Модуль 1. Формирование качества зерна злаковых, зернобобовых культур и семян масличных растений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Формирование качества продукции растениеводства»
для подготовки магистров по программе «Агроэкологическая
оценка земель и проектирование агроландшафтов»
ФГОС ВПО 3-го поколения
Направление: 110100.68 «Агрохимия и агропочвоведение»
Курс II
Модуль 5
Москва, 2012
Составитель: Новиков Н.Н., доктор биологических наук, профессор
« » 2012г.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла М 2.В.ДВ.3 студентам очной формы обучения
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 110100.68 «Агрохимия и агропочвоведение», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «28» октября 2009г. № 491 и зарегистрированного в Минюсте РФ «18» декабря 2009г. № 15729.
Программа обсуждена на заседании кафедры агрономической, биологической химии и радиологии
Зав. кафедрой Торшин С.П., доктор биологических наук, профессор
« » 2012_г.
Рецензент: Кондратьев М.Н., доктор биологических наук, профессор
Проверено:
Начальник отдела менеджмента
качества образования Л.А. Ефимова
Начальник отдела
разработки и обеспечения
образовательных программ УМУ Л.М. Сашина
)
Согласовано:
Декан факультета Наумов В.Д., доктор биологических наук, профессор
« » 2012 г.
Программа обсуждена на заседании Ученого совета факультета почвоведения, агрохимии и экологии, протокол №
Секретарь ученого совета факультета почвоведения, агрохимии и экологии
Игнатьева С. Л., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
« » 2012 г.
Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки «Агрохимия и агропочвоведение», протокол №
Председатель учебно-методической комиссии Кидин В.В., доктор биологических наук, профессор
« » 2012 г.
Заведующий выпускающей кафедрой Кирюшин В.И., академик РАСХН, доктор биологических наук, профессор
« » 2012 г.
Руководитель магистерской программы Кирюшин В.И., академик РАСХН, доктор биологических наук, профессор
« » 2012 г.
Начальник УИТ М.Ю. Гладких
Отдел комплектования ЦНБ Е.А. Комарова
Копия электронного варианта получена:
Начальник отдела поддержки
дистанционного обучения УИТ И.Н. Батура
Содержание
Аннотация……………………………………………………………………..5
1. Цели освоения дисциплины.. 5
2. Место дисциплины в учебном процессе. 5
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.. 6
4. Структура и содержание дисциплины…………………………..9
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам……………………………………………………………………...9
4.2 Структура дисциплины.. 9
4.3 Содержание дисциплины……………….……………………………..10
4.4 Лабораторные и семинарские занятия. 16
4.5 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины 17
4.6 КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ И КУРСОВОЙ ПРОЕКТ..…………………………17
5. Образовательные технологии.. 31
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 32
6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций. 32
6.2 Итоговый контроль знаеий, умений и навыков студентов. 32
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 36
7.1 Основная литература. 36
7.2 Дополнительная литература. 36
7.3 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям 36
7.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 37
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 37
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………38
Виды и формы отработки пропущенных занятий. 38
10. Методические рекомендации преподавателям по организации обучения по дисциплине. 39
Аннотация
В программе подготовки магистров «Агроэкологическая оценка земель и проектирование агроландшафтов» по направлению «Агрохимия и агропочвоведение» учебная дисциплина «Формирование качества продукции растениеводства» находится в вариативной части профессионального цикла как дисциплина по выбору студентов. Она включает три модуля: «Формирование качества зерна злаковых, зернобобовых культур и семян масличных растений»; «Формирование качества клубней картофеля и корнеплодов»; «Формирование качества овощной и плодово-ягодной продукции». В первом модуле изложены сведения о химическом составе зерна злаковых, зернобобовых культур и семян масличных растений, влиянии природно-климатических факторов и режима питания растений на качество указанной растительной продукции. Материал второго модуля раскрывает особенности химического состава и основы формирования качества клубней картофеля и корнеплодов. В третьем модуле рассматриваются химический состав и формирование качества плодоовощной продукции. В целом после изучения дисциплины «Формирование качества продукции растениеводства» выпускники будут подготовлены применять знания, умения и навыки по химическому составу растений и формированию качества и безопасности растительной продукции при обосновании современных технологий выращивания сельскохозяйственных культур и приёмов регулирования питания растений, оценке пищевой, кормовой ценности растительной продукции и её пригодности для соответствующей переработки. Общая трудоёмкость дисциплины 3 зачётных единицы, итоговый контроль – экзамен. Ведущие преподаватели: доктор биологических наук, профессор Новиков Н.Н.; кандидат биологических наук, доцент Волобуева В.Ф.
