Итоги и значение августовского путча
Августовский путч запустил механизм по развалу советского союза, который до этого находился в глубоком экономическом и политическом кризисе. Несмотря на то, что члены ГКЧП не хотели допустить распада страны, они сами во многом его спровоцировали. После ухода Горбачева распалась правящая структура партии, республики постепенно начали получать независимость и отделяться. Советский Союз перестал существовать и уступил место Российской Федерации.
Намеченное на 20 августа 1991 года подписание Союзного договора не могло не подтолкнуть сторонников сохранения прежнего СССР на решительные действия. В случае реализации планов образования Союза Суверенных государств могла бы полностью измениться структура прежнего Советского Союза вместе с его высшим руководством. Кроме этого катализатором замыслов консервативной части союзного руководства по сохранению СССР любыми возможными, не исключая и силовые, способами был указ президента РСФСР Б.Н.Ельцина о департизации (июнь 1991 года), согласно которому в государственных учреждениях РСФСР запрещалась деятельность любых партий. Тем самым наносился удар по монопольному положению КПСС. Началось вытеснение партийной номенклатуры из властных структур и замена ее новыми людьми из окружения Ельцина.
В отсутствие Президента СССР М.С.Горбачева, отдыхавшего в Крыму, 19 августа 1991 года некоторые представители высшего руководства СССР
предприняли попытку сорвать приближающееся подписание нового Союзного договора. Был образован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице президент СССР Г.И.Янаев, премьер-министр СССР В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, председатель КГБ СССР В.А.Крючков, министр внутренних дел Б.К.Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В.А.Стародубцев и президент Ассоциации государственных предприятий А.И.Тизяков. Вице-президент СССР Г.И.Янаев издал указ о вступлении в должность Президента СССР по причине «болезни» М.С.Горбачева, ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах страны, о расформировании тех структур власти, которые были образованы вопреки действующей Конституции СССР 1977 года (в частности, президентских в союзных республиках), приостановил деятельность оппозиционных КПСС политических партий и движений, запретил на период чрезвычайного положения митинги и демонстрации, установил контроль над средствами массовой информации. В Москву были введены войска.
Сопротивление действиям ГКЧП возглавили руководители России – Президент Б.Н.Ельцин, глава правительства И.С.Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И.Хасбулатов, вице-президент РСФСР А.В.Руцкой, которые в случае победы путчистов лишались своей власти в республике. Действия ГКЧП были объявлены как незаконный антиконституционный переворот (правда, в Конституции СССР 1977 года не были представлены также и те структуры, от имени которых выступали функционеры РСФСР). ГКЧП и его решения были также объявлены незаконными. По призыву Б.Н.Ельцина тысячи москвичей заняли оборону вокруг дома Правительства России. Введенные в столицу войска не предпринимали каких-либо действий. Элитные подразделения КГБ устранились от каких-либо решительных действий в пользу путчистов. Не обошлось и без трагического кровопролития, в котором были виновны некоторые части войск, командиры которых решили двинуться на защиту Белого дома, не согласовав свои действия с руководителями его обороны. Путчисты пребывали в растерянности, никак не ожидая такого поворота событий. Вскоре они были арестованы.
«Освобождение» Президента СССР М.С.Горбачева из его «заточения» на даче в Форосе позволило считать, что его карьера как политика завершилась. Его влияние как Президента СССР резко упало, что привело к скорому упразднению центральных структур власти. Вскоре после провала заговора восемь советских республик заявили о своей независимости. Эстония, Латвия и Литва, еще раньше признанные международным сообществом, в начале сентября были признаны СССР независимыми суверенными государствами. Советский Союз фактически распался. Этот факт зафиксировал V внеочередной съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в сентябре 1991 года.
