Устройство и действие дифференциала
При повороте трактора (рис. 58, а) ведущие колеса проходят разные расстояния. Колесо, расположенное ближе к центру поворота, вращается с меньшей частотой, и наоборот. В случае расположения колес на одном валу движение сопровождалось бы повышенным износом шин и скольжением. Поэтому ведущие колеса установлены на отдельных валах (полуосях), между которыми находится дифференциал. Он предназначен для распределения крутящего момента между полуосями и вращения ведущих колес с различной частотой при поворотах или движении по неровностям (рис. 58, б).
Во время движения трактора по прямой сопротивление перемещению обоих ведущих колес одинаково. Сателлиты 4 (рис. 58, в) не вращаются на осях крестовины и соединяют конические зубчатые колеса 2 обеих полуосей в одно целое. При этом ведомое зубчатое колесо 5 (рис. 58, г) главной передачи вращает корпус дифференциала с крестовиной и сателлитами вокруг своей оси и обе полуоси 6. Следовательно, ведущие колеса трактора вращаются с одинаковой частотой.
Во время поворотов (рис. 58, д) колеса, движущиеся по разным радиусам, проходят разную длину пути. Вращение внутреннего колеса замедляется, а наружного — увеличивается. Сателлиты 4 проворачиваются на осях крестовины 3. Вращаясь вместе с корпусом, они упираются зубьями в зубья полуосевого конического зубчатого колеса, уже замедлившего вращение, и сообщают дополнительную скорость другому полуосевому зубчатому колесу. В случае остановки одного из ведущих колес частота вращения другого удваивается.
Рис. 58. Дифференциал:
а — схема поворота колесного трактора; б — схема действия; в — устройство; г — схема работы при прямолинейном движении; д — схема работы при повороте; 1 — корпус; 2 — полуосевые зубчатые колеса; 3 — крестовина; 4 — сателлит; 5 — ведомое зубчатое колесо главной передачи; 6 — полуось; 7 — ведущий вал главной передачи
13.3. ЗАДНИЙ МОСТ ТРАКТОРАМТЗ-80
Механизмы заднего моста трактора МТЗ-80 размещены в чугунном корпусе, к передней стенке которого крепится коробка передач.
Главная передача представляет собой пару конических зубчатых колес со спиральными зубьями. Ведущее зубчатое колесо закреплено на шлицах вторичного вала и зафиксировано гайкой на резьбовом хвостовике вала. Ведомое зубчатое колесо 4 (рис. 59) привернуто к фланцу корпуса 3 дифференциала болтами с гайками, законтренными попарно отгибными пластинами.
Корпус дифференциала разъемный, соединен призонными болтами и вращается в двух роликовых конических подшипниках. Крестовина 36 дифференциала закреплена между половинами его корпуса. Отверстия под оси крестовины и под призонные болты выполняют при их совместной обработке и маркируют одинаковыми номерами. Раскомплектовывать эти детали нельзя. На крестовине дифференциала расположены четыре сателлита 37, находящихся в постоянном зацеплении с полуосевыми зубчатыми колесами 5.
Рис. 59. Задний ведущий мост трактора МТЗ-80:
1 — вал привода левого тормоза; 2 и 9—ведущие зубчатые колеса конечных передач; 3 — корпус дифференциала; 4 — ведомое коническое зубчатое колесо; 5 — полуосевое зубчатое колесо; 6 и 11 — ведомые зубчатые колеса конечных передач; 7—крышка корпуса дифференциала; 8 — конический роликовый подшипник; 10 — крышка корпуса заднего моста; 12 — сапун; 13 — шариковый подшипник; 14 — корпус заднего моста; 15 — кожух тормоза; 16 — пружина; 17 — рукав полуоси; 18 — крышка; 19 — полуось; 20 — ведущий диск; 21 — тормозной диск; 22 — диафрагма; 23 и 24 — крышки; 25 — блокировочный вал; 26 — нажимной диск; 27 и 28 — диски муфты блокировки дифференциала; 29 — корпус муфты блокировки дифференциала; 30—кожух муфты блокировки дифференциала; 31 — шарик; 32 — нажимной диск; 33 — крышка стакана; 34 — регулировочные прокладки; 35 — стакан; 36 — крестовина; 37 — сателлит; 38 — муфта переключения ВОМ; 39 — ведущее коническое зубчатое колесо
При поворотах из-за дифференциала могут ухудшаться тяговые качества трактора. Это происходит тогда, когда сцепление с почвой одного колеса недостаточно и оно буксует, а другое, хотя и имеет лучшее сцепление, но не может его реализовать и развивает такую же силу тяги, что и буксующее. Для выключения дифференциала необходимо жестко соединить одно из полуосевых зубчатых колес 5 с корпусом. В тракторах МТЗ-80 и МТЗ-100 дифференциал блокируется автоматически.
