Развитие революционных событий в России и их влияние на общественно политическую ситуацию в Донбассе (первая половина 1917 г.)
Февральский 1917 г. переворот в Петрограде был быстротечным по темпу, крайне широким по составу участников революционных выступлений, стихийным, хаотичным по объему решаемых первоочередных задач. Это была своего рода яркая вспышка, осветившая из одного источника всю необъятную империю.
Для начинавшейся революции с первых ее дней была характерна важная особенность, заключавшаяся в отсутствии организованного, сплоченного сопротивления. Ни одна социальная группа, ни один регион страны не выступили открыто под знаменами контрреволюции. Сторонники свергнутого режима ушли в тень, и уже не играли в дальнейшем ощутимой роли в политической борьбе.
«Несущей конструкцией», формирующейся структур демократии выступила система новых исполнительных органов власти. Вертикаль новой демократической власти, начало которой было положено созданием 28 февраля Временного правительства, продолжили в губерниях, уездах, волостях, городах.
На Украине, как и по всей стране, началось быстрое разрушение пирамиды монархической власти и создание системы демократического управления. 4 марта 1917 г. в Киеве была создана Украинская Центральная Рада, которая позже распространила свое влияние и на часть Донбасса. Предлагаемая в 1917 г. Центральной Радой модель общественного устройства предполагала автономию Украины в составе демократической федеративной России. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Февральские события стали лишь поводом для начала революционного обвала.
В Донбассе, как и в целом, по всей стране уже в начале марта 1917 г. во многих городах и селах распускались старые органы власти и создавались новые. На массовых митингах и собраниях граждан, с участием различных политических сил формировались местные органы власти: общественные комитеты, а также Советы рабочих, солдатских и крестьянских комитетов. Так, 5 марта 1917 г. в Мариуполе прошло объединенное собрание городских общественных организаций, советов рабочих депутатов, кооперативных, торгово-промышленных и ремесленных союзов, солдат и офицеров. Собрание организовало общегородской комитет, который взял на себя функции управления в городе. Председателем комитета был избран кадет М.Е. Земцов. 7 марта, объявив себя органом местной власти в Мариуполе, общественный комитет, в котором большинство было меньшевиков, эсеров, украинских социал-демократов, поддержал Временное правительство. Во многих городах и поселках региона также создавались различные комитеты «спасения» «гражданского порядка» и другие общественные организации, претендующие на свое место в политической жизни.
Одновременно, в Донбассе, как и в других регионах, в условиях нарастания массового недовольства возникают Советы. Они возникли с ярко выраженной социальной окраской – как рабочие, крестьянские, солдатские, что в корне отличало их от общедемократических органов власти. Советы, выступая как органы непосредственного революционного действия, вторгались во все сферы управления, принимая на себя ряд полномочий по решению наиболее злободневных вопросов, подменяя государственные органы. И еще важная черта– Советы фактически возникали на пустом месте (если не учитывать кратковременный опыт 1905 г.), без традиций, культуры, выверенного практикой опыта.
Все это ярко проявлялось и в Донбассе. Уже 4 марта 1917 г. были избраны Юзовский и Макеевский Советы, 5 марта – Бахмутский. За первую половину марта Советы рабочих депутатов возникли почти во всех городах и рабочих поселках. Причем, в первые месяцы революции в Советах преобладали представители меньшевиков, эсеров, бундовцев. В Юзовском Совете из 400 депутатов подавляющее большинство составляли меньшевики и эсеры. В исполкоме этого Совета из 50 членов всего лишь 4 были большевиками. Председателем Совета был меньшевик. В первый состав Лисичанского Совета вошло 17 рабочих из 45 депутатов, среди них ни одного большевика. Только в Краматорске из 17 членов исполкома 11 были большевиками. Во всех остальных Советах большинство принадлежало эсерам и меньшевикам, бундовцам, украинским социал-демократам.
