные истории рассказывали в виде рисунков. Пусть и он попробует нарисовать для вас свое письмо. Интересно, сможете ли вы догадаться, о чем идет речь. Можно устроить конкурс на лучшего толкователя увиденного.
Разноцветные веточки
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: 1.
Соберите на вашем садовом участке сухие веточки различных форм и размеров. На каждую веточку нанесите гуашевую краску разных цветов. Можно чередовать цвета по вашему усмотрению через каждые 3-4 см. Когда веточки высохнут, покрасьте нижнюю часть, за которую ребенок держался во время работы. К дну стаканчика от йогурта (с внутренней стороны) прилепите комочек пластилина. Воткните в него веточку, — в вашей вазочке появилась настоящая радуга.
Рисуем камушками
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: любое.
Пусть ребенок попробует сделать рисунок только из камушков, выкладывая их на земле. Камни можно заменить шишками.
Рисуем ногами
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: любое.
Устройте конкурс художников. Главным условием, усложняющим конкурс, будет то, что дети должны рисовать на песке только ногами.
Идем в магазин
Мы часто ходим в магазин. И также часто берем с собой детей, но обычно следим за тем, чтобы дети нам не мешали и не потерялись в магазине. Этой подборкой игр мы попытаемся убедить вас, что дорога в магазин и обратно может быть очень полезным временем для развития вашего малыша.
Большое и маленькое
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: 1.
Когда вы пойдете в магазин, приготовьте две сумки: большую для себя, а маленькую для ребенка. В магазине предложите ему самому выбрать, что из купленных вещей нужно положить в большую, а что в маленькую сумочку.
Список необходимых вещей
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1.
Чтобы потренировать слуховую память ребенка, попросите его запомнить, какие продукты или вещи нужно сегодня купить в магазине. Назовите медленно от пяти до десяти названий (в зависимости от возраста ребенка). Пусть малыш повторит те названия, которые запомнил. Пересчитайте слова. Если чего-то не хватает, попробуйте начать снова. Количество слов в игре можно постепенно увеличивать.
В магазине я видел...
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1.
Игра также тренирует внимание и память. Договоритесь, в какой магазин вы идете. Выберите несколько названий, например, овощей (морковь, свекла, помидор, огурец, капуста). Взрослый говорит: «Я был в овощном магазине, видел там много овощей: морковь, редис, помидор, огурец, капусту». Ребенок должен сказать: «Нет, редиса там не было, а вот свекла была», и т. д.
Сооружение из коробок
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: любое.
Придя из магазина, не торопитесь выбрасывать упаковки от продуктов. Они могут послужить материалом для детского творчества. Можно сделать домик, прорезав двери и окошки, или дети предложат более оригинальную идею.
Придумываем сказку
Возраст: 4-7лет.
Количество игроков: любое.
Попробуйте представить себе ночную жизнь питомцев магазина игрушек или овощного отдела. Может быть, они оживают, когда магазин закрывается и все покупатели и продавцы уходят спать...
Придумываем новые продукты
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: любое.
Предложите ребенку пофантазировать и придумать новые продукты. При этом за основу можно взять уже имеющиеся, а название составить из нескольких частей. Например, сардельки из творога будут называться «твордельки», а конфеты из бананов — «банфеты» и т. п.
Продукты для медвежонка
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: любое.
Если вы прихватили с собой в магазин игрушечного зверя, спросите ребенка, что бы из еды он предпочел. Каждый раз вы можете брать с собой разных животных. Так вы узнаете пристрастия ваших игрушечных животных. При этом, ведя разговор о том, кто из животных, что любит, будьте снисходительны, так как живая лошадка хоть и предпочитает сено, но игрушечная может выбрать мороженое.
Поиски нужного предмета
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: любое.
Обычно дети очень любят разглядывать витрины. Попробуйте привлечь внимание ребенка к определенным предметам. Например, попросите его найти на витрине все синие предметы, все жидкие, все рассыпчатые, все предметы, начинающиеся на букву М, и т. п.
Ценники
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: любое.