Коммунистическая партия Советского Союза, скомпрометировавшая себя участием членов ее высших органов в попытке переворота, была запрещена. В попытках избавиться от дискредитировавшего себя центра в декабре 1991 года три руководителя республик учредителей СССР (России – Б.Н.Ельцин, Украины – Л.М.Кравчук и Белоруссии – С.С.Шушкевич) встретились в Белоруссии и заявили о намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ) – так называемое «Беловежское соглашение». Это содружество позже объединило 11 бывших союзных республик (отказались войти в СНГ страны Балтии и Грузия). Следует отметить, что на эту встречу, решившую судьбу СССР, Президент СССР даже не был приглашен. 25 декабря 1991 года М.С.Горбачев сложил с себя президентские полномочия в связи с исчезновением самого государства. Этот день стал последним в существовании Союза Советских Социалистических Республик.
С распадом СССР и крахом социалистических режимов в Европе оказалась ликвидирована система противостояния двух сверхдержав, которая была основой «холодной войны» В этой войне победителем оказались Соединенные Штаты Америки. В декабре 1991 года, после распада Советского Союза, американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне». Россия, потеряв своих традиционных союзников, но так и не приобретя новых, вынуждена была начать поиск новых внешнеполитических ориентиров.
36. Причины распада СССР. Оценки события в исторической литературе.
25 декабря 1991 г. 19:38 после выступления Горбачева М.С. о сложении полномочий президента СССР с 1 корпуса Кремля был спущен государственный флаг СССР.
Появилось множество причин распада СССР, направление концепции можно определить по терминологии:
1. Развал — негативное отношение
2. Убийство
3. Крах
4. Крушение
5. Гибель
6. Распад — нейтрально
До начала 2000х гг. доминировала концепция утвердившаяся при Ельцине Б.Н. Устранение союзного центра было необходимо для преодоления главного препятствия на пути динамического развития России. В 2000х гг. появился новый подход с позиции Путина В.В. Распад СССР — как крупнейшая геополитическая катастрофа 20 века и общенациональная трагедия одновременно. Первая концепция существует и нужна для развития России.
Самым сложным до сих пор является вопрос, насколько важен был распад СССР. Он связан с другими вопросами:
16. Распад — это единственный выход из тупика или трагическая ошибка.
17. Распад — связан со стремлением народов выйти из страны.
Самая аспектная причина:
1 причина. Национальная — после 1917 г. был разрушен традиционный принцип деления страны на губернии. При советской власти взят курс построения государства по национальному признаку. Последствия из 150 народностей только 32 имели свое государственное образование 118 нет. Сохранились и умножились межреспубликанские споры по пограничным вопросам. Накануне перестройки только 79 крупных споров. Эти споры усилились после распада СССР 1988г. - Карабах; погром Сунгарита — итоги поссорились не только Армяне и Азербайджанцы, но и Москва с обоями. В 1989 г. начался конфликт между Грузинами и Абхазами.
В СССР одной из главных задач являлось преодоление экономической отсталости национальной окраины (помощь). В 1980х гг. стало негативно оцениваться, как насильственная лира, как утверждение ущербности местных национальностей, попытка административного диктата. В некоторых республиках народы стали предъявлять претензии другим национальностям: якобы есть нации, которые живут за счет других наций.
2.1 Язык — в 80х гг. предать государственный статус национальному языку при этом страны на протяжении нескольких столетий существует реальное двуязычие. Этот процесс стал толковаться, как русификация правительства.
2.2. Негативный след оставили массовые депортации и переселения с распределением земель между другими республиками (областями).
В национальном государственной структуре — неравноправное положение некоторых народов (межнациональная напряженность). Например: с одной стороны центр поддерживал национальные кадры (все республики имели Академии наук, отделения академии наук, национальная печать, национальный театр, школы, музеи, библиотеки). Но Академии наук не имела РФ, не имела компартии, по количеству аспирантов национальных республик превосходили показатели РСФСР.
Одна из причин национального сепаратизма — концепция о титулярных нациях, о возрождении национальной культуры. Одни из первых сформулировали Прибалты. Обе концепции вышли из среды национальной интеллигенции и номенклатуры. При этом старались «не замечать» реальные межнациональные проблемы:
1) События в Алма — Ате, смещение 1 секретаря ЦК партии (Казаха), послали русского и не работавшего в этом регионе. Начались антирусские восстания — Назарбаев Н.А.