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Формирование качества продукции растениеводства» является формирование у студентов современных знаний, умений и навыков в области химического состава растений, формирования качества урожая сельскохозяйственных культур для их использования в профессиональной деятельности при обосновании технологий выращивания сельскохозяйственных растений и применения удобрений, обеспечивающих получение высококачественной, экологически чистой растительной продукции.
2. Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Формирование качества продукции растениеводства» включена в вариативную часть профессионального цикла как дисциплина по выбору студентов для реализации требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана по программе подготовки магистров «Агроэкологическая оценка земель и проектирование агроландшафтов» направления 110100.68 «Агрохимия и агропочвоведение».
Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Формирование качества продукции растениеводства», являются:
«Инструментальные методы исследования почв и растений», «Оценка качества растениеводческой продукции», «Экологическое и агроэкологическое нормирование», «Экогеохимия ландшафтов».
Дисциплина «Формирование качества продукции растениеводства» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Инновационные технологии в почвоведении, агрохимии и экологии», «Проектирование агроландшафтов», «Проектирование агротехнологий».
Особенностью дисциплины является формирование у студентов современных представлений о химическом составе растений и биохимических основах качества и безопасности растительной продукции, подготовка их к применению сведений о биохимических процессах и химическом составе растительной продукции в профессиональной деятельности. Кроме того, данная дисциплина является базовой для всех учебных дисциплин, использующих сведения о химическом составе организмов и качестве растительной продукции.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся профессиональных (ПК) компетенций представленных в таблице 1 (стр. 7-8).
Таблица 1
Требования к результатам освоения учебной дисциплины
№ п/п | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или её части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
Знать | Уметь | Владеть | |||
1. | ПК-1 | способность понимать сущность современных проблем агропочвоведения, агрохимии и экологии, современных технологий воспроизводства плодородия почв, научно-технологическую политику в области агроэкологически безопасной сельскохозяйственной продукции; | влияние природно-климатичес-ких факторов на формирование химического состава и качества растительной продукции; влияние режима питания растений и орошения на формирование химического состава, качес-тва и безопасности растительной продукции основных сельскохозяйственных культур; | прогнозировать изменения химического состава растительной продукции в зависимости от природно-климатических условий, орошения и ре-жима питания растений; применять знания по биохимическим основам качества растительной продукции при обосновании технологий выращивания сельскохозяйственных культур и при-менения удобрений; | терминами и понятиями биохимии при оценке качества и бе-зопасности растительной продукции, обосновании технологий выращивания сельско-хозяйственных культур и применения удобрений; |
2. | ПК-2 | владение физическими, химическими и биологическими методами оценки почвенного плодородия агроландшафтов; | биохимические показатели качества и безопасности растительной продукции при выра-щивании различных групп сель-скохозяйственных культур; биохимические методы оценки и контроля качества и безопасности растительной продукции; | оценивать качество и безопасность растительной продукции с использованием биохимических методов и биохимических показателей; | навыками аналитической работы по определению биохимических показателей, используемых при оценке качества и безопасности растительной продукции; |