Магазин — очень удобное место, чтобы учиться счету. Предложите ребенку найти знакомые цифры на ценнике. Можно найти самое большое число на витрине или самое маленькое, а также найти сумму всех цифр на ценнике. Можно устроить соревнование, кто найдет больше семерок или троек.
Игра в магазин
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: любое.
Очень полезная игра, учит ребенка считать деньги при покупках. Многие дети впервые учатся считать «на деньгах». При этом деньги могут быть настоящими, или это будет специальная семейная валюта. Выставите игрушки ребенка, повесив на них ярлычки с ценами. Дайте ему определенную сумму денег. Пусть он посчитает, на какие игрушки ему хватит этой суммы. Можно поиграть в книжный магазин, в магазин детской одежды, продуктовый или магазин машин. Когда ребенок освоится с ролью покупателя, предложите ему роль продавца. Помогите ребенку не только правильно подбирать нужный вам товар, но и безошибочно сдавать сдачу.
Взвешивание
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Дайте ребенку понаблюдать, как продавец взвешивает продукты. Расскажите, зачем нужны гири и что обозначают деления на весах. Обратите внимание на то, что 1 килограмм могут весить разные по объему продукты. Придя домой, поиграйте с ребенком в продавца и покупателя. Пусть он сам взвешивает игрушечные продукты на игрушечных весах.
Пары и десятки
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: 1.
Обратите внимание ребенка на то, что некоторые предметы продают парами: носки, варежки, а некоторые десятками: яйца, пуговицы. Предложите посчитать, сколько яиц лежит в большой ячейке или сколько пар носков вы купили.
Разменные монеты
Возраст: 6-7лет.
Количество игроков: любое.
Попросите ребенка рассортировать мелочь, которую вам сдали в магазине, по монетам разного достоинства. Теперь помогите ему набрать разными монетами 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль.
По дороге в магазин
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: 1-2.
По дороге в магазин дайте ребенку возможность побегать, попрыгать, порезвиться: пройтись, перешагивая через плитку, по низкому бордюру, удерживая равновесие, носком ноги гнать перед собой камушек, перепрыгнуть через крышку канализационного люка.
Съедобное-несъедобное
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: любое.
По дороге в магазин можно поиграть в «съедобное-несъедобное». Вы называете разные существительные. Если ребенок считает, что это можно есть, он говорит: «ням-ням-ням!», если он признает это несъедобным, то произносит: «бе-е-е!»
Список покупок
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: любое.
Пусть ребенок поможет вам делать покупки. Дайте ему картинки, чтобы он искал соответствующие им продукты. Или составьте перечень покупок в картинках, чтобы он придерживался его в точности так же, как и вы.
Составляем план магазина
Возраст: 6-7лет.
Количество игроков: любое.
Наверняка у вас поблизости с домом есть магазин, в котором вы делаете покупки регулярно. Рано или поздно вы сможете отправлять за покупками ребенка одного. Подготовку к этому лучше начать заранее, заодно развивая у него способность вырабатывать план действий, ориентироваться в пространстве и на плане. На листе бумаги составьте план магазина: подпишите названия отделов, обозначьте вход в магазин и т. д. Можно обтянуть план пленкой и использовать стирающийся маркер. Теперь составьте список продуктов, которые нужно купить. Ребенок должен начертить свой маршрут по магазину. Не забудьте указать путь в кассу, если она находится отдельно, и другие детали.
Где и что можно купить?
Возраст: 6-7лет.
Количество игроков: любое.
Используя картинки или этикетки от продуктов, предложите ребенку разложить их по нужным отделам на вашей карте. Это занятие поможет умению классифицировать предметы. Для более маленьких детей можно использовать не только продукты питания, но и более различающиеся между собой предметы. Например, напишите вывески разных магазинов (булочная, обувной, хозтовары и т. п.) и предложите найти из принесенных вами вещей те покупки, которые сделаны в том или ином магазине.
Уборка в доме
Уборка в доме, особенно если в нем есть дети, доставляет немало трудностей для родителей. Приходится делать это, когда дети спят, или находятся в детском саду, или в гостях у бабушки. Но с момента появления детей уборку в доме можно начинать сначала. Попробуйте организовать «помощь» детей в работе по дому с помощью игр, которые помогут им приобрести навыки самообслуживания и разовьют много других полезных качеств.