В первые месяцы революции Советы Донбасса проводили соглашательскую политику с уездными комиссарами Временного правительства. Так, в марте 1917г. прошло объединенное совещание представителей Советов рабочих депутатов и горнопромышленников Донбасса, признавшее необходимым введение 8-часового рабочего дня. Руководство исполкомов Советов Донбасса поддержали внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства.
Следует иметь в виду, что в Юзовке, Бахмуте, Дружковке, Гришино, Славянске и других городах Донбасса действовали объединенные (большевики, меньшевики) организации РСДРП. Однако такое сосуществование представителей социалистических партий продолжалось не долго. После возвращения в начале апреля 1917 г. В.И. Ленина, публикации «Апрельских тезисов», проведения большевиками апрельской конференции ситуация резко изменилась. Руководствуясь партийными решениями, большевики Донбасса, как и всей страны, повели активную борьбу за большевизацию Советов, подвергли критике политику меньшевиков и эсеров. Они все чаще выдвигали радикальные требования. При этом умело использовали промахи новой администрации, которая кроме рассуждений и призывов подождать до лучших времен не могла реально улучшить положение в крае.
Постепенно большевики Донбасса заняли место левой оппозиции и, критикуя администрацию Временного правительства, а также соглашательство меньшевиков и эсеров, завоевали доверие масс. Радикализм большевиков соответствовал настроению рабочих масс. В городах, рабочих поселках, на рудниках и предприятиях создавались революционные штабы, рабочие дружины, формировались отряды Красной гвардии, ревкомы. Рудкомы и профсоюзы с помощью рабочей милиции организовывали охрану заводов, шахт, рабочих поселков. В ряде мест созданные чрезвычайные органы по борьбе с контрреволюцией подчинили себе официальные органы власти, стали контролировать их деятельность.
Используя ухудшение экономического положения, нерешительность новых органов власти, большевики развернули массовую агитационную работу среди трудящихся. При этом активно применялись популистские лозунги, обвинения своих политических противников, обещания быстро разрешить сложные проблемы. В условиях низкой политической культуры большинства людей эти лозунги и обещания у многих находили поддержку. С июня 1917 г. начался рост большевистских организаций Донбасса, их организационное укрепление. Так, в Макеевке организация насчитывала 3100 большевиков, Горловке –1200, Щербиновском руднике – 1100, в Мариуполе – 100. В начале июня 1917 г. образовался Юзовско-Макеевско-Петровский комитет РСДРП(б) – один из наибольших партийных центров Донбасса.
Под руководством большевиков развернулась борьба за местные органы власти. В июне 1917 г. в Донбассе прошли выборы в городские думы. В процессе подготовки выборов, ряд небольших населенных пунктов, по решению Временного правительства, получил статус города, в том числе в мае 1917 г. и Юзовка стала городом. В итоге места в городской думе распределись следующим образом: эсеры – 50% думских мест, меньшевики – около 20%, большевики провели всех своих (10) депутатов. Значительное количество мест большевики получили в городских думах Мариуполя, Бахмута, Луганска, Енакиево.
После расстрела июльской демонстрации (1917 г.) в Петрограде и установления власти Временного правительства предприниматели Донбасса усилили наступление на рабочий класс. Было закрыто 154 шахты. Сократили производство ряд металлургических заводов, 10 тыс. рабочих оказались на улице без каких-либо средств к существованию. Резко ухудшилось продовольственное положение. Донбассу угрожал голод. Пролетариат края ответил забастовочной волной. Усилили борьбу за землю крестьяне. Они захватывали помещичьи угодья, громили имения.
Во время попытки генерала Корнилова военной силой восстановить порядок в Петрограде (25-30 августа 1917 г.) в ряде донецких городов и на рудниках рабочие начали избирать ревкомы, формировать красногвардейские отряды. Были организованы стачки протеста против действий Корнилова. В процессе борьбы против корниловщины началась большевизация Советов. Уже в первой половине сентября 1917 г. Советы Горловки, Щербиновки, Никитовки, Краматорска, Луганска высказались за большевистский лозунг «Вся власть Советам». Всего в Донбассе к октябрю 1917 г. 19 из 24 городских и районных Советов поддержали этот лозунг.