3. | ПК-3 | способность использовать методы изучения адаптивных реакций растений на антропогенные факторы в агроэкосистемах; | содержание в растительной про-дукции основных сельскохозяйственных культур белков и других азотистых веществ, углеводов, липидов, витаминов, органических кислот, алкалоидов, гликозидов, эфирных масел, фенольных соединений, минеральных и антипитательных веществ; биохимические процессы формирования качества зерна злаковых и зернобобовых культур, семян масличных растений, клубней картофеля, корнеплодов, овощной и плодово-ягодной продукции; | применять сведения по химическому составу растений в технологиях выращивания сельскохозяйственных культур с целью получения высококачественной экологи-чески чистой растительной продукции; | терминами и понятия-ми биохимии при оценке качества и бе-зопасности растительной продукции, обосновании технологий выращивания сельско-хозяйственных культур и применения удобрений; |
4. | ПК-12 | готовность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований. | оптимальные условия накопления белков в зерне злаковых, зернобобовых культур; растительного масла в семенах масличных растений; крахмала в клубнях картофеля; сахаров, азотистых веществ, витаминов в корнеплодах и овощах; сахаров, органических кислот, витаминов в плодах и ягодах. | использовать сведения по химическому составу растений при разработке приёмов улучшения качества растительной продукции и снижения содержания в в ней нитратов, тяжёлых металлов, вредных химических веществ. | терминами и понятиями биохимии при оценке качества и бе-зопасности растительной продукции, обосновании технологий выращивания сельско-хозяйственных культур и применения удобрений. |
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по модулям
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы (108 часов), их распределение по видам работ по модулям представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по модулям
Вид учебной работы | Трудоёмкость | ||
зач. ед. | час. | 5 мо- дуль час. | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | |||
Аудиторная работа | 0,67 | ||
Лекции (Л) | 0,11 | ||
Семинары (С) | 0,28 | ||
Лабораторные работы (ЛР) | 0,28 | ||
Самостоятельная работа(СРС) | 2,33 | ||
Консультации (К) | 0,055 | ||
Подготовка к лабораторным и семинарским занятиям | 0,25 | ||
Самоподготовка к текущему контролю знаний | 0,22 | ||
Написание и защита курсового проекта | 1,00 | ||
Контрольные работы (Кр) | 0,055 | ||
Подготовка к экзамену | 0,75 | ||
Вид контроля | экзамен |
4.2 Структура дисциплины
Дисциплина «Формирование качества продукции растениеводства» состоит из трёх модулей (рисунки 1-4).
Дисциплина «Формирование качества продукции растениеводства» |
Модуль 1 «Формирование качества зерна злаковых, зернобобовых культур и семян масличных растений» |
Модуль 2«Формирование качества клубней картофеля и корнеплодов» |
Модуль 3«Формирование качества овощной и плодово-ягоднойпродукции» |
Рисунок 1 – Содержание модульной дисциплины «Формирование качества продукции растениеводства»
Модуль 1 – «Формирование качества зерна злаковых, зернобобовых культур и семян масличных растений» | ||||
Модульная единица 1. «Формирование качества зерна злаковых культур» | Модульная единица 3.«Формирование качества семян масличных растений» | |||
Модульная единица 2. «Формирование качества зерна зернобобовых культур» |
Рисунок 2 – Модуль 1. «Формирование качества зерна злаковых,
зернобобовых культур и семян масличных растений»
Модуль 2 – «Формирование качества клубней картофеля и корнеплодов» | ||||
Модульная единица 4. «Формирование качества клубней картофеля» | Модульная единица 5. «Формирование качества корнеплодов» |
Рисунок 3 – Модуль 2. «Формирование качества клубней картофеля
и корнеплодов»
Модуль 3 – «Формирование качества овощной и плодово-ягодной продукции» | ||||
Модульная единица 6. «Формирование качества овощной продукции» | Модульная единица 7.«Формирование качества плодово-ягодной продукции» |
Рисунок 4 – Модуль 3. «Формирование качества овощной и плодово-ягодной продукции»
4.3 Содержание дисциплины
Распределение учебной работы по модулям и модульным единицам дисциплины (час.) представлено в таблице 3.
