Формирование Донецкого бассейна как нового крупного промышленного центра Российской империи (ХIХ - начало ХХст.)
Поражение России в Крымской войне 1853-1855 гг. показало острую необходимость металлургического развития Юга России. Во время войны Таганрог, Мариуполь подверглись бомбардировке союзных войск; сказалась нехватка вооружения России, так как Луганский чугунолитейный завод располагался далеко от места боев, не хватало рабочих рук для заводов, железных дорог, мешало крепостничество.
В 1860-е годы российское правительство Александра II успешно провело ряд буржуазных реформ. Центральной реформой была отмена крепостного права. Крестьяне становились лично свободными, но экономически оставались зависимыми. За свой надел земли они должны были платить выкупные платежи (49 лет до 1905 г.). На территории Донбасса душевой крестьянский надел составлял от 3 до 6,5 десятин (Екатеринославская губерния) и от 3 до 4,5 десятин (Харьковская губерния). Однако крестьяне получили 3-4 десятины земли, а остальные земли были «отрезаны» в пользу помещиков, которые и проводили реформу. Вследствие этого помещичье землевладение сохранилось как остаток феодальных отношений. В Славянском уезде помещикам принадлежали 25,5% земель, а в Бахмутском – 57,1% от общего количества земли.
Около 25% крестьян получили землю от помещиков в дарение по 1 десятине на душу, и такие крестьяне оказались в лучшем положении, чем те, кто остался на выкупной системе. Они прервали все отношения с помещиками и, купив дешевой земли, смогли завести собственное хозяйство, свободное от выкупных долгов. В 1865-66 гг. была проведена реформа для некрепостных категорий населения – казаков, военных поселян, колонистов, которым за выкуп земельные наделы передавались в собственность сельским общинам, которые предоставляли их в пользование. Земельный надел у этих крестьян составлял от 9 до 15 десятин на душу.
В 1864 г. в России была проведена земская реформа. Земские органы создавались как всесословные выборные органы местного самоуправления. На местах создавались земские и городские управы. Они имели четкую структуру: распорядительные органы – губернские и уездные земские собрания, и исполнительные губернские и уездные земские управы. Земцы избирались на трехлетний срок и назывались гласными, т.е. имевшими право голоса.
Земства в России вводились постепенно и к концу 70-х гг. они действовали только в 30 губерниях европейской части России. В Екатеринославской губернии оно было введено в 1866 г., и тогда же было образовано Бахмутское уездное земство. В 1873 г. Мариупольское уездное земство было выделено из Александровского.
Реформа создала условия для организации местного самоуправления в Бахмутском, Луганском, Мариупольском и Старобельском уездах. В них были сформированы уездные земские управы. Они занимались ремонтом и содержанием дорог, мостов, организацией медицинской помощи, строительством и содержанием школ, почт. Формально этот выборный орган стал оплотом либеральной буржуазной оппозиции царизму. В 1870 г. Государственная Дума изменила принцип выборов, согласно которому избирательное право предоставлялось только владельцам недвижимого имущества. Земства на своих заседаниях рассматривали и вопросы развития промышленности. Но заниматься политической деятельностью земствам было строжайше запрещено.
В Юзовке городское самоуправление было введено только в 1917 г. Свой вклад в совершенствование управлением и развитием государства, общества внесли военная реформа и реформа образования. Согласно им 25 лет «солдатчины» заменялись службой в армии от 5 до 7 лет, а образование становилось доступным для всех слоев населения.
Реформы, проведенные в 1860-1870-е годы в России, способствовали формированию буржуазных основ российского общества, капиталистической модернизации экономики, внесению демократических принципов в жизнь империи.
Отмена крепостного права в России способствовала созданию рынка рабочих рук и привлечению их для строительства промышленности в Донбассе. Одним из основных направлений промышленного переворота было строительство железных дорог, без которых невозможно было создавать индустрию. Летом 1968 г. в Донбассе было начато строительство железной дороги, так называемой «чугунки», которая связала Курск и Харьков с Донбассом и Азовским морем.
В 1785 г. российское правительство приняло решение о сооружении Донецкой каменноугольной железной дороги. Концессию на ее строительство выиграл С.И.Мамонтов, московский миллионер. В 1880-1884 гг. была построена Екатерининская железная дорога, которая связала Донбасс с Криворожьем, в котором добывалась необходимая для металлургического производства руда.
Успехи в создании дорог, выход к Азовскому морю и связь с промышленными центрами России привели к угольной лихорадке – скупке угленосных земель, закладке шахт, рудников. Так, в 1861 г. предприниматель, купец С.Поляков на месте крестьянской копи заложил Щербиновский рудник (шахта им. Дзержинского). На средства того же Полякова инженер П.Горлов в 1867 г. заложил Первый рудник (шахта «Кочегарка»), в 1879 г. выросли угольные копи помещиков Рутченко. Большой вклад в развитие угольной отрасли внес представитель рода Иловайских – им были заложены шахты, которым он дал имена своих детей – «Иван», «Мария»», «Сергей», «Софья» и которые позже были объединены в Макеевский каменноугольный рудник.
