Отечественные историографические школы и источники изучения истории Беларуси.

1)Современная историческая наука использует как общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция и т.д.), так и специальные, которые взяты из других дисциплин. Но в тоже время существуют и методы, которые применяются только историей (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный, историко-типологический, ретроспективный и другие).

Историко-генетический метод изучает исторические явления, процессы их развития от зарождения до гибели.

Историко-сравнительный метод направлен на сравнение исторических объектов в пространстве и времени с целью определения схожести и отличий между ними.

Ретроспективный метод направлен на постепенное проникновение историческое прошлое с целью определения причины какого-то события.

Историко-технологический метод направлен на определение общих черт в пространственных группах исторических событий.

Существуют следующие принципы исторической науки, объективности, историзма и социального подхода:

1. Принцип объективности предполагает рассмотрение истории согласно объективный закономерностям с опорой на факты.

2. Принцип историзма предусматривает, чтобы каждое событие рассматривалось в тесной связи с другими событиями.

3. Принцип социального подхода, его суть заключается в том, что в настоящее время не существует прежней партийности изучения истории.

2)История Беларуси является органический частью европейской и мировой истории. Её предметом является изучение особенностей и общих закономерностей исторического развития нашей страны.

Теоретиком формационного подхода является Карл Маркс, согласно ему, прогресс человечества осуществлялся в результате смен пяти общественно-экономических формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической.

Переход от формации к формации происходил в результате социальной революции, в ходе которой наблюдался конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

Достоинства формационного подхода:

1. Он утверждает идею прогресса.

2. И единства человечества.

Недостатки формационного подхода:

1. Не все страны повторяют формационный ход развития европейских стран.

2. Абсолютизация классовой борьбы.

3. При данном подходе главный творец истории – человек, отходит на второстепенные роли.

Оформление основ цивилизационного подхода произошло на рубеже 19-20 столетия. Теоретики подхода: Шпендлер, Данилевский, Тойнби.

Особенности цивилизационного подхода:

1. Исторический процесс рассматривается как взаимодействие различных цивилизаций, каждое из которых имеет свою уникальность и ценность.

2. Главное внимание уделяется человеку, его менталитету и прочее.

3)Становлениебелоруской историографии связано с зарождением в начале 19 века нац. Движения. На это повлияло с одной стороны концепции исторических исследований по истории ВКЛ, которые сформировались на протяжение 17-18 веков, а с другой стороны воздействие великопольской и великорусской традиции, которые отрицали факт существования белорусского этноса и относили белорусов, либо к России, либо к Польше.

В начале 19 века образуется Виленская историческая школа, которую представляли профессора Виленского университета: Анацевич, Бобровский, Данилович, Ярошевич и другие. Они собирали и опубликовывали исторические документы, проводили исследования по изучению края. Данилович впервые опубликовал статут ВКЛ 1529 года и белорусско-литовскую летопись 1446 года. Ярошевич написал книгу «Образ Литвы с пунту гледжання цывилизации, са старажытных времён до конца стагоддзя».

Во второй трети 19 века возрастает интерес к белорусским губерниям со стороны российский журналистов, учёных и официальных властей. После восстания 1830-1831 годов возникла необходимость в сборе информации о Беларуси с целью, чтобы начать переориентацию местного населения на сторону России.

Интерес к Беларуси стали проявлять: Синод, министерство внутренних дел. В 1834 были созданы губернские и статические . Их функция заключалась в сборе сведений о прошлом и современном состоянии хозяйства, населения, историкобытовых особенностей. Уже в 30-50 годы 19 века появились исторические обозрения и исторические описания витебской, виленской, гродненской, могилёвской губернии и белостокской области.

Свой вклад в изучении Беларуси внесли офицеры российского генерального штаба. Михаил Без-Корнилович, в 1851 году издал в Санкт-Петербурге книгу «Исторические сведения о примечательных местах Беларуси», территорию которой он ограничил витебской и могилёвской губерний, а остальное назвал Литвой. Бобровский в своём исследовании Гродненская губерния, материя по географии и статистики в России, собранные офицерами генерального штаба, дал описание верования обрядов.

Восстания 1863-1864 годов оказало значимое влияние на развитие белорусской историографии. В это время происходит зарождение такого направления, как западный русизм. Представители: Каялович, Головский и другие. Представителе данного направления считали, что белорусы являются составной частью русского этноса, к которому ещё относили украинцев. Каялович полагал, что главный вектор развития белорусского края после включения в состав России, заключается в переходе местного населения от католичества к православию.

Качественно новым этапом в изучении истории Беларуси являлась деятельность народников, ими были опубликованы 2 номера журнала «Гомон», письма про Беларусь и другие. В этих изданиях белорусские народники впервые выдвинули идеи о самостоятельно существования народного этноса, белорусы – это народ и выступили за создание федерации Беларуси и России. Либеральное направление белорусской историографии Карским и другими. Курцевич написал книгу, в которой несколько тем были посвящены в истории ВКЛ.

Значимы вклад в развитие исторических знаний о Беларуси в конце 19 начале 20 веков внесли этнографы, лингвисты и историки: Носович, Романов и другие. Так Носович издал словарь Белорусского языка, в котором было опубликовано 30000 слов. Романов опубликовал более 200 трудов, он собирал как фольклор, так и осуществлял археологические раскопки Могилёвской и Витебской губернии, так издал археологические карты этих губерний.

Демографическое течение в белорусской стереографии, было представлено историками: Запольский, Ластовский. Запольский заявил, что белорусы являются этносом со своей уникальной культурой и традиции, и сторонником национального возрождения белорусов. С национальных позиций был опубликован и труд Ластовского.

В советский период историю Беларуси с национальных позиций рассматривали: Игнатовский Пичета и другие. Игнатовский издал короткий анализ истории Беларуси для школ и история Беларуси 19-начала 20 столетия для вузов. Господствующим методологической основой становится Марксизм-Ленинизм.

В советский период были опубликованы такие обобщающие труды: двухтомная история БССР…

Сначала 90-х годов происходит становление нового качественного этапа в развитии национальной историографии. При этом были опубликованы книги: история Беларуси в 6 томах и прочее.

Источники:

1. Вещественные

2. Письменные

3. Изобразительные.

Наши рекомендации