Новые политические реформы в 1959 — 1961 гг.
1959 г. 21 съезд КПСС (вне очередной) в своем докладе были два тезиса:
12. Социализм победил окончательно, навсегда исчезла опасность реставрации капитализма из вне.
13. Советское общество вступило в новый этап — развернутое строительство развитого социализма, коммунизм в СССР построен через 20 лет.
Утвержден план семилетки. 1961 г. 22 съезд, решения:
6. 3 программы партии (1 — 1903 г., 2 — 1919 г. нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме) 10 лет отводилось на материальную, техническую базу, а следующие 10 лет переход от социализма к коммунизму.
7. Изменили партийный устав — по инициативе Хрущева Н.С.. Ввел принцип обязательной ротации кадров снизу до верху, даже секретариат ЦК, президиум и т. д. Решили что человек не может избираться в одни и те же партийные органы более определенного количества раз.
8. Вновь осудили бывших членов антипартийной группы: Молотов В.М., Каганович Л.М., Шепилов Д.Т. были исключены из партии и отправлены на пенсию.
9. Хрущев Н.С. озвучил, что нужно вынести Сталина И.В. из мавзолея. И похоронить его не в Кремле и стене, а у стены.
В 1961 г. в газете «Правда» с разрешения Хрущева Н.С. опубликовали стихотворение Е.А.Евтушенко «Наследники Сталина» было запрещено, но опубликовано в 90е гг.
14. Кризисы власти (1957, 1964). Объективные и субъективные причины отставки Н.С. Хрущева.
XX съезд не завершил борьбу за власть в партийной верхушке. Опасаясь дальнейших разоблачений и реальной утраты оставшихся позиций, весной 1957 г. консервативная часть советского руководства начала переговоры с целью ликвидации должности первого секретаря и отстранения Хрущева от власти (предполагалось сделать Хрущева министром сельского хозяйства). Формальным поводом для «усмирения» Хрущева стало поспешное решение начать реорганизацию в промышленности, создать совнархозы. Противники публичной критики Сталина (Маленков, Каганович, Молотов), боясь дальнейшего углубления разоблачений сталинского режима, решили дать бой Н.С. Хрущеву и отстранить его от руководства партией. На совещании, начавшемся 18 июня 1957 г., большинство Президиума ЦК КПСС (7 из 11 членов) подвергли деятельность Хрущева резкой критике и, обвинив его в нарушении принципа коллективности руководства, сместило с поста первого секретаря ЦК КПСС. Многие из предъявленных обвинений формально были справедливы. Но за ними стояло желание просталинских сил пересмотреть решения XX съезда. Лишь благодаря поддержке маршала Г.К. Жукова и председателя КГБ И.А. Серова был созван Пленум ЦК КПСС. Предав огласке архивные сведения о личной причастности Маленкова, Кагановича, Молотова и Ворошилова к репрессиям (правда, из официального, предназначенного для печати постановления Пленума они были исключены), сторонники Хрущева смогли одержать победу. Пленум осудил «антипартийную группу Молотова, Маленкова, Кагановича и «примкнувшего к ним» Шепилова и вывел их из состава руководства партии. Важнейшим следствием разгрома политических противников Хрущева стало растущее влияние партийного аппарата в стране.
Озабоченный дальнейшим укреплением своих позиций в октябре 1957 г. Хрущев инициировал отставку с поста министра обороны Г.К. Жукова, который стал ему лично опасен и позиция которого объективно противостояла всевластию партийного аппарата. Последнюю точку в борьбе-за единоличную власть Н.С. Хрущев поставил в начале 1958 г., совместив посты Председателя правительства и первого секретаря ЦК КПСС. Однако ценой этой победы стала его зависимость от партаппарата, поставившего всю последующую реформаторскую деятельность Хрущева в определенные рамки, ограниченные интересами партийно-государственной бюрократии.
Стабилизация по-брежневски. К началу 60-х гг. Н.С. Хрущев полностью исчерпал реформаторский потенциал. Уже в 1962 г. стал вполне очевиден крах его основных начинаний. Семилетка была провалена по основным показателям, как и планы ускоренного строительства коммунистического общества. В стране не хватало важнейших продуктов питания. Хрущев становился все более неудобным и даже опасным для верхушки партийного руководства из-за своих непродуманных, хаотичных реформ, не дававших ощущения стабильности правящей элите, компрометирующих ее в глазах народа. Последней каплей, переполнившей терпение ближайшего окружения неутомимого реформатора, стала идея о замене семилетних народнохозяйственных планов восьмилетними, призванными скрыть неудачи семилетки.
На заседании Президиума ЦК КПСС 14 октября 1964 г. под давлением бывших соратников Хрущев подписал заявление о своем уходе и был отправлен на пенсию. Так закончилась эпоха XX съезда. Главным результатом противоречивого десятилетия стало утверждение в стране более свободной атмосферы, в жизнь вошло поколение людей, не знавших тотального страха. Благодаря Хрущеву в стране произошла десакрализация власти, она лишилась ореола недоступности и высшей мудрости, которыми на протяжении сталинского правления наделяли ее советские люди.
В соответствии с принятыми на партийном Пленуме решениями должности первого секретаря ЦК Компартии и Председателя Совета Минист-- ров были разделены. Первым секретарем стал Л.И. Брежнев, премьер-министром — А.Н. Косыгин. И по характеру, и по интеллекту Брежнев не годился на роль руководителя великой державы, не обладал качествами, которые нужны были для реализации коренного обновления общества.
Брежнев оказался у руля Советского государства в результате сложного переплетения политических сил. Многие в руководстве страны рассматривали его как временную фигуру. В стране ощущалась усталость от лихорадочных нововведений. Выдвинутый Брежневым лозунг «стабильности» означал отказ от всяких попыток радикального обновления общества, а борьба с «волюнтаризмом» Хрущева предполагала первоочередную ликвидацию хрущевских нововведений в области партийно-государственного управления. В руководстве республик и областей, министерств практически прекратились всякие перемены. Глубинные причины кризисных явлений не были вскрыты и продолжали действовать. Поэтому официально провозглашенный после октября 1964 г. курс нового руководства на дальнейшее развитие социалистической демократии, освобождение партии от несвойственных ей хозяйственных функций, на научное руководство обществом был заранее обречен на неудачу.