Гидроувеличитель сцепного веса трактора мтз-80

Для повышения тяговых качеств тракторов применяют увеличи­тели сцепного веса, т. е. устройства, с помощью которых на ведущие колеса трактора передается часть силы, действующей на агрегатируемую машину. По конструкции они бывают механические и гидравли­ческие.

Механический догружательпредставляет собой серьгу 23 (см. рис. 84, а), прикрепленную к корпусу заднего моста, с несколькими отверстиями для монтажа верхней центральной тяги навесного устройства. Перераспределение нагрузок на ведущие колеса зависит от угла накло­на верхней тяги:чем больше угол наклона, тем больше догружающая их сила.

Гидравлический увеличительсцепного веса или гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ) установлен на тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 и вмес­те с гидроаккумулятором 13 (рис. 85) включен в гидросистему трактора. Действие ГСВ заключается в том, что при работе трактора с навес­ной машиной в нагнетательной полости гидроцилиндра 14 создается давление подпора масла, которого недостаточно для подъема навесной машины в транспортное положение. Поскольку его недостаточно для подъема машины, копирование рельефа почвы опорными колесами сох­раняется. С машины как бы снимается часть ее собственного веса и передается через навесное устройство на остов трактора и соответст­венно на задние ведущие колеса. Одновременно часть веса с передних колес трактора также передается на задние ведущие колеса. Таким образом, увеличивается сцепной вес трактора.

Рычагом 9 можно устанавливать ползун 1 в четырех положениях: «ГСВ выключен», «ГСВ включен», «Заперто» и «Сброс давления». В первых трех положениях он удерживается шариковыми фиксаторами, а в четвертом — от усилия тракториста.

Гидроаккумулятор 13 предназначен для создания постоянного под­пора масла в гидроцилиндре при включенном ГСВ.При включении ГСВмасло подается под давлением в гидроаккумулятор, создавая в надпоршневом пространстве давление. Цилиндр сжимает пружину 12. Гидроаккумулятор заряжается. При сообщении гидроаккумулятора с штоковой полостью гидроцилиндра 14 через ГСВ и трубопровод Б давление масла, возникающее под воздействием пружины 12 на ци­линдр, передается в гидроцилиндр, обеспечивая в нем необходимый подпор.

В положении рычага 9 «ГСВ выключен» ползун перекрывает доступ рабочей жидкости к золотнику 6. Масло от распределителя по трубопроводу В, запорному клапану 2 и трубопроводу Б направляется в гидроцилиндр 14. Управляют гидросистемой через рукоятку распре­делителя.

В положении рычага 9 «Заперто» ползун 1 сдвигается в крайнее левое положение и клапан 2 закрывается. Нагнетательная полость гидроцилиндра 14 отъединена от гидросистемы трактора. Это предотвра­щает самопроизвольное опускание машины, поднятой в транспортное положение, при переездах на большие расстояния.

В положении рычага 9 «ГСВ включен» ползун 1 сдвинут вправо. Запорный клапан 2 открыт, и на золотник 6 действуют с одной сто­роны пружина 7, а с другой — давление масла на торец.

Если в момент включения ГСВ гидроаккумулятор разряжен, то золотник 6 под действием пружины 7 займет крайнее левое положение. Масло, поступающее из распределителя по трубопроводу В, не может сливаться в трубопровод Г и бак. Рабочая жидкость, текущая из рас­пределителя по трубопроводу В под давлением, открывает обратный клапан 4 и направляется по трубопроводу А в гидроаккумулятор 13 на его зарядку одновременно через открытый клапан 2 и трубопровод Б, обеспечивая подпор в нагнетательной полости гидроцилиндра 14.

Давление подпора зависит от степени сжатия пружины 7, и его регулируют вращением маховичка 8. Когда давление в гидроаккумуляторе достигнет установленного значения, масло, поступающее через клапан 4, воздействуя на золотник 6, преодолеет усилие пружины 7 и переместит его вправо, открыв доступ на слив. Давление снизится, и клапан 4 закроется. Масло, нагнетаемое насосом, пойдет на слив в бак, а подпор в гидроцилиндре 14 будет только за счет гидроаккумуля­тора 13.

В случае увеличения давления в магистрали больше установленного на 0,8...1,5 МПа открывается предохранительный клапан 5 и часть масла сливается в бак.

Если в результате разгрузки опорное колесо машины не опирается на почву, то необходимо вращением маховичка 8 уменьшить давление подпора масла в гидроцилиндре. После этой регулировки нужно про­верить глубину обработки почвы. Давление масла в гидроаккумуляторе регулируют от 1,6 до 5,3 МПа.