Устройство автоматической блокировки дифференциала (АБД) трактора МТЗ-80 состоит из исполнительного механизма, размещенного в кожухе левого тормоза, и датчика, установленного в гидроусилителе рулевого управления. Исполнительный механизм представляет собой фрикционную муфту, ведущие диски 27 которой соединены с левым ведущим зубчатым колесом 9 конечной передачи, а нажимные через блокировочный вал 25 — с крестовиной.
При выключенной блокировке диски муфты разжаты под действием пружин и дифференциал работает как обычно. При включенной блокировке рабочая жидкость (масло) под давлением от гидроусилителя рулевого управления подается через штуцер в полость между крышкой 23 и диафрагмой 22. Последняя давит на нажимной диск 26, и усилие передается на диски муфты. Диски, будучи сжатыми, объединяют в одно целое левое ведущее зубчатое колесо 9 конечной передачи, левое полуосевое зубчатое колесо 5 дифференциала, блокировочный вал 25 и крестовину 36. В результате дифференциал блокируется и выключается из работы.
Различают три положения рукояток управления блокировки и крана датчика на гидроусилителе рулевого управления: первое — блокировка дифференциала выключена; второе — блокировка дифференциала включена; третье — принудительная блокировка дифференциала. При первом масло к диафрагме не подается, диски муфты не сжаты и дифференциал работает как обычный. При втором обеспечиваются автоматическая блокировка дифференциала и отключение ее при повороте передних управляемых колес на угол более 13° от прямолинейного движения. Принудительную блокировку применяют для преодоления препятствий.
Автоматическую блокировку дифференциала используют на скоростях не выше 10 км/ч. Ее неправильное применение повышает нагрузки на детали трансмиссии и вызывает преждевременный износ шин. Задний ведущий мост трактора МТЗ-100 по конструкции аналогичен рассмотренному ранее. Однако гидропривод блокировки дифференциала: имеет следующие отличия.
Распределитель установлен на кронштейне под щитком приборов и соединен маслопроводами с нагнетательной магистралью насоса гидрообъемного рулевого управления, баком гидросистемы, муфтой блокировки дифференциала и каналом блокировки. Распределитель управляется рукояткой, которая фиксируется в среднем ив одном из повернутых положений.
В среднем положении рукоятки — блокировка выключена. При ее перемещении назад по ходу трактора осуществляется автоматическая блокировка дифференциала, а при перемещении вперед по ходу трактора — принудительная блокировка дифференциала, и рукоятка в этом положении не фиксируется.
В крышке исполнительного механизма гидрообъемного рулевого управления расположен клапан блокировки. Он удерживается в верхнем положении, при котором подводимая магистраль разобщена со сливом. Муфта блокировки находится под давлением масла, и дифференциал блокируется. При повороте сошки на угол, равный ±10° среднего положения, клапан опускается вниз и соединяет магистраль со сливом. Давление в рабочей полости муфты блокировки падает до 0,05 МПа и меньше. Дифференциал разблокируется.
Основные показатели и регулировочные данные по главным и конечным передачам изучаемых тракторов приведены в таблице 21.