Передний ведущий мост трактора мтз-102
Передний мост МТЗ-102 ведущий. Его основа — жесткая пустотелая балка, состоящая из корпуса и крышки и соединенная осью качания с брусом полурамы. Главная передача представляет собой пару конических зубчатых колес со спиральными зубьями. Ведущее зубчатое колесо 1 (рис. 60) установлено на шлицы ведущего вала, который вращается на двух роликовых конических подшипниках. Ведомое зубчатое колесо 3 надето внутренним зубчатым венцом на шлицы корпуса 4 дифференциала, центрируется буртом и удерживается от осевых перемещений через распорную втулку специальной гайкой.
Между фланцем стакана ведущего зубчатого колеса и корпусом переднего моста, а также между ведомым зубчатым колесом и корпусом дифференциала установлены прокладки 2 для регулировки зацепления конических зубчатых колес главной передачи.
Дифференциал переднего моста — конический, самоблокирующийся, повышенного трения. Разъемный корпус 4 состоит из двух чашек и вращается на двух роликовых конических подшипниках.
Рис. 60. Передний ведущий мост трактора МТЗ-102:
а — устройство; б — дифференциал разблокирован; в — дифференциал блокирован; 1 — ведущее зубчатое колесо главной передачи; 2 — регулировочные прокладки; 3 — ведомое зубчатое колесо главной передачи; 4 — корпус дифференциала; 5 — фрикционный диск; 6 — полуосевое зубчатое колесо; 7 — нажимная чашка; 8 — ось сателлитов; 9 — цилиндрическая поверхность сателлита
На ведущих фрикционных дисках 5, соединенных с внутренними зубьями чашек корпуса дифференциала, имеются наружные зубья. Ведомые диски связаны внутренними зубьями с наружными шлицами удлиненных полуосевых зубчатых колес 6. Плавающие оси сателлитов могут перемещаться одна относительно другой. На их концах выполнены скосы. Соответственно их форме сделаны гнезда осей в чашках корпуса 4 дифференциала.
Между сателлитами и корпусом дифференциала установлены нажимные чашки 7, соединенные шлицами с зубчатыми колесами 6.
При передаче крутящего момента переднему мосту в случае буксования одного из колес сателлиты начинают вращаться на осях. Концы осей 8 перемещаются по скосам корпуса дифференциала на расстояние, равное зазору между ведущими и ведомыми дисками. Одновременно оси сателлитов поворачиваются на некоторый угол в направлении, противоположном вращению корпуса дифференциала. Ось сателлитов от правой чашки корпуса отодвигается влево, а ось от левой чашки — вправо. Усилие от осей 8 передается сателлитам, которые цилиндрическими поверхностями 9 передают его торцам чашек 7 и далее дискам и торцам корпуса дифференциала. За счет силы трения ведущие и ведомые диски и корпус дифференциала объединяются в одно целое и полуосевые зубчатые колеса блокируются.
Привод переднего ведущего моста трактора МТЗ-102 предназначен для передачи крутящего момента от вторичного вала коробки передач через зубчатый венец муфты, многодисковую фрикционную гидроподжимную муфту и карданный вал к переднему ведущему мосту.
Передний мост включается гидроподжимной муфтой как автоматически, так и принудительно. Автоматическое включение переднего моста осуществляется с помощью механизма свободного хода в зависимости от буксования задних колес только при движении трактора вперед. Принудительное включение производится при движении вперед и назад.
Рис. 61. Привод переднего ведущего моста трактора МТЗ-102:
1 — зубчатое колесо муфты; 2—фрикционная муфта; 3— барабан; 4 — поршень; 5 — полумуфта; 6 — пружина; 7 и 12— валы; 8 — золотник крана; 9 — вилка; 10—кран; 11 — соединительная втулка; 13 — биметаллические втулки; 14 — манжета; 15 — скользящая вилка
Зубчатое колесо 1 (рис. 61), сидящее на валу 7 на роликовых подшипниках, находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом коробки передач. При включенной гидроподжимной муфте оно соединяется пакетом фрикционных дисков с барабаном 3, установленным на шлицах вала 7, который смонтирован в корпусе коробки передач на подшипниках.
Шлицевое соединение барабана 3 и вала 7 позволяет проворачиваться барабану относительно вала на 45°. Полумуфта 5 прижимается к барабану 3 пружиной 6. Золотник 8, размещенный в корпусе крана 10, связан с полумуфтой 5 вилкой 9. Вал 7 соединен с валом 12 через шлицевую втулку 11, а через шлицы — со скользящей вилкой 15 карданного вала. Последний вращается в биметаллических втулках 13.
Кран управления приводом переднего моста предназначен для управления потоком масла, подводимого к гидроподжимной муфте для автоматического или принудительного его включения, а также включения переднего моста при торможении трактора. Кран установлен на правой стенке коробки передач и имеет трехпозиционный золотник, золотник включения моста при торможении, клапан сброса давления, золотник автоматического включения и другие детали. Трехпозиционный золотник поворачивается рычагом и возвращается в исходное положение с помощью пружины.
Различают три положения рычага управления: верхнее — мост отключен; среднее — мост включен автоматически; нижнее — мост включен принудительно. Принудительное включение применяют при использовании переднего ведущего моста на работах при движении задним ходом.