Пневмосистема привода тормозов прицепа трактора мтз-100
Пневмосистема привода тормозов прицепа трактора МТЗ-100 имеет некоторые конструктивные отличия от рассмотренной ранее.
Регулятор давления срабатывает, отключая компрессор от баллона, при давлении воздуха 0,77...0,80 МПа. При снижении давления в баллоне до 0,7...0,65 МПа он вновь подключает компрессор к системе. Предохранительный клапан регулятора срабатывает при повышении давления в баллоне до 0,85...1,0 МПа.
Баллон для сжатого воздуха снабжен клапаном для удаления накопившегося конденсата.
Тормозной кран состоит из корпуса 5 (рис. 77), вставки 10, в которой выполнен канал А противодавления, крышки 11, имеющей канал Б нагнетания, соединенный с каналом В управления через подпружиненный впускной клапан 13. Канал А соединяет полость Д с полостью Е. Между крышкой 11 и вставкой 10 закреплена диафрагма 2, в центре которой проходит полый шток 1 (седло выпускного клапана 12). Между вставкой 10 и корпусом 5 закреплена диафрагма 4, к которой с помощью гайки 9 прикреплен шток 6. Между диафрагмами 2 и 4 установлена уравновешивающая пружина 3. В корпусе 5 размещены рычаг 14 и возвратная пружина 7. Рычаг 14 опирается на регулируемые упоры 15 и 16.
Внутренняя полость корпуса тормозного крана защищена резиновым чехлом 8, а полость Гвставки 10 соединена через отверстие Ж с атмосферой.
Тормозной кран работает следующим образом. В расторможенном состоянии впускной клапан 13 открыт, а выпускной клапан 12 закрыт. Сжатый воздух поступает из баллона через канал Б нагнетания в канал В управления и соединительную магистраль прицепа. По каналу А он движется в полость Е противодавления и сжимает пружину 3.
При торможении рычаг 14 с помощью тяги тормозной педали поворачивается и отводится от упора 16, преодолевая усилие пружины 7. Шток 6 с диафрагмой 4 перемещается вверх, снижая усилие воздействия пружины 3 на диафрагму 2. Последняя под действием давления сжатого воздуха в полости Д передвигается вверх.
Рис. 77. Тормозной кран трактора МТЗ-100:
а – продольный разрез; б – разрез по регулировочному винту; 1 и 6 – штоки; 2 и 4 – диафрагмы; 3 – уравновешивающая пружина; 5 – корпус; 7 – возвратная пружина; 8 – чехол; 9 – гайка; 10 – вставка; 11 –крышка; 12 – выпускной клапан; 13 – впускной клапан; 14 – рычаг; 15 и 16 - регулируемые упоры; 17 – регулировочный винт; 18 - конусная пружина; А - канал противодавления; Б - канал нагнетания; В -канал управления; Г,Д иЕ - полости; Ж - атмосферное отверстие
Клапаны 12 и 13 перемещаются вверх от усилия пружины 18. Впускной клапан 13 закрывается, а выпускной клапан 12 открывается. Сжатый воздух из магистрали управления выходит через отверстие Ж в атмосферу. Снижение давления в соединительной магистрали приводит к поступлению воздуха из баллона прицепа к тормозным камерам колес прицепа. Прицеп затормаживается. В случае разрыва сцепки и рассоединения соединительной магистрали, что равнозначно снижению давления в соединительной магистрали до нуля, прицеп автоматически затормаживается.
При подтормаживании, т. е. неполном ходе педали и рычага, рычаг 14 в меньшей мере воздействует на тормоза. Пружины 3 и 7 позволят частично переместиться диафрагме 2 и клапанам. Клапан 12 выпускает воздух из соединительной магистрали в атмосферу через отверстие Ж до тех пор, пока сила давления сжатого воздуха на диафрагму 2 в полости Д не уравновесится сопротивлением пружины 3.
Равенство сил приводит к закрытию выпускного клапана под действием пружины и прекращению уменьшения давления воздуха в соединительной магистрали. Таким образом, каждому положению педали привода тормозов соответствует определенное давление в соединительной магистрали и в тормозных камерах колес прицепа, т. е. тормозной кран обладает следящим действием.
При снятии усилия с рычага 14 возвратная пружина 7 перемещает его, а также шток 6, пружину 3, диафрагмы 2 и 4 в сторону выпускного и впускного клапанов. Седло встречается с клапаном 12, перекрывая сообщение канала В с атмосферой. Клапан 13 отходит от своего седла, пропуская сжатый воздух из баллона трактора в соединительную магистраль. Одновременно воздух по каналу А поступает в полость Е и воздействует на диафрагму 4, сжимая пружину 3. Из соединительной магистрали он направляется в воздухораспределитель прицепа, который под действием давления срабатывает.
Воздух из баллона трактора начинает поступать в баллон прицепа (идет его подзарядка). Из тормозных камер прицепа воздух выходит в атмосферу. Прицеп растормаживается. Рабочая полость Д сообщается с полостью Е через канал А. В результате в этих полостях создается равное давление, что снижает усилие в приводе крана и на педалях тормозов.
В тормозном кране встроен пружинный компенсатор хода, позволяющий обеспечивать требуемый ход педалей тормозов трактора.