2) События в Прибалтике, широкое хождение получение тезис «антирусские настроения» в виде идеи о насильственном присоединении к СССР.
3) Массовые выступления крымских татар — восстановление автономии. Серьезных антирусских не было.
Основной итог: декларации о государственном университете прибалтийских республик (1988 — 1989 гг.). При Горбачеве М.С. Россия рассматривалась как «тюрьма народов», русские рассматривались как угнетатели малых народов.
2 причина — Ошибкой Горбачева М.С. было перезаключение союзного договора в марте 1990 г.
1) Под сомнение поставили договор 1922 г. о создании СССР.
2) Открыло республикам легитимный путь обретения прав субъектов международного права.
3) В итоге Горбачева М.С. перестал быть авторитетом.
3 причина — Суверенизация РСФСР — Россия 12 июня 1990 г. Верховенство законов России над общесоюзным — война законов между РСФСР и СССР. Далее последовали аналогичные процессы: Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан, Казахстан. Все они приняли радикальные решения — создали самостоятельные государства.
4 причина — Ошибки в экономическом реформировании страны. Разрушение единого народно — хозяйственного комплекса, падение жизненного уровня — все республики стали вырабатывать экономические стратегии.
5 причина - Были последовательно разрушены все вертикали власти. Развал компартии, которое началось с ослабления ее влияния с 1988 гг. Разрушение партийных структур, отмена 6 статьи, КПСС перестало было политическим ядром системы. На КПСС были «завязаны» не только вертикальные, но и горизонтальные связи. В период «перестройки» не удалось создать реальной альтернативы структуры КПСС, системы же президентской власти и другие не имели достаточного опыта по управлению общества направлению КПСС.
6 причин — Соперничество между центральной властью и республиканскими кланами. И внутри республики с другой. Борьба шла между сторонниками реформ и консерваторами.
7 причина — Не изучена такая причина как «Перерождение партийной элиты в СССР допустившей распад государства».
8 причина — Недееспособность центрально — управленческих структур к концу «перестройки».
9 причина — Давление Запада.
Формы давления:
1) Поддержка протестов, настроение сепаратистов
2) Бархатная революция
3) Существовали каналы влияния США на руководство страны, демократическую оппозицию, на московских радикальных демократов из окружения Ельцина Б.Н.
4) Поддержка сепаратистов в национальных республиках.
В настоящее время изучается влияние на распад — личностей и команд Горбачева М.С. и Ельцина Б.Н. Разрабатывается тема Заговора Запада против СССР (желание устранить мощного геополитического конкурента).
Нет ответа на главный вопрос: «Почему народ молчал?» В 1991 г. в основном это объясняется усталостью народа. Большинство историков определяют причины распада СССР опираясь на многофакторный подход. Дискуссионным остается вопрос «Можно было бы сохранить СССР?»
В последние годы одной из важнейших причин распада СССР стали рассматривать крушение коммунистической советской идеологии.
37. Политический портрет Б.Н. Ельцина.
Борис Николаевич Ельцин находился во главе России в 1991-1999 годах. Он был первым Президентом России — с 12 июня 1991 года, в 1990-1991 годах был Председателем Верховного Совета СССР, а в 1991-1992-, будучи Президентом, был одновременно главой Правительства России.
Деятельность Б.Н.Ельцина — яркая страница в истории России. Им было сделано много положительного по пути реформирования страны, построения поистине демократического общества. Конституция РФ, принятая в 1993 году, закрепила демократические преобразования в стране. Конечно, были и ошибки, и просчёты, и не доведённые до конца реформы. Однако Ельцин навсегда останется в памяти народа как первый Президент свободной России.
Каковы основные направления деятельности Б.Н. Ельцин и их результаты?