Таблица 3
Тематический план учебной дисциплины
Наименование модулей, модульных единиц (МЕ) дисциплины | Всего, часов | Аудиторная Работа | Внеаудиторная работа (СР) | ||
Л | С | ЛР | |||
Введение | 2,0 | 0,5 | 0,5 | ||
Модуль 1. «Формирование качества зерна злаковых, зернобобовых культур и семян масличных растений» | 1,5 | 3,5 | |||
МЕ 1. Введение. Формирование качества зерна злаковых культур | 20,0 | 0,5 | 1,5 | ||
МЕ 2. Формирование качества зерна зернобобовых культур | 15,5 | 0,5 | |||
МЕ 3. Формирование качества семян масличных растений | 6,5 | 0,5 | |||
Модуль 2. «Формирование качества клубней картофеля и корнеплодов» | |||||
МЕ 4. Формирование качества клубней картофеля | 15,5 | 0,5 | |||
МЕ 5. Формирование качества корнеплодов | 7,5 | 0,5 | |||
Модуль 3. «Формирование качества овощной и плодово-ягодной продукции» | |||||
МЕ 6. Формирование качества овощной продукции | 20,5 | 0,5 | |||
МЕ 7. Формирование качества плодово-ягодной продукции | 20,5 | 0,5 | |||
ИТОГО: |
Введение
Содержание и задачи учебной дисциплины «Формирование качества продукции растениеводства». Её значение для изучения химического состава сельскохозяйственных растений и получения высококачественной, экологически чистой растительной продукции. История развития исследований по выяснению химического состава растительной продукции. Факторы генотипической и фенотипической изменчивости растений, улучшающие химический состав растительной продукции. Использование сведений о химическом составе растений и биохимических основах качества растительной продукции при обосновании технологий выращивания сельскохозяйственных культур и применения удобрений.
Культур
Механизмы усвоения молекулярного азота бобовыми растениями в процессе симбиотической азотфиксации. Биохимические процессы, которые происходят в бактероиде и растительных клетках клубеньков при азотфиксации. Функции легоглобинов, Fe,S-белков и Mo,Fe-белков нитрогеназного белкового комплекса. Содержание и состав белков в зерне зернобобовых культур. Биологическая ценность белковых фракций и суммарного белка зерна у этих культур. Содержание в зерне некоторых зернобобовых культур белков–ингибиторов ферментов пищеварительной системы человека. Содержание в зерне зернобобовых культур других азотистых веществ.
Особенности синтеза запасных белков в семенах бобовых растений. Изменение содержания азотистых веществ в созревающем зерне. Формирование белкового комплекса зерна при созревании. Характеристика углеводного комплекса зерна зернобобовых культур. Биохимические особенности синтеза углеводов в созревающем зерне. Содержание в зерне зернобобовых культур липидов, витаминов, алкалоидов, гликозидов, минеральных веществ. Распределение различных химических веществ в зерне зернобобовых растений.
Влияние природно-климатических факторов на накопление в зерне зернобобовых растений белков и углеводов. Биохимические изменения в зерне при влажной и сухой погоде. Влияние режима питания зернобобовых растений ни химический состав зерна. Приёмы регулирования режима питания бобовых растений для усиления азотфиксации и улучшения качества зерна. Биохимические изменения в зерне зернобобовых культур при его послеуборочном дозревании и хранении.