Уборка пола
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 2.
В эту игру могут играть двое детей. Одному из них вы даете старую газету, а другому щетку или веник. Вы засекаете время (1 минуту). Первый ребенок должен рвать газету на части и бросать на пол. После этого вы снова засекаете время — второй ребенок также за 1 минуту должен все подмести. Теперь дети меняются ролями, а вы подводите итоги.
Кто потерялся?
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Обычно больше всего трудностей возникает при уборке игрушек, дети не всегда делают это с удовольствием. Предложите ребенку такую игру. Объявите розыск потерявшихся вещей. Например, сперва это могут быть все красные игрушки. Затем те, название которых начинается на названную вами букву или какой-либо определенной формы.
Пусть ребенок подберет необходимое количество вещей, считая их по мере выполнения работы.
Робот
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1.
Придумайте историю о том, что вы купили замечательного робота, умеющего делать много домашних дел. Конечно же, роль робота будет играть ребенок. Робот с удовольствием выполнит команды: собрать игрушки, вытереть пыль, вынести мусор и т. д.
Полки с наклейками
Возраст: 4-7лет.
Количество игроков: 1-2.
Расклейте на открытых полках для игрушек соответствующие картинки (машинки, куклы, животные, кубики и т. п.) и помогите ребенку расставить игрушки на свои места.
Путаница
Возраст: 4-7 лет
Количество игроков: 1.
Игра приучает ребенка к понятию, что у вещей есть свой порядок. Найдите несколько вещей в доме, имеющих определенное место. Пока ребенка нет в комнате, поменяйте их местами. Позовите малыша и попросите определить, что стоит не на месте, и навести порядок.
Попади в корзину
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: любое.
Многие игрушки можно забрасывать в корзину с определенного расстояния. Устройте соревнование на меткость среди нескольких детей. Также можно установить баскетбольный обруч над корзинкой для грязного белья, чтобы у ребенка был стимул забросить туда свою грязную одежду.
Куча-мала
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1.
Чтобы ребенку было легче убрать свою комнату, сгребите разбросанные повсюду игрушки в одну кучу посередине. Иногда разобрать одну кучу легче, чем собирать игрушки по одной.
Совок для игрушек
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1.
Положите в ящик для игрушек чистый совок для мусора. Ребенок сможет собирать раскиданные им мелочи. Особое удовольствие он получит, если при этом представит себя какой-нибудь техникой: бульдозером или самосвалом.
Подготовка игрушек ко сну
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Пусть ребенок, перед тем как лечь спать, уложит свои игрушки: отправит машинки в гараж, устроит постель из кубиков для мягких игрушек. Дети относятся к игрушкам как к живым предметам. Такая игра, кроме того, что она приучает ребенка к порядку, благоприятно скажется на развитии его эмоциональной сферы.
План работ
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Составьте для ребенка план заданий, которые ему нужно выполнить. Запишите его на листочке, а если ребенок еще не умеет читать, то пусть попробует разгадать задания-рисунки. Среди серьезных заданий «накормить собаку», «накрыть на стол» могут быть и такие, как «попрыгать на одной ножке» или «съесть пирожок».
«Фирменный знак»
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Дайте ребенку открытку с улыбающейся рожицей. Пусть он оставит ее в том месте, где сделает работу, о которой его специально не просили. Постарайтесь не пропустить этот «фирменный знак» и обязательно похвалить ребенка.
Таблица полезных дел
Возраст: 4-7лет.
Количество игроков: 1-2.
Поместите таблицу домашних дел на стену в спальне или на холодильник. Выберите задание, которое ребенок легко может выполнить (например, подмести пол, вытереть пыль, поправить книги, привести в порядок игровую комнату). Пусть ребенок рисует в таблице радостное личико каждую неделю после того, как выполнил работу. Ребенок сам выберет, какое из двух дел он хотел бы сделать на неделе.