Одним из основных направлений внутренней политики было реформирование экономики, установление в стране рыночных отношений. Старт реформам был дан в 1991 году на 5 съезде народных депутатов РФ. «Шоковой терапией» называют изменения в экономике при Ельцине, настолько они были необычными и быстрыми. Это либерализация цен, приватизация предприятий, а затем и земли, налоговая и разумная монопольная политика, снятие ограничений на проведение внешней торговли – всё способствовало изменениям в экономике. Серьёзные изменения произошли и в сельском хозяйстве — началась реорганизация колхозов и совхозов, стали создаваться акционерные общества и самостоятельные крестьянские фермерские хозяйства. Впервые появился рынок валюты, создавались частные банки. Приняты законы в 1991 году: « О собственности» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Однако нельзя не отметить и резкую инфляцию в стране. «Чёрным вторником» называли 11 октября 1994 года, когда произошло резкое падение курса рубля.
Итогами данной деятельности стало быстрое падение производства. Так промышленное производство упало к 1995 году более чем в два раза. Произошёл резкий рост цен — в 26 раз выросли цены на потребительские товары. Появился дефицит товаров. Сложности были связаны с резким курсом на реформы и с тем, что происходила дезинтеграция, свёртывание связей с бывшими республиками СССР, что осложняло развитие экономики. Таким образом, существенных положительных изменений в стране не произошло, а лишь усилилась социальная поляризация в обществе.
Другим важным направлением во внутренней политике Ельцина была социальная сфера. Именно улучшение жизни народа стало одной из главных задач Президента. Однако и здесь больше было негативного, чем позитивного. Так после отмены всеобщей обязанности трудиться появилось большое количество неработающих людей, что приводило к их деградации, они пополняли группу риска. Появление такого явления, как безработица, требовало мер со стороны руководства. Были введены пособия по безработице, созданы биржи труда. Постоянный рост цент вынуждал проводить компенсационные выплаты. Впервые появилось платное обучение и лечение, многие лечебно-профилактические учреждения были приватизированы. Государство перестало выдавать бесплатно жильё, появилась свободная продажа квартир, началась приватизация собственности.
Результаты данной деятельности неоднозначны, так как привели к ещё более глубокой дифференциации населения, резко увеличился разрыв между людьми с высокими доходами и значительной частью населения, которые стояли на грани бедности. Всё это не могло не вызвать социальное недовольство.
Основным направлением во внешней политике было сохранение мира, установление взаимовыгодных отношений со странами .Одним из важнейших документов данного времени стало подписание Декларации РФ и США о прекращении состояния холодной войны» 1 февраля 1992 года. С США было подписано несколько договоров о сокращении вооружения: в 1991-ОСВН-1, ОСНВ-2 в 1993 году. В 1992 году РФ вступила в Международный валютный фонд.
Важным был тот факт, что к 1994 году были выведены все советские войска из стран Восточной Европы, что стабилизировано отношения с ними.
Результатом данной деятельности стала стабилизация в международных отношениях, усиление международной торговли, установление дружественных отношений как со странами Запада, так и со странами Восточной Европы.
В 1996 году РФ подписала международный Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний.
С 1996 года группа «большой семёрки» переросла в « большую восьмёрку», так как РФ вошла в её состав (наряду с США, Канадой, Великобританией, Германией, Францией, Италией, Японией), что явилось признанием международного авторитета РФ. В том же 1996 году РФ вошла в Совет Европы.
Важной Международной программой стала программа « Партнёрство во имя мира», к которой РФ присоединилась в 1994 году, а в 1997 году- подписала «Основополагающий акт». По данным документам отношения между странами строились на миролюбивых основах.
Результатом данной деятельности стало установление дружественных отношений новой свободной России со странами Запада и Восточной Европы, создание гарантий мирного сосуществования стран.
Следующим направлением во внешней политике было установление связей с бывшими Республиками СССР — СНГ. Необходимо было мирно провести размежевание экономики, сформировать новые отношения на постсоветском пространстве и создать все условия для интеграции, особенно в экономике, так как связи в этой сфере были достаточно крепкими.
