Гидропривод механизма навески
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
Навесное устройствопредназначено для присоединения к трактору навесных сельскохозяйственных машин. Оно выполнено в виде рычажной системы, размещенной сзади трактора. Дополнив некоторыми деталями, его можно использовать для присоединения прицепных машин.
Гидроприводобеспечивает подъем и опускание навесных машин или рабочих органов у прицепных гидрофицированных машин и регулировку глубины обработки почвы. Он работает следующим образом.
Насос 3 (рис. 78), приводимый во вращение двигателем трактора, подает под давлением рабочую жидкость (масло) из бака 1 через распределитель 4 в гидроцилиндр 8. Поршень последнего под действием давления перемещается и приводит в движение навесное устройство вместе с машиной. С помощью распределителя можно регулировать количество масла, поступившего в гидроцилиндр, а следовательно, и перемещение поршня и навесного устройства вместе с машиной.
НАСОСЫ И РАСПРЕДЕЛИТЕЛИ
Насосы.Для качественной обработки почвы надо, чтобы процессы управления в гидросистеме протекали в течение определенного времени. Так, в конце гона навесной плуг необходимо поднимать за 2...3 с. Насос должен подать масло в определенный момент времени в гидроцилиндр в необходимом количестве под определенным давлением.
Выпускают шестеренные насосы различных типоразмеров, имеющих одинаковую конструкцию и отличающихся размерами, подачей и местом установки.
Насос НШ32-2 устанавливают на тракторе МТЗ-80, НШ32-3 — на МТЗ-100, НШ46-У-Л — на ДТ-75МВ. Буквы НШ означают, что насос шестеренный, цифры показывают его теоретическую подачу в см3 за один оборот вала. Буква У указывает, что насос унифицированный, Л — левого вращения.
Рис. 78. Принципиальная схема гидропривода:
1 — масляный бак; 2 — маслопроводы низкого давления; 3 — насос; 4 — распределитель; 5 — золотник; 6 — рукоятка управления; 7 — маслопроводы высокого давления; 8 — гидроцилиндр; 9 — механизм навески; 10 — плуг
Рис. 79. Масляный насос и распределитель:
а — устройство насоса НШ32-3; б — схема действия; 1 — платик; 2 — подвижная обойма; 3 — корпус; 4 — центрирующая втулка; 5 — подшипниковая обойма; 6 — ведущее зубчатое колесо; 7 — уплотнение; 8 — ведомое зубчатое колесо; 9 — крышка; в — распределитель: 1 — рычаги; 2 — золотники; 3 — возвращающее устройство; 4 — корпус; 5 — предохранительный клапан; А — полость высокого давления; Б — сливная полость; В — каналы к силовому цилиндру; Г — полость над предохранительным клапаном
Для предупреждения перетекания масла из нагнетательной полости во всасывающую предусмотрено гидравлическое, автоматически действующее уплотнение зубчатых колес по торцам зубьев и их поверхности. Торцы зубьев уплотнены двумя платиками (рис. 79, а) помещенными в поджимной обойме 2. На платики действует сила давления жидкости, поэтому, прижимаясь к боковым поверхностям зубчатых колес, они препятствуют перетеканию рабочей жидкости.
Внутренние поверхности обойм тщательно обработаны и плотно прилегают к наружным поверхностям зубьев.
К наружной поверхности зубьев поджимную обойму 2 прижимает сила давления рабочей жидкости со стороны нагнетательной полости. Это обеспечивает постоянное плотное прилегание поверхности обоймы к вершинам зубьев по мере износа последних.
Насос работает следующим образом. От коленчатого вала двигателя или от механизмов трансмиссии (в зависимости от конструкции) вращение передается насосу через зубчатую передачу. Зубчатые колеса начинают вращаться в противоположные стороны (рис. 79,6). Впадины зубьев захватывают рабочую жидкость и без сжатия переносят из полости всасывания в полость нагнетания. В тот момент, когда в полости нагнетания зубья входят в зацепление, переход жидкости в полость всасывания невозможен, поскольку масло полностью выдавливается из зацепления зубчатых колес. За счет этого и создается избыточное давление в полости нагнетания.
При дальнейшем вращении зубчатых колес их зубья выходят из зацепления, образуя в полости всасывания разрежение. Рабочая жидкость заполняет впадины зубьев и вновь переносится в полость нагнетания. Включать насос необходимо при выключенном двигателе во избежание поломки механизмов привода.
Распределители.С помощью распределителей масло, нагнетаемое насосом, направляется к гидроцилиндрам или другим потребителям. Гидросистема автоматически переключается на холостой ход. Давление ограничивается во избежание перегрузок.
На тракторах применяют распределители клапанно-золотникового типа, где основные рабочие элементы — это перепускной клапан и золотники. Их выпускают с двумя или тремя секциями, каждая из которых предназначена для независимого управления одним гидроцилиндром.