Чтобы ребенок не забывал про домашнюю работу, придумайте еженедельное поощрение, которое он должен заслужить, выполнив задание определенное число раз. Это число следует постепенно увеличивать, пока он не станет выполнять работу ежедневно.
Дайте ребенку семь картинок-эмблем, на которых нарисованы ложки, мусорные ящики или что-нибудь другое, пусть он хранит картинки у себя. Каждый день, когда ребенок выполняет свою работу, разрешайте ему наклеивать одну из эмблем в таблицу.
Вешаем одежду
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1.
На вешалке в прихожей отведите каждому из членов семьи свой собственный крючок. Рядом можно прикрепить соответствующую фотографию. Попросите ребенка не только вешать свою одежду на свой крючок, но и проследить за тем, не перепутали ли что-нибудь остальные члены семьи.
Юный цветовод
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1.
Покажите, как поливать цветы из лейки. Предложите опрыскать цветы водой из пульверизатора, обычно это детям очень нравится.
«Где мы были мы не скажем...»
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1.
Скажите ребенку, что вы сейчас покажете какое-то действие, обозначающее работу по дому, а он должен угадать, что вы показываете. При этом вы произносите слова: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». Затем поменяйтесь ролями: пусть загадки вам загадывает ребенок.
Переодевание
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Если во время уборки вы перебираете старые вещи, позвольте ребенку поиграть в «переодевание». Из старых пеленок можно соорудить плащ, юбку, а из марли — вуаль, из пояса выйдет неплохая повязка на голову.
Театр из старых перчаток
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-3.
К началу весны в шкафу всегда скапливается большое количество разрозненных детских варежек и перчаток. Не торопитесь их выбрасывать — мы хотим предложить вам устроить перчаточный театр. Для этого понадобятся цветные пуговицы, нитка с иголкой, гуашевые краски и, конечно, ваша фантазия.
Кукольный дом
Возраст: 4-7лет.
Количество игроков: 1-2.
Сделайте кукольный домик, скрепив вместе четыре коробки одинакового размера: две снизу, две сверху. Прорежьте двери и окна. Дайте ребенку старую одежду, старые обои, коврики, и пусть он его украшает. Наводя порядок в своем игрушечном доме, он приучается к порядку в своей домашней жизни.
Полотер
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Если ребенок хочет помочь вам вымыть пол в кухне, а кухня для него слишком велика, привяжите ему к подошвам две губки. Пусть он поработает полотером.
Пыльное чудовище
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: 1-2.
Сделайте из тряпки «пыльное чудовище». Разукрасьте его маркером, пришейте фетровые глаза, и пусть ребенок борется им с пылью, помогая вам убирать дом. Придумайте вместе сказку о пыльном чудовище, питающемся пылью.
Поиски клада
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: 1-2.
Детям обычно нравится пылесосить. Скажите, что они отправляются на поиски клада. Разложите в тех местах, где надо собрать пыль, несколько конфеток или монеток — это и будет найденный ребенком клад.
Накрываем на стол
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Накройте одно место за столом, которое будет служить образцом для ребенка. Позвольте ему накрыть стол дальше самостоятельно.
Нарисуйте целиком место сервировки на бумажной салфетке и начните с того, что ребенок поместит соответствующие приборы прямо на их изображения.
Сервируйте места за столом, исключая из набора, например, тарелку. Посмотрите, сможет ли ребенок определить и положить отсутствующий предмет. В другой раз разложите все, кроме ложек, и пусть ребенок закончит сервировку.
Играем в официанта
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Попросите одного из детей побыть официантом, пусть он помогает накрывать на стол, а после обеда другой становится уборщиком. Меняйте их роли каждый день.
Уборка под музыку
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Выберите веселую музыку, под которую нужно подмести пол или протереть пыль. Сделать это следует быстро, пока не кончит играть музыка.
Чистильщик ботинок
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1.
Когда вы чистите обувь, позвольте ребенку растереть крем мягкой тряпочкой. Пусть он попробует почистить свои ботинки сам. Покажите ему, как выдавить немного крема на щетку, и, держа ботинок одной рукой, действовать щеткой — другой. Обычно детям это занятие очень нравится, поэтому как только ребенок войдет во вкус, вся обувь в доме засверкает.