С этой целью в 1992 году был принят Устав СНГ, регулирующий отношения между странами, учреждены органы власти : Совет глав государств СНГ, Совет глав правительств. Был завершён раздел Вооружённых сил, а с 1994 года взят курс на хозяйственную интеграцию: создан Таможенный союз (РФ, Киргизия, Казахстан, Белоруссия), устанавливающий льготный режим перемещения товаров через границу. Во всех данных мероприятиях Ельцин Б.Н. принимал самое активное участие, являясь часто инициатором.
Результатом данной деятельности стало укрепление отношений со странами — бывшими республиками СССР, интеграция во всех сферах общественной жизни.
Таким образом, деятельность Ельцина Б.Н.- первого Президента России -была противоречивой. С одной стороны – яркая, позитивная деятельность на международной арене, способствовавшая укреплению авторитета России, улучшению международной обстановки, с другой — противоречивая политика внутри страны, ослабление экономики, усиление социальной поляризации. Не случайно в октябре 1993 года готовился переворот, в результате которого хотели сместить Ельцина с поста. Годы его правления называют «лихими девяностыми».
38. Советская культура во второй половине 1940-х - середине 1950-х гг.
Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб культуре, ее материальной базе. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы страны сотни тысяч книг. С фронта не вернулись многие талантливые ученые, писатели, художники. Сократился выпуск специалистов в вузах. В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в последующие годы.
Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве. Требования к работам творческий интеллигенции нашли отражение в постановлениях ЦК ВКП (б) второй половины 40-х годов по вопросам литературы и искусства. В числе первых появилось постановление «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» (1946 г.). Поводом для него послужила публикация в журнале «Мурзилка» рассказа М.М. Зощенко «Приключения обезьянки», перепечатанного затем литературным журналом «Звезда». Политическая оценка детского рассказа М.М. Зощенко была дана на заседании Оргбюро ЦК партии, где присутствовали И.В. Сталин, секретарь ЦК по вопросам идеологии А.А. Жданов, другие идеологические работники, писатели. Повести, рассказы и стихи ряда авторов, включая М.М. Зощенко, были признаны несовместимыми с социалистическим мировоззрением. В постановлении и в разъясняющих его публикациях содержались политические обвинения и оскорбления в адрес А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко и других советских литераторов. М.М. Зощенко был исключен из Союза писателей.
Одностороннюю, неоправданно резкую оценку творчества группы талантливых драматургов и композиторов, деятелей театра и кино содержали постановления ЦК партии «О репертуаре драматических театров», «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» и др. Гонениям подвергалось творчество композиторов Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна и др. Предвзятая критика кинофильмов С. Эйзенштейна «Иван Грозный» и Л. Лукова «Большая жизнь».
Эти постановления тяжело отразились на творческих судьбах отдельных деятелей культуры, на последующем развитии литературы и искусства - привело к резкому сокращению количества новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, сознательному слому великой русской художественной традиции XIX - начала XX в. Во многом они были связаны с тем, что режим конца 40-х годов требовал от деятелей культуры идеализации всех сторон послевоенной жизни. Ей отводилась роль создания мифологии нового типа.
На рубеже 40-50-х гг. ЦК партии организовал дискуссии по вопросам философии, политэкономии и языкознания. Участие в них наряду с представителями науки принимали руководители партии и государства. Так, в дискуссии, организованной с целью обсуждения книги Г.Ф. Александрова по истории западноевропейской философии, принял участие А.А. Жданов. Он обвинил автора учебника в преклонении перед буржуазной западной философией, призвал советских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии».