Содержание лабораторного практикума, семинарских занятий и контрольных мероприятий
№ п/п | № и названия модулей и модульных единиц | № и названия лабораторных и семинарских занятий | Вид кон-трольного меро-приятия | Кол-во ча-сов |
Модуль 1. Формирование качества зерна злаковых, зернобобовых культур и семян масличных растений | тестиро-вание | |||
Модульная единица 1. Формирование качества зерна злаковых культур | Лабораторная работа № 1. Опре-деление активности протеолити-ческих ферментов в прорастающем зерне злаковых растений | защита | ||
Семинарское занятие № 1. Введение. Формирование качества зерна злаковых культур | контроль-ная работа | |||
Модульная единица 2. Формирование качества зерна зернобобовых культур | Лабораторная работа № 2. Определение фракционного состава белков в зерне зернобобовых культур | защита | ||
Семинарское занятие № 2. Фор-мирование качества зерна зернобобовых культур | контроль-ная работа | |||
Модульная единица 3. Формирование качества семян масличных растений | Семинарское занятие № 2. Формирование качества семян масличных растений | тестиро-вание | ||
Модуль 2. Формирование качества клубней картофеля и корнеплодов | тестиро- вание | |||
Модульная единица 4. Формирование качества клубней картофеля | Лабораторная работа № 3. Опре-деление свободных аминокислот в растительной продукции мето-дом формольного титрования | защита | ||
Семинарское занятие № 3. Формирование качества клубней картофеля | контроль- ная работа | |||
Модульная единица 5. Формирование качества корнеплодов | Семинарское занятие № 3. Формирование качества корнеплодов | тестиро- вание | ||
Модуль 3. Формирование качества овощной и плодово-ягодной продукции | тестиро- вание | |||
Модульная единица 6. Формирование качества овощной продукции | Лабораторная работа № 4. Определение активности пероксидаз в овощной продукции | защита | ||
Семинарское занятие № 4. Фор-мирование качества овощной продукции | контроль- ная работа | |||
Модульная единица 7. Формирование качества плодово-ягодной продукции | Лабораторная работа № 5. Определение витамина Р (цитрина) в плодово-ягодной продукции | защита | ||
Семинарское занятие № 5. Формирование качества плодово-ягодной продукции | тестиро- вание |
4.5. Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины
Таблица 5
№ п/п | № и названия модулей и модульных единиц | Перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения | Кол-во часов |
Введение. Содержание и задачи учебной дисциплины «Формирование качества продукции растениеводства» | |||
Модуль 1. Формирование качества зерна злаковых, зернобобовых культур и семян масличных растений | |||
1. | Модульная единица 1 | Формирование качества зерна злаковых культур | |
2. | Модульная единица 2 | Формирование качества зерна зернобобовых культур | |
3. | Модульная единица 3 | Формирование качества семян масличных растений | |
Модуль 2. Формирование качества клубней картофеля и корнеплодов | |||
4. | Модульная единица 4 | Формирование качества клубней картофеля | |
5. | Модульная единица 5 | Формирование качества корнеплодов | |
Модуль 3. Формирование качества овощной и плодово-ягодной продукции | |||
6. | Модульная единица 6 | Формирование качества овощной продукции | |
7. | Модульная единица 7 | Формирование качества плодово-ягод-ной продукции | |
ВСЕГО |
Контрольные работы
Модуль 1
Модульная единица 1
Объяснить, каковы содержание и состав белков в зерне различных сельскохозяйственных культур. Показать это на конкретных примерах.
Сравнить, какова биологическая ценность белковых фракций и суммарного белка зерна у различных зерновых культур.
Указать, какой химический состав имеет клейковина и какими она обладает физико-химическими и реологическими свойствами.
Сравнить, как различаются зерновые культуры по количеству и качеству клейковины.
Объяснить, чем определяются свойства клейковины и какие применяются показатели для характеристики свойств клейковины.
Указать, какие разрабатываются молекулярно-генетические подходы для увеличения накопления в зерне запасных белков и улучшения их состава.
Указать, как подразделяют зерно пшеницы в зависимости от содержания и качества клейковины.
Объяснить, в чём состоят биохимические особенности синтеза запасных белков в созревающем зерне.
Показать, какие азотистые вещества, кроме белков, содержатся в зерне и как они влияют на качество зерна.
Объяснить, как изменяется содержание азотистых веществ при созревании зерна и каковы особенности формирования клейковины в созревающем зерне пшеницы.