Загадки о доме
Брат с сестрой видятся,
А не сходятся.
Один коптится,
Другой топчется. (Пол и потолок)
Захочу и полечу
На двенадцатый этаж.
Хочешь, я туда умчу
И тебя, и твой багаж. (Лифт)
Скороткой бородкой,
С дырой посредине,
Лежу я, тихонько в кармане звеня.
Я весь из железа,
Я в щелку залезу...
Ты в дом ни за что
Не войдешь без меня. (Ключ)
Ходит, а в дом не входит. (Дверь)
Старик горбатый всем руку подает. (Дверная ручка)
Скручено, связано,
На кол посажено,
А по двору пляшет. (Метла)
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь — горе,
Продырявит море. (Утюг)
Чего из избы не выгонишь? (Пыль)
Старая старуха,
Без ног,
Без рук,
На стену ползет. (Паутина)
Вот — ведро,
Вот — мусор.
Вот — длинный ... (Мусоропровод)
У деревянной скотинки сто щетинок на спинке. (Щетка)
Зверь железный под лавкой шарит, пыль ест. (Пылесос)
У меня который год
Ежик в комнате живет.
Если пол намазать воском,
Он натрет его до лоска. (Электрополотер)
Во время рукоделия
Если вы любите рукодельничать и у вас есть маленькие дети, не стоит ждать, когда наконец ребенок уснет, и вы сможете заняться любимым делом. Воспользуйтесь случаем, чтобы совместить свое увлечение и развитие вашего малыша. Эти игры помогут ему развить умение классифицировать предметы, разовьют тактильные ощущения и мелкую моторику рук, а также привьют первые навыки самообслуживания.
«Осязательная» игра
Возраст: 3-5 лет.
Количество игроков: 1.
Игра будет полезной для маленького ребенка. Дайте малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой.
В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.
Пуговицы
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1.
Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднюю, мелкие — в маленькую.
Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор: цветок, бусы, корзинку или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине.
Бусы
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Сделайте вид, что вы случайно рассыпали бусы. Попросите ребенка помочь вам собрать бусинки в коробочку с маленьким отверстием. Затем он поможет вам нанизать бусинки на нитку. Со временем он будет нанизывать их в определенном порядке, чередуя по форме, цвету или величине.
Клубки для вязания
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Попросите ребенка рассортировать одноцветные клубки по отдельным корзинкам или мешочкам. Говорите ребенку названия оттенков одного цвета, которые он не знает. Можно попросить найти самый большой клубок и самый маленький. Для этого придется распределить клубки по размеру.
Распутай клубок
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Замотайте толстыми нитками маленького игрушечного котенка. Предложите ребенку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушечного котенка, который играл с клубком и запутался...
Пристегни окошко
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1.
Из остатков цветного сукна вырежьте силуэт домика, машины, парохода, самолета... Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода (круглые детали должны быть больше пуговиц, чтобы обрамлять их).
На силуэт зверя можно пристегивать уши, хвостик, лапы, морковку на зайчика, орешки на белочку, яблочки на ежика и т. д. На силуэт бабочки можно пристегнуть силуэт меньшего размера и другого цвета — бабочка будет разноцветной.
Игры научат малыша застегивать пуговицы на своей одежде. Этот навык, тренируемый повседневно, в свою очередь, сделает его пальчики более умелыми и ловкими.
Играем со шнурками
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Вырежьте из картона сапожок или жилетку, проделайте дырочки для шнуровки и дайте ребенку зашнуровать игрушечную обувь или одежду. После этого ему будет легче справляться со своей одеждой и обувью.
Лесенка из ниток
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Разложите ниточку на столе — ребенок «пробежит» по ней пальчиками. Выложите ниточку змейкой — малыш «перепрыгнет» через все изгибы ручейка. Выложите нитку зигзагом — он «прошагает» по лестнице из нитки.