В конце 1940-х гг. развернулась борьба за советскую национальную культуру, против космополитизма. Страницы газет и журналов были заполнены статьями, направленными против «буржуазного космополитизма» и его носителей. Космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось «преклонение перед всем западным». Особенно сильно эта кампания затронула историческую науку. Многие известные советские ученые (И.И. Минц, И.М. Разгон, Б.А. Романов, К.В. Базилевич и др.) были обвинены в искажении дореволюционной истории и истории советского общества. Борьба с космополитизмом привела к тому, что в науке на долгие годы остались нетронутыми сложившиеся в 30-40-е годы концепции исторического развития. Малейшие отклонения в трудах ученых от сложившихся взглядов, их попытка по-новому взглянуть на научные вопросы рассматривались как нарушение принципа партийности в науке.
Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», политические оценки художественного творчества и научной работы вызывали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.
Литература.Наиболее массовой была литература, посвященная героическому подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Вершинным произведением явилась поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (1942-1945), где с исключительной глубиной и силой выражен народный взгляд на войну, широкий круг общенародных чувств военного времени. Исполненная глубокой правдивости и юмора, классически ясная по своей поэтической форме, «Книга про бойца» стала любимой книгой миллионов людей. Многоплановость и дозволенная правдивость изображения войны характерны для всей литературы, большого числа писателей и поэтов: М.А. Шолохова, Г.Я. Бакланова, Ю.В. Бондарева, А.А. Ананьева, Б.Л. Васильева, В.П. Астафьева, В. М. Богомолова, П.Л. Проскурина, К.М. Симонова, О.Ф. Берггольц и других, чей талант ярко проявился и в период «оттепели».
Произведения Н.П. Носова («Незнайка»), М.П. Прилежаевой, С.А. Баруздина, А.Н. Рыбакова («Кортик») знаменуют новые успехи детской литературы. Развиваются жанры научно-социальной фантастики - романы И.А. Ефремова и А.Н. и Б.Н. Стругацких.
В конце 40-х гг., когда казалось, что единомыслие достигло наивысшей точки. В литературу вошло новое поколение «неудобных» авторов: В.П. Некрасов («В окопах Сталинграда»), В.С. Гроссман, В.Д. Дудинцев и др.
Театр и кино.Значительное развитие в театральном репертуаре получила тема созидательного труда; 50-е гг. отмечены «вторым рождением» на сцене многих театров РСФСР драматургии В.В. Маяковского, В.В. Вишневского («Оптимистическая трагедия»), А.В. Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского»), М.Ю. Лермонтова.
Репертуар театров расширяется в 50-х гг. расширяется за счет зарубежной драматургии (как правило, с определенной классовой направленностью). Многие театры ставят пьесы Б. Брехта. В это время особенно приметным становится вклад в развитие театра мастеров поколения, к которому принадлежат режиссеры Г.А. Товстоногов, Б.И. Равенских, В.Н. Плучек, О.Н. Ефремов, Е.Р. Симонов, Ю.П. Любимов, А.В. Эфрос и др.; актеры Ю.К. Борисова, К.Ю. Лавров, И.М. Смоктуновский, М.А. Ульянов, Рыбников Н.Н., Ларионова А.Д., Матвеев Е.С., Мордюкова Н.В., Баталов А.В., И.В. Макарова, В.В. Тихонов и многие другие.
В 50-х гг. началось строительство новых и расширение старых съемочных площадок киностудий Москвы и Ленинграда. Увеличился выпуск картин на «Ленфильме» и Центральной студии детских и юношеских фильмов, а также художественных фильмов на Свердловской киностудии (осн. в 1949 г.). При «Мосфильме» и «Ленфильме» работают театры-студии киноактера. В кино пришли выпускники ВГИКа: режиссеры А.А. Алов, В.П. Басов, С.Ф. Бондарчук, Л.И. Гайдай, Г.Н. Данелия, Ю.Ю. Карасик, Л.А. Кулиджанов, В.Н. Наумов, С.Н. Ростоцкий, Э.А. Рязанов, С.И. Самсонов, А.А. Салтыков, Я.А. Сегель, И.В. Таланкин, А.А. Тарковский, М.М. Хуциев, Ю.С. Чулюкин, Г.Н. Чухрай, М.А. Швейцер, В.М. Шукшин и др.; операторы - С.П. Урусевский, В.И. Юсов и др.