Для финансовой поддержки предприятий и получения прибыли шахтовладельцы создавали акционерные кампании с иностранным и русским капиталом. В 1872 г. в Донбассе действовала первая акционерная кампания «Горное и промышленное общество на Юге России», значительная часть капитала которой принадлежала французам. С 1872 по 1900 гг. в Донбассе образовалось более 20 акционерных кампаний. Огромная прибыль в горной промышленности при льготной политике царского правительства привлекала иностранный капитал. К концу 90-х гг. иностранцам принадлежало до 90% капиталов акционерных кампаний в угольной отрасли Донбасса. Это были бельгийские, французские, немецкие и английские вкладчики.
Росла концентрация производства, в Донбассе добывалось 90% общероссийской угледобычи. В 1900 г. в Донбассе было добыто 671 млн. пудов угля. Донецкий уголь доставлялся более чем в 500 пунктов страны, в основном железных дорог, металлургических и других заводов.
Растущее производство требовало металла, техники, станков, машин, создания металлургического производства. Российское правительство неоднократно пыталось создать на Юге России металлургический завод, но отсутствие свободных рабочих рук, дорог мешало сделать это. С начавшейся капитализацией региона металлургический завод стал самой насущной проблемой. В 1866 г. правительство передало концессию на строительство рельсового завода князю Кочубею, но он не смог собрать необходимые средства. Права на строительство перекупил мильволльский промышленник Джон Джеймс Хьюз за 24 тыс. фунтов стерлингов.
В 1869 г. Хьюз основал акционерное общество, правление которого находилось в Лондоне. Основной капитал составил 1 млн. 200 тыс. фунтов стерлингов и акции были проданы на 24 тыс. ф.стерлингов.
В 1689 г. Юз (так его называли в Донбассе) высадился в Таганрогском порту и обосновался на хуторе помещицы Смоляниновой , где поставил кузню и стал изготавливать мелкий инструмент. В 1870 г. началось строительство завода, а через год была задута первая плавка. Доменную печь задули в 1872 г. и уже в 1783г. началось изготовление чугунных рельсов. В 1879 г. была построена мартеновская печь и завод начал катать стальные рельсы.
С ростом шахт в крае и заложения завода Новороссийского общества в 1869г. возник поселок Юзовка. В 1870 г. в нем проживало 164 чел, в 1884 – 5494 чел.
Одновременно с Юзовским был построен Сулинский металлургический завод. В 1890-х гг. в Донбассе началась металлургическая лихорадка. За семь лет с 1894 по 1900 гг. в регионе были построены Дружковский, Петровский, Енакиевский, Донецко-Юрьевский металлургические заводы. Также заводы были построены в Алчевске, Луганске, Краматорске, Кадиевке, Макеевке, Мариуполе. Как и в горной промышленности, ведущие позиции в металлургии принадлежали иностранному капиталу. Макеевский завод принадлежал французскому капиталу, Енакиевский был собственностью бельгийцев, французов и немцев, на Краматорском металлургическом обществе 60% капитала принадлежало немцам.
К 1917 г. Донбасс стал главной угольно-металлургической базой России.
Развитие угольной и металлургической промышленности в Донбассе требовало создания машиностроительного производства, выпускающего технику, машины, оборудование. Таким стал машиностроительный завод в Юзовке, принадлежащий бельгийцам Боссе и Генефельду. В 1885 г. на базе ремонтно-механической мастерской шахтовладелец Иловайский начал строить труболитейный завод. Машиностроительные заводы были заложены в Горловке, Дебальцево. В Луганске немецкий магнат Гартман в конце 90-х гг. построил самый большой в Донбассе машиностроительный завод, выпускающий паровозы. Среди металлообрабатывающих предприятий Донбасса были Горловский завод горнорудного оборудования, Харцызский котельный, Дебальцевский механический. В Константиновке, Горловке действовали литейно-механические заводы, развивалось кирпичное, цементное, коксовое производство. Успешно работали два цементных завода в Амвросиевке.
Развивалась и химическая промышленность, представленная содовыми заводами в Лисичанске и Славянске, соляными промыслами. Содовые заводы вырабатывали 63% все российской соды.
Промышленный переворот коснулся и банковской сферы. В 1860 г. был создан Государственный банк, а в 1863 г. правительство разрешило учреждать частные банки. В Донбассе уже к 1874 г. действовал 31 акционерный банк, 180 городских банков.
Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Главным объектом торговли было зерно и уголь. Только в Мариуполе каждого из указанных товаров в 1890-е гг. вывозилось до 10 млн. пудов. Для торговли открывались магазины, строились склады по хранению и продаже угля. Выросла торговля такими товарами как кирпичи, цемент, известь, металл. Новороссийское общество поставляло на рынок уголь, кокс, железо, стальные рельсы, наковальни, металлические конструкции. Развивалось винокуренное производство, важным объектом торговли становится соль.