Вместо нитки и иголки
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Если вы шьете или вышиваете, не отказывайте ребенку в удовольствии «делать как мама». Иголкой с ниткой ему послужат яркие тряпичные или кожаные шнурки (в продаже встречаются шнурки самых разных цветов и оттенков). Вместо обычной ткани вполне подойдет марля, закрепленная на обычных вышивальных пяльцах, — ее легко протыкать даже шнурком. Когда ребенок научится делать стежки, предложите ему пришить к той же марле крупную пуговицу.
А можно создать и настоящее панно. Приготовьте кусок плотной ткани для основы (примерно 20x30 см) и элементы «аппликации» — кусочки ткани разных форм и размеров. Дыроколом сделайте в основе и кусочках отверстия, дайте ребенку в руки шнурок — он получит возможность пришить одну ткань к другой уже привычным ему способом. Так же шьют вещи для больших кукол.
Коврик
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Маленький коврик можно соткать таким способом: сделать внутри прямоугольного куска сукна параллельные надрезы (на расстоянии примерно 1,5 см), а затем по поперечным направлениям продевать цветные шнурки, переплетая ими полоски сукна поочередно сверху, снизу, сверху, снизу и т. д. «Мастер» будет очень горд, если сможет подарить кому-нибудь такую салфетку или, к примеру, подставку под горячее.
Иголки для ежика
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: 1-2.
Ребенок постарше справится со следующим заданием. Положите перед ним мягкую игольницу из ткани или поролона и блюдце с иголками. Предложите ему украсить ежика иголками. Ребенок должен быть крайне осторожным, чтобы не уколоться. Проследите за ним, чтобы он не брал иголки в рот и не ронял их на пол. Обычно игры с опасными предметами кажутся детям особенно привлекательными.
Узелки
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
В процессе работы попросите ребенка распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). В следующий раз можно устроить соревнование: кто быстрее развяжет узелок на своем шнурке.
Картинки из ниток
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Дайте ребенку кусочки шерстяных ниток и лист цветной бархатной бумаги. Нитки, цепляясь за ворсинки, неплохо прикрепляются к ней. Из ниток можно выкладывать различные изображения: геометрические фигурки, паутинку для паучка или веселую мордочку.
Вырезание
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: 1-2.
Дайте ребенку ненужный кусочек ткани и маленькие ножницы. Пусть он стрижет ткань так, как ему хочется. Даже если он не сможет выстричь что-либо интересное, сам процесс, несомненно, доставит ему удовольствие.
Ожившие вещи
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1.
В сказках Андерсена часто героями являются обычные домашние вещи. Они обладают своим характером и привычками, у каждого из них своя судьба. Предложите ребенку пофантазировать и представить себе, что могло бы случиться с иголкой, клубком ниток или ножницами, если бы...
Загадки о рукоделии
Маленькая,
Светленькая,
Больно кусаюсь.
Одна — всему миру нужна. (Игла)
Пятеро толкают.
Пятеро держат,
А двое смотрят. (Нитку вдевают)
Два конца,
Два кольца,
Посередке гвоздь,
Да и тот насквозь. (Ножницы)
Маленько,
Кругленько,
А за хвост не поднять. (Клубок)
Без рук,
Без ног.
Под лавку
Скок. (Катушка ниток)
Маленький,
Горбатенький
В переулочке завяз. (Пуговица)
Скорчится — с кошку,
Растянется — с дорожку. (Веревка, шнурок, нитка)
По полотняной дорожке
Скачет на одной ножке. (Швейная машина)
Игры в спальной комнате
Спальня — великолепное место для ласковых игр. Детям необходима нежность и телесный контакт. С помощью несложной игровой деятельности дети и родители получают положительный опыт ласки и телесной близости. Для детей этот запас положительных эмоций будет отличным эмоциональным зарядом на всю жизнь. Ласковые игры — это игры, когда можно прикасаться друг к другу. Особенно уютно играть под одеялом, в постели, на диване или матрасе, на полу или мягком ковре.
Также много замечательных, веселых игр можно придумать с постельными принадлежностями: матрасами, одеялами, простынями и подушками. Конечно, могут возникнуть дополнительные проблемы с уборкой комнаты. Но пока дети, проснувшись, весело играют, вы без проблем приготовите завтрак.