Наряду с истинно художественными произведениями создаются веселые комедии-политагитки типа: «Оборона Царицына», «Великий гражданин», «Партийный билет». Они создавали псевдополитическую культуру, формировали психологию и мышление «поиска врага». В конце 40-х гг. экраны заполнили так называемые «художественные биографии» исторических деятелей, ученых, композиторов, которые были совершенно оскоплены до неузнаваемости. М. Глинка, М. Мусоргский, А. Попов, И. Павлов представлялись на экране бесплотными «патриотами-борцами за светлое будущее», став основой упрощенческого отношения к культуре и к классике в целом. Вместе с тем нельзя отрицать их воспитательного значения для подрастающего поколения при всей односторонности и классовой направленности их образов.
Образование. В 1946 г. по госбюджету было выделено на образование 3,8 млрд руб. (в 1940 г. - 2,3 млрд), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд руб.
После окончания войны в СССР начался переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию. В 1959 г. около 55 млн граждан (в 4 раза больше, чем до войны) имели среднее или неполное среднее образование. Большая часть молодежи получала образование через систему профессионально-технического обучения. Особенно много ремесленных училищ было открыто в первые послевоенные годы, когда подъем экономики требовал быстрого роста квалифицированных кадров (эти училища закончили в свое время космонавты Юрий Гагарин и Павел Попович.)
Для послевоенных лет характерно бурное развитие высшего образования. В 1945-1955 гг. в стране было открыто 160 новых университетов и институтов. Стремительно росло число студентов: 1940 г. - 812 тыс., 1950 г. – 1 247 тыс., в 1960 г. – 2 396 тыс. Широкие масштабы приобрело вечернее и заочное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.
Наука. В 1946 г. правительство значительно увеличило расходы на науку, они выросли в 2,5 раза и превысили расходы предыдущего года.
Сразу по окончании войны началась работа по восстановлению научных центров. Стали вновь действовать Академии наук на Украине, в Литве, Белоруссии. Были созданы Академии наук в Казахстане, Латвии, Эстонии.
Создавались исследовательские центры, связанные с отраслями, работающими на оборону. Советские ученые осуществили синтез управляемой ядерной реакции в атомном реакторе. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, интенсивно шли исследования в области химического и бактериологического оружия.
Вторая половина 40-х гг. была временем организации целой серии научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки. Среди них были Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники. Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и многие другие. В то же время продолжали существовать и расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в системе МВД СССР (РСФСР). Открытия, сделанные в этих «шарашках» (как тогда их называли), явились базисом для развития многих НИИ и создания новых.
В 40-е - начале 50-х гг. советская наука и техника достигли целого ряда успехов, прежде всего в области физики, химии, точной механики, но все они были нацелены в основном на военные нужды, способствовали наращиванию военной мощи. В то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, подверглись жесткому нажиму и даже запретам. Наиболее показательными в этом отношении были гонения на генетику и кибернетику, которые были объявлены науками, противоречащими законам материализма. Это привело к отставанию страны в этих отраслях. В августе 1948 г. состоялась сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Т.Д. Лысенко, обещавшего резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур быстро и без серьезных капитальных вложений.
Великая Отечественная война совершила поворот в сознании советского человека. Оказалось, что ценностное поле личности вовсе не исчерпывается классовыми интересами. Послевоенное общество можно было бы назвать «обществом надежд»…
39. Советская культура годы хрущевской «оттепели».
XX съезд КПСС (1956 г.) стал во многом переломным моментом в истории страны, хотя далеко не все связанные с ним надежды впоследствии оправдались. Съезд и доклад на нем Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» инициировали процесс обновления общества, положили начало развенчанию сталинизма, освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов. Страшная правда, хотя и не высказанная во всей полноте, стала отправной точкой освобождения сознания многих людей от слепой веры. Период в жизни страны, связанный со съездом, получил название «оттепели» (по одноимен. роману Ильи Эренбурга). Это время особенно повлияло на молодое поколение, многие представители которого и позднее остались верны убеждениям, формировавшимся в годы «оттепели».