Сравнить, как различаются различные сельскохозяйственные культуры по накоплению в зерне углеводов и в чёмсостоят биохимические особенности синтеза углеводов в созревающем зерне.
Объяснить, как влияют природно-климатические условия на накопление в зерне азотистых веществ и углеводов.
Указать, в чём состоят биохимические особенности формирования липидного комплекса в созревающем зерне.
Указать, каково содержание в зерне витаминов и пигментов и как они влияют на качество и технологические свойства зерна.
Показать, источником каких минеральных веществ служит зерно для питания человека и как распределяются в зерне различные химические вещества.
Объяснить, какие биохимические изменения наблюдаются в зерне при влажной или сухой погоде, при орошении, при низких температурах, при повреждении зерна клопом-черепашкой.
Указать, какие биохимические процессы происходят при послеуборочном дозревании зерна и при каких условиях ускоряется или замедляется послеуборочное дозревание зерна.
Объяснить, какие биохимические процессы происходят при хранении зерна и какие биохимические изменения в зерне происходят при его самосогревании.
Объяснить, какие биохимические изменения наблюдаются в прорастающем зерне и как это влияет на ухудшение его качества.
Указать, как влияет на химический состав зерна режим питания растений и какие приёмы регулирования режима азотного питания растений применяются для улучшения качества и технологических свойств зерна.
Объяснить, как влияют природно-климатические условия и режим питания растений на состав белков и углеводов в зерне.
Объяснить, как решается проблема улучшения аминокислотного состава белков зерна и какие имеются достижения в этом направлении.
Указать, какие биохимические изменения наблюдаются в морозобойном, суховейном и промороженном зерне и как это влияет на качество зерна.
Объяснить, какие биохимические и микробиологические процессы происходят в зерне при самосогревании и в чём состоят причины потемнения зерна.
Указать, каковы биохимические изменения в зерне, повреждённом при неправильной сушке.
Показать, какие токсические вещества накапливаются в зерне при поражении его плесневыми грибами и при использовании в качестве агентов сушки твёрдого топлива.
Объяснить, как используется для характеристики качества зерна показатель, выражающий кислотность зерна.
Определить дефицит лизина в зерне кукурузы, в котором содержится 8% белков с концентрацией лизина 2,1%, если по нормам кормления в 1 кг корма должно содержаться 110 г полноценного белка с содержанием лизина 4,2%.
Сравнить биологическую ценность белков пшеницы и картофеля, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков ржи и корнеплодов моркови, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков ячменя и гречихи, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков перцев и кукурузы, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков пшеницы и проса, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков пшеницы и капусты, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков пшеницы и томатов, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков пшеницы и перца, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков пшеницы и яблок, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков пшеницы и кабачков, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков пшеницы и винограда, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков ячменя и ржи, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков овса и картофеля, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков ячменя и огурца, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков огурца и тритикале, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков зелёного лука и зерна кукурузы, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков зелёного лука и ржи, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
Сравнить биологическую ценность белков яблок и зерна кукурузы, используя средние данные по содержанию альбуминов, глобулинов, проламинов и глютелинов.
На основе знаний о витаминах объяснить, какие наблюдаются отклонения в обмене веществ организма, если из питания людей исключить пищевые продукты, полученные из зерна.
На основе знаний о витаминах объяснить, какие наблюдаются отклонения в обмене веществ организма, если в питании людей преобладают пищевые продукты, полученные из зерна кукурузы.
Животных длительное время кормили кормом из кукурузной муки и картофеля. На основе знаний о витаминах дать прогноз о состоянии животных.
Одну группу животных длительное время кормили кормом из зерна, а другую – высушенной вегетативной массой растений. На основе знаний о витаминах дать прогноз о состоянии животных.
Группа людей длительное время находилась в экстремальных условиях и вынуждена была питаться только хлебом. На основе знаний о витаминах дать прогноз их состояния.
