Гидрообъемное рулевое управление трактора мтз-100
Гидрообъемное рулевое управление выполнено по одноконтурной схеме, объединено с гидроприводом механизма блокировки дифференциала заднего моста.
Механизм поворотаустановлен на переднем брусе трактора и воздействует на разделенную рулевую трапецию сошкой, закрепленной на нижнем шлицевом конце вала 3 (рис. 72). Реверсивный поворот вала обеспечивают два соосных гидроцилиндра 2 одностороннего действия.
В верхнюю крышку корпуса установлен золотниковый клапан 5. При повороте сошки на угол более 10° клапан под действием своей пружины и профильной поверхности штока 6 открывается и сообщает полость муфты 30 через штоковые полости гидроцилиндров 2, корпус и сливной трубопровод с баком 37. Бесштоковые полости гидроцилиндров 2 через штуцера в крышках 1 и трубопроводы соединены с блоком клапанов насоса-дозатора, закрепленного на кронштейне рулевой колонки.
Насос-дозатор НД-80Квключает в себя качающий узел аксиально-поршневого типа с шаровыми поршнями 19, золотниковый распределитель, шариковый обратный клапан 13 распределителя и блок клапанов, размещенных в передней крышке 8 корпуса.
Распределительное устройство насоса-дозатора предназначено для суммирования потоков от отдельных шаровых поршней и обеспечения прямой пропорциональности подачи масла углу поворота кулачковой шайбы 15 рулевым валом 17. Оно объединено с реверсивным трехпозиционным распределителем гидроусилителя. Золотник 14 связан с рулевым валом 17 винтовой парой. Он перемещается в осевом направ лении при вращении вала и удерживается в нейтральном положении пружинами 12 и 16.
В нейтральном положении рулевого колеса масло от питающего насоса 20 через обратный клапан 11, распределитель и открытый отсечный 22 или предохранительный 23 клапан гидроаккумулятора сливается в бак 37 соответственно под давлением 0,15...0,30 или 0,8... 1 МПа. Избыточное давление слива обеспечивает бескавитационную работу насосов и нейтральное положение кулачковой шайбы 15 с помощью шаровых поршней 19. Бесштоковые полости гидроцилиндров 2 заперты буртами золотника 14 и защищены противоударными клапанами 9. Последние перепускают масло из одного гидроцилиндра в другой под давлением 15,7...16,7 МПа.
Рис. 72 Гидрообъемное рулевое управление трактора МТЗ-100:
а - механизм поворота; б - насос-дозатор НД-80К; в - гидроаккумулятор г - распределитель блокировки; 1,8, 21 и 31 - крышки; 2- гидроцилиндры; 3 - вал сошки, 4 - палец; 5 - клапан блокировки; 6 - шток; 7 и 29 - поршни; 9 – противоударный клапан; 10, 23 и 34 - предохранительные клапаны; 11 и 13 – обратные клапаны; 12, 16, 26 и 27 —поружины; 14 и 33 - золотники; 15 — кулачковая шайба; 17 — рулевой вал, 18 – блоки; 19 - шаровой поршень; 20 - насос НШ10-Л-3; 22 - отсечный клапан; 24-толкатель; 25 -упорная втулка поршня; 28 - седло; 30 - муфта блокировки дифференциала заднего моста; 32 - редукционный клапан; 35 - корпус; 36 - поворотный рычаг; 37 — бак
При повороте рулевого колеса золотник 14 смещается, обеспечивая дозатору и питающему насосу подачу масла в один из гидроцилиндров 2 в количестве, прямо пропорциональном углу поворота рулевого колеса.
При неработающем дизеле и вращении рулевого колеса насос-дозатор работает в режиме насоса, всасывая масло из бака 37 через отсеченный 22 и обратный 13 клапаны и подавая его в соответствующий гидроцилиндр 2. Питающий насос 20 имеет защиту от пиковых давлений со стороны гидроцилиндров 2 при боковых ударах колес о неровности опорной поверхности. Ее обеспечивает обратный клапан 11. Максимальное давление в напорной гидролинии, равное 10...11 МПа, ограничивается предохранительным клапаном 10.
Положение рулевого колеса трактора МТЗ-100 регулируется в осевом направлении по высоте в пределах 100 мм. Конструкцией колонки рулевого привода предусмотрено регулирование рулевой колонки (угла наклона) в пределах 25...40° с фиксацией в четырех положениях через 5° с помощью фиксатора и сектора.