С развитием промышленности края формировалась буржуазная техническая элита, новые классы капиталистического общества. На процесс формирования класса буржуазии наложили отпечаток все российские условности, трудности, отсутствие капиталов, протекционизм, гигантские темпы роста производства, хищническое отношение к природным богатствам края, людям. Исследователи выделяют несколько групп класса буржуазии –
- горнопромышленники и владельцы заводов;
- люди, связанные с банкирским промыслом;
- купцы I и II гильдий;
- торговая буржуазия в сельской местности;
Среди крупной буржуазии ведущее место принадлежало иностранцам – Юз(англичанин), Гартман(немец), Боссе и Геннефельд (бельгийцы). Большую активность проявляли французы. Российские промышленники – А.Авдаков, Ауэрбах, Прядкин, фон Дитмар в основном проживали за пределами Донбасса и управляли предприятиями через персонал общества.
Значительную часть буржуазии составляли дворяне. Среди них выделялись Иловайские - потомки старинного графского рода, которые кроме Макеевского рудника владели труболитейным заводом, химическим заводом, железнодорожной веткой, были пайщиками акционерного общества «Унисон».
Определенную часть буржуазии составляли техническая интеллигенция - русские инженеры П.Горлов, Ф.Енакиев, Б.Яловецкий и др., сумевшие использовать техническое образование и предприимчивость и ставшие владельцами предприятий.
Средняя буржуазия состояла из владельцев промышленных предприятий, банкирских конторщиков. К ним относились семья Французовых в Бахмуте, которым принадлежал проволочно-гвоздильный завод, чугунно-литейный. Д.Хороджаев владел керамическим заводом.
Особенное место в составе нового класса занимало купечество. Приток купеческих капиталов в угольную промышленность Донбасса начался с конца 1860-х гг. В основном преобладало среднее и мелкое купечество. Это И.Уманский, С.Поляков, А.Алчевский и другие. Торговой деятельностью занималось казачество, среди которого наиболее заметный след оставили Байдалановы, С.Корнеев, И.Кошкин, семья Переселенковых. Некоторым крестьянам удавалось стать купцами, промышленниками, к числу которых относят Я.Древицкого.
Вторым классом буржуазного общества был класс рабочих. Процесс его формирования в Донбассе был разнообразным, включал в себя несколько источников. Первоначальной группой, которую условно можно считать предшественниками рабочих были работные люди солеварен, крепостные крестьяне, работавшие на казенных и частных помещичьих предприятиях, ремесленники (бондари, кузнецы), крестьяне, добывающие уголь.
Отмена крепостного права привела к добровольному найму рабочей силы и некоторым видам поощрения – раздаче наделов земли, чтобы рабочие не уходили в деревню. Такую преференцию получили луганские и лисичанские работники
На шахты Донбасса в основном нанимались крестьяне «отходники» из Тульской, Тамбовской, Курской губерний, которые издавна на зиму бросали деревни и уходили на заработки в город. Квалифицированных рабочих поначалу было немного – всего 4 тыс., но со строительством Юзовского и Сулинского заводов их число выросло до 15 тыс. в 1880 г.
Крайне негативным явлением в промышленности Донбасса была текучесть кадров рабочего класса. Причинами этого были тяжелый труд на шахтах, заводах, низкая заработная плата, полная зависимость от хозяев. В 1901 -1902гг. среднемесячная зарплата шахтеров Богодуховского Кальмиусского рудника равнялась 23 руб. 17 коп., а у металлистов среднегодовая зарплата была выше и составляла 360 руб. Существовала дифференциация в оплате и среди рабочих, особенно в сравнении с иностранцами. Так, на заводах Новороссийского общества в Юзовке англичане получали 4-5 руб. в день, а большинство металлургов – от 60 до 90 коп. На заводе «Русский Провиданс» в Мариуполе иностранцы получали в день – 5 руб., а русские за ту же работу – от 1 до 1,5 руб.
Тяжелое и бесправное положение рабочих Донбасса обусловили вначале стихийную, а позже и организованную борьбу рабочего класса за свои права. В 1874 г. шахтеры Юзовки организовали забастовку, требуя повышения заработной платы. В 1887 г. им удалось добиться незначительных улучшений. Со второй половины 1890-х гг. рабочее движение в Донбассе усилилось, и к нему примкнули металлисты и машиностроители. Большое влияние на рабочее движение оказали социал-демократические кружки, которые возникли на рубеже столетий. Под их влиянием рабочие выдвигали, наряду с экономическими и политические требования – «Долой самодержавие», «Да здравствуют политические свободы!».
Рабочее движение в Донбассе набирало силу, становилось самым активным участником борьбы в России за проведение политических реформ, конституционных прав граждан, защиту прав рабочих.
Буржуазные реформы в 60-70-е гг. ХIХ ст. создали условия для бурного промышленного развития региона. Новый российский регион Донбасс в ХIХ– н. ХХ ст. стал крупнейшим промышленным центром государства, занял особое место в экономической, политической жизни российского общества, активным участником социальных и политических процессов. В то же время получаемая иностранными и отечественными крупными владельцами сверхприбыль не оставалась в Донбассе, не шла на нужды региона. Отсутствие профсоюзов, демократических прав, полновластие хозяев делали рабочих совершенно бесправными