Слон у папы на спине
Возраст: 3-5 лет.
Количество игроков: 1-3.
Все дети лежат под одним одеялом на животе и закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Кто угадал, что нарисовано, водит сам. Если двухлетним это окажется слишком трудно, можно пустить им «побегать» по спине разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная, и движениями рук по спине можно ее воспроизвести. Если кто-нибудь из маленьких участников игры пожелает получить в дополнение еще несколько «ласковых минут» — бросают кубик. Выпадет «шесть» — его погладят (сколько минут, тоже определяет кубик), обнимут или сделают ему массаж. Особая ласка — поцеловать в нос!
Спрятанная игрушка
Возраст: 4-6 лет.
Количество игроков: 2-4.
Уложите детей поудобнее под одеялом. Пусть каждый из них выберет себе плюшевого зверя, которого будет прятать. Спрятать есть куда: под свитер, в штанину или под попу. Дайте сигнал — и под одеялом должны начаться поисковые работы. Чтобы не было слишком уж шумно, искать может кто-нибудь один. Если остальные дети огорчатся, меняйте их ролями или прячьте несколько игрушек сразу.
Батут
Возраст: 4-6 лет.
Количество игроков: любое.
Положите на пол старый матрас, чтобы дети прыгали на нем, а не на креслах и диванах, и меньше их портили.
Крепость
Возраст: 4-6 лет.
Количество игроков: любое.
Отличная крепость получится из диванных подушек, если вы это разрешите.
Праздник мягких игрушек
Возраст: 4-6 лет.
Количество игроков: 1-2.
Устройте веселый праздник для мягких игрушек с кукольной посудой, соком и печеньем. Каждую мягкую зверюшку обязательно назовите по имени, чтобы дети эти имена запомнили. Сначала поиграйте в «застольные беседы» за чашечкой чая или кофе. Потом уложите всех зверюшек под одеяло. Туда же пусть забирается и ребенок. Он должен нащупать и назвать по имени как можно больше игрушек. Если одеяло достаточно большое, вы можете заползти под него вместе с детьми. Сначала нужно прикоснуться друг к другу, а потом постараться найти своего любимого зверя и на ощупь угадать остальных. А можно спрятать игрушку где-нибудь в комнате: пусть ребенок ищет ее — если хотите, даже с завязанными глазами.
Матрасный остров
Возраст: 4-6 лет.
Количество игроков: 3-4.
В центре комнаты положите матрас — это будет остров. Все игроки поплывут вокруг острова в «море», изображая потерпевших кораблекрушение. Когда раздастся сигнал, все должны успеть забраться на спасительный остров. Даже если он маленький, важно, чтобы спастись смогли все. Придется потесниться!
Пещера из простыней
Возраст: 4-6 лет.
Количество игроков: 1-2.
Если скрепить две простыни и набросить их на угол двухъярусной кровати или на обычный стол, то получится настоящая пещера. Если внутрь поместить подушки и одеяло, она будет очень даже уютной. А если мама разрешит, то здесь можно и позавтракать.
Автобус на диване
Возраст: 4-6 лет.
Количество игроков: 2-4.
Положите диванные подушки поперек дивана — это будут сиденья у автобуса. Подушкой обозначьте сиденье водителя. Из кастрюльной крышки, сковороды или старого колеса от детского велосипеда можно сделать руль. Теперь все садятся в автобус. Водитель объявит нужную остановку и отвезет вас туда, куда следует. Так можно всем вместе «съездить» позавтракать и потом «отвезти» папу на работу.
Ласковая цепочка
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 3-5.
Все сидят рядком, друг за другом, последний — организатор игры. Он шепчет на ухо сидящему перед ним ребенку команду, например: «Погладь по головке». Малыш, разумеется, слушается. Сидящий перед ним ребенок реагирует соответственно и тоже начинает гладить того, кто впереди. Так поглаживание по головке, как цепная реакция, доходит до конца цепочки. Теперь, когда уже все играющие активно