Для того чтобы поднятая машина опустилась под действием собст­венной силы тяжести, рычаг 9 устанавливают в положение «Сброс давления» и удерживают рукой. Ползун 1 перемещают рукояткой в крайнее правое (заднее) положение. Клапан 2 принудительно откры­вается, и масло идет на слив из полости нагнетания гидроцилиндра сквозь отверстие в ползуне и канал в корпусе. Гидроаккумулятор отключается от нагнетательной полости гидроцилиндра ползуном 1. Пос­ле опускания машины и заглубления рабочих органов рычаг 9 отпус­кают и ползун автоматически возвращается в положение «ГСВ включен».

гидроувеличитель сцепного веса трактора мтз-80 - student2.ru

Рис. 85. Схема гидросистемы трактора МТЗ-80 с гидравлическим увеличителем сцепного веса (ГСВ):

а — ГСВ включен; б — подзарядка гидроаккумулятора; в — ГСВ выключен; г — запер­то; д — сброс давления; 1 — ползун; 2 — запорный клапан; 3 — толкатель; 4 — обратный клапан; 5 — предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — пружина золотника; 8 — маховичок; 9 — рычаг управления ползуном; 10 — шариковый фиксатор; 11 — корпус гидроувеличителя; 12 — пружина; 13 — гидроаккумулятор; 14 — гидроцилиндр; А, Б, В и Г — трубопроводы; I — заперто; II — ГСВ выключен; III — ГСВ включен; IV — сброс давления

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЛУБИНЫ (САРГ) ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ ТРАКТОРА МТЗ-100

Система автоматического регулирования глубины обработки почвы предназначена для комбинированного позиционно-силового способа ре­гулирования при любом соотношении составляющих способов — сило­вого и позиционного. САРГ обеспечивает также режим работы ГСВ, работу по высотному, силовому, позиционному, высотно-силовому и высотно-позиционному способам «регулирования глубины обработки почвы.

Система имеет датчики 1 (рис. 86) позиционного и 3 силового регу­лирования, а также датчик давления масла в штоковой (подъемной) полости основного гидроцилиндра 34. Датчики 1 и 3 управляют золот­ником 31 регулятора не только раздельно, но и одновременно. Для этого на крышке корпуса заднего моста трактора установлен механи­ческий сумматор сигналов. Рычаг 6, приводимый в движение коромыс­лом, поворачивает шлицевый валик 5, соединенный через переключа­тель 12 (в положении Р) с винтом 11 привода золотника 31. Положе­ние рычага 6 на валике 5 и коромысле 7 изменяют рукояткой 2 из кабины через рычажно-тросовый привод.

При крайнем правом положении рукоятки 2 рычаг 6 прижимается к рычагу 4 датчика 3 и поворачивается только этим рычагом. Данное положение соответствует силовому способу регулирования.

При крайнем левом положении рукоятки 2 рычаг 6 прижимается к рычагу 8 датчика 1 и поворачивается только им. Это относится к позиционному способу регулирования.

В любом промежуточном положении рукоятки 2 поворот рычага 6, валика 5 и винта 11 одновременно зависит от длин правого и левого плеч коромысла 7, направления и угла их поворота рычагами 4 и 8. Такое формирование и передача к золотнику суммарного сигнала соответствуют комбинированному позиционно-силовому способу регули­рования положения механизма задней навески трактора за счет измене­ния регулятором давления масла в штоковой полости гидроци­линдра 34.

Регулятор САРГ отличается от рассмотренного ранее регулятора, применяемого на тракторах МТЗ-80, наличием клапана приоритета с обратным клапаном 26 в золотнике 25 и маховичка 13 (вместо пово­ротного крана), а также конструкцией гильзы 28, золотника 31, дета­лей их привода и корпуса.

Позиционно-силовой способ регулирования обеспечивается при ней­тральном положении золотников 14, 19 и 20 распределителя, левом положении переключателя 12, открытом кране 35 и промежуточном положении рукояток 2 и 30.

Управляющий (основной) поток масла от насоса 24 через стержне­вой (обратный) клапан 15 и дроссель 17 в плунжере перепускного клапана 16, канал управления распределителя и трубопровод малого сечения подводится в правую полость клапана приоритета. Далее через обратный 27 и запорный 32 клапаны жидкость поступает в гидро­аккумулятор 9 и штоковую полость гидроцилиндра 34 и частично или полностью сливается через радиальные отверстия в золотнике 31.

Под давлением масла в правой полости золотник 25 клапана прио­ритета смещается влево, дополнительно сжимая пружину. Левая по­лость канавкой золотника сообщается с центральной.