Литература и искусство. Было ослаблено идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. В 1958 г. ЦК КПСС принял постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий", "От всего сердца"». Реабилитировали многих деятелей культуры жертвы политических репрессий. Стали издаваться книги А. Веселого, П.Н. Васильева, И.Э. Бабеля и др. Оживлению духовной жизни общества способствовало возникновение новых творческих союзов - Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР. Появились новые литературно-художественные и общественно-политические журналы «Москва», «Нева», «Иностранная литература», «Юность», «Дружба народов» и др. Тон в формировании общественного мнения задавал «Новый мир» (А.Т. Твардовский). Здесь публиковались Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.М. Шукшин, Ю.В. Трифонов. Для литературы «оттепели» характерно подчеркнутое отношение к человеку, его духовным ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли на страницы романов герои Д.А. Гранина («Искатели», «Иду на грозу») и Ю.П. Германа («Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек») и др.
Росла популярность молодых поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.А. Ахмадуллиной, Б.Ш. Окуджавы. Никогда прежде чтение стихов с эстрады не собирало такие огромные залы.
Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В.В. Овечкина «Районные будни» и «Записки агронома» Г.Н. Троепольского). Широкий резонанс получил роман В.Д. Дудинцева "Не хлебом единым", где впервые была поднята тема незаконных репрессий. Однако со стороны руководителей страны роман получил негативную оценку. Но тема репрессий, сталинских лагерей не ушла из литературы. Наиболее значительным произведением на эту ранее запретную тему была повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», опубликованная в журнале «Новый мир» благодаря главному редактору А.Т. Твардовскому.
Открытия литературы «оттепели» поддержали театр и кинематограф. В 1957 г. столице был открыт новый драматический театр «Современник» (О.Н. Ефремов); Театр драмы и комедии на Таганке Ю.П. Любимова (1964 г.); появились «Весна на Заречной улице» М.М. Хуциева, «Высота» А.Г. Зархи, «Дорогой мой человек» И.Е. Хейфица. Это были фильмы не об идеях и ходульных героях, а о живых людях, о жизни. В фильме М.М. Хуциева «Застава Ильича» начала 60-х гг. были поставлены вопросы молодого поколения этих лет: «Как жить? И как жить дальше?».
В конце 50-х - начале 60-х гг. состоялось несколько встреч партийно-государственных руководителей с представителями художественной интеллигенции. Участие в них принимали Н.С. Хрущев и секретарь ЦК по идеологии Л.Ф. Ильичев. Отношения главы государства с деятелями литературы и искусства складывались непросто. Работа по восстановлению законности, по реабилитации невинно осужденных лиц принесла Н.С. Хрущеву широкую популярность. Однако его попытки вмешательства в творческую лабораторию работников культуры, некомпетентность и категоричность в оценках их творчества привели к потере им авторитета. Известную роль в этом сыграла травля Б.Л. Пастернака. В 1958 г. за роман «Доктор Живаго», запрещенный к изданию в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Л. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. В том же году его исключили из состава Союза писателей СССР и вынудили отказаться от Нобелевской премии. Неодобрительную оценку партийно-государственных лидеров получил художественный фильм М.М. Хуциева «Застава Ильича». В конце 1962 г. Н.С. Хрущев посетил выставку работ молодых художников в московском Манеже. В творчестве некоторых живописцев-авангардистов он увидел нарушение «законов красоты» или просто «мазню». Свое личное мнение в вопросах искусства глава государства считал безоговорочным и единственно правильным.
Но в целом годы «оттепели» благотворно отразились на развитии отечественной культуры. Общественный подъем этого времени содействовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения.
Одним из последствий либерализации внешнеполитического курса явилось углубление международных связей деятелей культуры. Представители науки и искусства, преподаватели вузов направлялись на стажировку в разные страны мира. Расширились обмен информацией между научно-