Группа людей длительное время находилась в экстремальных условиях и вынуждена была питаться только продуктами из зерна. На основе знаний о витаминах дать прогноз их состояния.
Указать особенности химического состава зерна различных сельскохозяйственных культур и основных биохимических процессов при формировании его качества и технологических свойств.
Указать условия формирования оптимального соотношения белков и углеводов, липидов, витаминов и минеральных веществ в зерне различных сельскохозяйственных культур.
Объяснить влияние генотипа и режимов питания растений на формирование химического состава и качества зерна.
Показать влияние некорневой азотной подкормки на формирование качества и технологических свойств зерна пшеницы. Объяснить механизм ассимиляции азота мочевины при некорневой подкормке.
Объяснить биохимические процессы при послеуборочном дозревании и хранении зерна.
Указать возможные биохимические изменения в процессе сушки и самосогревания зерна.
Обосновать биохимические подходы в разработке приёмов получения биологически полноценной и экологически чистой зерновой продукции.
Дать объяснение, почему понижается содержание углеводов в созревающем зерне при низкой влагообеспеченности растений.
Указать, как изменяется содержание углеводов в созревающем зерне в зависимости от спектрального состава солнечного света.
Указать оптимальные условия выращивания для накопления в зерне запасных белков и дать соответствующее биохимическое объяснение.
Зерновую культуру выращивают в условиях интенсивной солнечной радиации с высокой долей коротковолнового света, повышенных температур и заметного дефицита влаги. Дать прогноз накопления в зерне белков и крахмала с соответствующим биохимическим объяснением.
Объяснить, почему в северо-западных регионах России очень редко получают высококачественное зерно пшеницы.
Растения ячменя выращивали на пяти полях с разным внесением удобрений: 1) Р₉₀К₉₀; 2) N₉₀Р₉₀; 3) N₉₀К₉₀; 4) N₉₀P₉₀K₉₀; 5) N₁₈₀P₉₀K₉₀ (дозы даны в кг д. в. на 1 га). Указанные поля одинаковы по плодородию почвы и характеризуются низким содержанием всех питательных элементов. Дать прогноз урожайности и содержания в зерне белков, используя три уровня градации для показателей урожайности и содержания белков: низкий, средний, высокий.
Модульная единица 2
Объяснить, как происходит взаимодействие бобовых растений и клубеньковых бактерий при симбиотической азотфиксации.
Показать биохимические превращения, которые происходят в бактероиде при азотфиксации.
Объяснить механизм действия ферментного комплекса нитрогеназы.
Показать, как используется восстановленный при азотфиксации азот для синтеза аминокислот и белков.
Объяснить, каковы содержание и состав белков в зерне различных зернобобовых культур. Показать это на конкретных примерах.
Сравнить, какова биологическая ценность белковых фракций и суммарного белка зерна у различных зернобобовых культур.
Сравнить, как различаются зернобобовые культуры по количеству и составу запасных белков.
Объяснить, в чём состоят биохимические особенности синтеза запасных белков в созревающем зерне зернобобовых культур.
Показать, какие азотистые вещества, кроме белков, содержатся в зерне зернобобовых культур и как они влияют на качество зерна.
Объяснить, как изменяется содержание азотистых веществ при созревании зерна зернобобовых культур.
Сравнить, как различаются зернобобовые культуры по накоплению в зерне углеводов и в чём состоят биохимические особенности синтеза углеводов в их созревающем зерне.
Объяснить, как влияют природно-климатические условия на накопление азотистых веществ и углеводов в зерне зернобобовых культур.
Указать, в чём состоят биохимические особенности формирования липидного комплекса в созревающем зерне зернобобовых культур.
Указать, каково содержание в зерне зернобобовых культур витаминов и как они влияют на качество зерна.
Указать, какие специфические вещества содержатся в зерне зернобобовых культур и как они влияют на его качество.
Показать, источником как