Корпус 4 (рис. 79, в) закрыт крышками по торцам. В расточенных отверстиях расположены золотники 2, перепускной и предохранительный клапаны. В верхней части распределителя установлены рычаги 1, шарнирно соединенные с золотниками. На наружных концах рычагов закреплены рукоятки управления. Золотники 2 представляют собой цилиндрические стержни с буртами и выточками для направления потоков масла. Из напорной полости А распределителя рабочая жидкость может поступать на слив через перепускной клапан, в штоковую или бесштоковую полости гидроцилиндра.
В нижней части золотника имеется устройство 3, удерживающее его в рабочих положениях и автоматически возвращающее в нейтральное положение по окончании подъема или опускания.
Перепускной клапан закрывает отверстие, сообщающее полость А высокого давления с полостью Б, и прижимается пружиной к седлу. Предохранительный клапан открывается при чрезмерном повышении давления в системе и соединяет полость Г с полостью Б. Из каналов В распределителя масло подается в гидроцилиндр.
Распределитель работает в четырех режимах: «Подъем», «Опускание», «Плавающее» и нейтральное положение.
Машина поднимается в транспортное положение, когда золотник 3 (рис. 80, а) рукояткой 1 установлен в положение «Подъем». Золотник перекрывает своим буртом канал Ж и одновременно соединяет полость Б высокого давления с каналом Д, соответственно открывая доступ масла через маслопровод в правую полость гидроцилиндра 4. Поршень цилиндра перемещается влево. Машина поднимается.
Масло из противоположной полости гидроцилиндра вытесняется поршнем по маслопроводу в канал Г распределителя и далее через открытый золотником канал — в полость В слива и бак.
При принудительном опускании машины необходимо установить рукоятку распределителя в положение «Опускание». Золотник перекрывает буртом отводной канал Ж (рис. 80, б) и открывает доступ масла из полости Б высокого давления в канал Г и через маслопровод — в левую полость гидроцилиндра 4. Давление в полостях А я Б выравнивается, пружина держит клапан 2. Поршень гидроцилиндра со штоком перемещается вправо, принудительно опуская машину. Масло из противоположной полости гидроцилиндра вытесняется поршнем по маслопроводу в канал Д и далее через открытый золотником канал — в полость В слива и бак.
Рис. 80. Схема работы распределителя:
а — «Подъем»; б — «Опускание»; в — нейтральное; г — «Плавающее»; 1 — рукоятка управления; 2 — перепускной клапан; 3 — золотник; 4 — силовой цилиндр; А — полость над перепускным клапаном; Б — полость высокого давления; В — полость слива; Г и Д — каналы, соединенные с силовым цилиндром; Е — сливной канал; Ж — отводной канал; Н — калиброванное отверстие
В случае нахождения машины в транспортном положении золотник 3 (рис. 80, в) устанавливают рукояткой в нейтральное положение. Масло подается из полости Б высокого давления по калиброванному отверстию Н перепускного клапана 2 в отводной канал Ж, сливной канал Е и далее — в полость В слива и бак. При падении давления в полости А перепускной клапан открывается, и масло движется параллельным потоком в полость В слива и бак. Золотник своими буртами перекрывает выход жидкости из обеих полостей гидроцилиндра 4, что приводит к жесткой фиксации машины относительно остова трактора.
В положении «Плавающее» (рис. 80, г) проточки золотника соединяют отводной Ж и сливной Е каналы, а также открывают доступ масла из обеих полостей гидроцилиндра через каналы Д и Г в полость В слива. Давление в полости Л, соединенной с отводным каналом Ж калиброванным отверстием Н, меньше, чем давление в полости Б, и перепускной клапан 2 открыт. Жидкость из полости Б сливается через перепускной клапан и отводной канал Ж и сливной канал Е в полость В и далее в бак. Поскольку обе полости цилиндра 4 связаны, то машина, свободно перемещаясь относительно остова трактора, под действием своей силы тяжести опускается. Рабочие органы заглубляются в почву.
В положения «Подъем», «Опускание» и «Плавающее» тракторист устанавливает золотник 3 вручную с помощью рукоятки 1. После подъема и опускания золотник возвращается автоматически в нейтральное положение (насос переключается на холостой ход). Из «Плавающего» в нейтральное положение его переводят вручную рукояткой 1.
В нейтральное положение золотник возвращается автоматически возвращающим устройством (рис. 80, в), удерживающим золотник в положениях «Подъем» и «Опускание» до тех пор, пока поршень гидроцилиндра не дойдет до своих крайних положений и давление масла не повысится до 11 МПа. При этом давлении срабатывает специальный шариковый клапан, фиксирующее устройство открывается и золотник занимает нейтральное положение.
При работе трактора с навесной машиной, имеющей опорные колеса, рукоятку распределителя необходимо ставить только в положение «Плавающее», поскольку при установке рукоятки в положение «Опускание» возможна поломка машины. Это объясняется следующим: после опускания машины рукоятка распределителя установится в нейтральное положение, и золотник запрет гидроцилиндр; гибкая связь трактора с навесной машиной нарушится, и при наезде на препятствие передними колесами машина может чрезмерно заглубиться в почву.
Модели гидроагрегатов указаны в таблице 26.