Дополнительный поток масла от насоса 24, минуя распределитель, движется в левую полость клапана приоритета, а из нее через канавку золотника 25, центральную полость и обратный клапан 33—в гидро­аккумулятор 9 и штоковую полость гидроцилиндра 34, Часть масла сли­вается через приоткрытые золотником 31 правые отверстия в гильзе 28. При увеличении удельного сопротивления почвы и неизменном положении рукояток 2 и 30 датчик 3 силового регулирования форми­рует такой же сигнал коррекции на подъем, как на тракторе МТЗ-80. Однако угол поворота шлицевого валика 5 коромыслом 7 тем меньше, чем больше влево от рычага 4 смещен рычаг 6. В результате коррек­ция на подъем оказывается частичной при возрастающем тяговом сопротивлении, но при уменьшенном выглублении рабочих органов машины. Скорость коррекции регулируют маховичком 13.

Среднюю глубину обработки почвы задают рукояткой 30. При ее повороте вперед гильза 28 перемещается вправо, гидравлическое сопротивление сливу масла и его подпор уменьшаются и рабочие органы заглубляются.

гидроувеличитель сцепного веса трактора мтз-80 - student2.ru

Рис. 86. Схема САРГ трактора МТЗ-100:

1 — датчик позиционного регулирования; 2 — рукоятка управления сумматором сигна­лов; 3—датчик силового регулирования; 4, 6 и 8— рычаги сумматора сигналов; 5 — шлицевый валик; 7 — коромысло; 9 — гидроаккумулятор с датчиком давления; 10 — гайка-упор золотника; 11 — винт привода золотника; 12 — переключатель; 13 — махови­чок регулирования скорости коррекции; 14 — золотник управления основным гидро­цилиндром; 15, 26, 27 и 33 — обратные клапаны; 16 — перепускной клапан; 17 — дрос­сель (калиброванное отверстие); 18 и 21 — предохранительные клапаны; 19 — золотник управления левым выносным гидроцилиндром; 20 — золотник управления правым вы­носным гидроцилиндром; 22—фильтр; 23 — бак; 24 — насос; 25 — золотник клапана приоритета; 28—гильза; 29—гайка-упор гильзы; 30—рукоятка управления регуля­тором; 31 — золотник регулятора; 32 — запорный клапан; 34 — основной гидроцилиндр; 35 — кран

Силовой или позиционный способ регулирования выбирают, повора­чивая рукоятку 2 соответственно вправо или влево.

Включение любого золотника распределителя вызывает выключение регулятора клапаном приоритета. Предпочтение (приоритет) распреде­лителя регулятору обусловлено необходимостью управления выносными гидроцилиндрами, что обеспечивается перекрытием канала управления золотниками 14, 19 и 20. Управляющий поток масла в регулятор не поступает. Золотник 25 смещается вправо под действием пружины и выключает дополнительный поток. Жидкость из гидроаккумулятора 9 и штоковой полости гидроцилиндра 34 начинает сливаться, а рабочие органы машины — заглубляться. Золотник 31 под действием датчиков 1 и 3 смещается вправо. Радиальные сливные отверстия золотника и гильзы 28 закрываются. Заглубление прекращается.

После установки золотников распределителя в положение «Нейт­ральное» работа регулятора возобновляется без изменения его наст­ройки.

Режим ГСВ обеспечивается при нейтральном положении золот­ников 14, 19 и 20 распределителя, правом положении переключателя 12, открытом кране 35 и положении рукоятки 30 в зоне регулирования.

В начале гона рукоятку 30 поворачивают вперед, минуя регули­руемый упор. Гильза 28 под действием пружины перемещается вправо, обеспечивая слив масла из гидроаккумулятора 9 и штоковой полости гидроцилиндра 34 через правый и средний ряды радиальных отвер­стий. Управляющий поток масла из правой полости клапана приорите­та через обратный клапан 27 тоже сливается через отверстия гильзы, а дополнительный поток — через ее левый торец. Такое положение регу­лятора аналогично положению «Плавающее» золотника распределителя.

После заглубления рабочих органов рукоятку 30 поворачивают назад в такое положение, ограниченное упором, при котором опорные колеса навесной машины катятся без отрыва от почвы. Золотник 31, управляе­мый гидроаккумулятором 9 как датчиком, поддерживает давление в штоковой полости гидроцилиндра 34 постоянным. Данный режим работы регулятора по результату действия аналогичен включению ГСВ тракто­ра МТЗ-80.

В конце гона рукоятку 30 поворачивают в крайнее заднее положе­ние («Подъем»), удерживают ее и отпускают после подъема машины. Рукоятка устанавливается в положение «Нейтральное», при котором гильза 28 смещается влево, а толкатель клапана 32 входит в ее правую канавку. Запорный 32 и обратный 33 клапаны закрываются, отклю­чая гидроаккумулятор 9 и штоковую полость гидроцилиндра 34 от регулятора.

Наши рекомендации