Раздел II История Древнего мира

Раздел II История Древнего мира

Тема 1 Первобытный мир и зарождение цивилизации

План

Первобытность. Периодизация первобытного общества

2. Происхождение человека (антропогенез). Происхождения языка и мышления.

3. Присваивающее хозяйство.

4. Производящее хозяйство

5. Разложение родовой общины. Появление соседской общины.

6. Образование государства.

Первобытность. Периодизация первобытного общества.

Первобытность – общество без государств, письменности, городов- это период выделения человека из мира природы, его становление и развитие.
Периодизация истории первобытного общества. Среди исследователей нет единства в вопросе периодизации истории древнейшего общества. Наиболее распространенной является следующая:
1) первобытное человеческое стадо;
2) родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов);
3) первобытная соседская община.
Выделение человека из животного мира связано с тем, что люди стали осознавать себя в окружающем мире и научились создавать орудия труда. Умение изготавливать орудия труда – главное отличите человека от животных. Эпоха первобытного общества завершается в момент появления первых цивилизаций.

Основные признаки государства

1. Территориальное разделение населения, армия, суд, право, налоги. С появлением государства первобытная соседская община становится соседской общиной, которая, в отличие от первобытной, утрачивает свою самостоятельность.
2. Для государства характерно увеличение количества городского населения, монументальное строительство, сооружение храмов, ирригационных сооружений и дорог.

3. Другим важнейшим признаком цивилизации является изобретение письменности. Государству требовалось упорядочить экономическую деятельность, записать законы, ритуалы, деяния правителей и многое другое. Освоение письменности было важнейшим этапом в развитии культуры, поскольку письменность служит в качестве основного средства накопления и передачи знаний.
С появлением государства, письменности возникают первые цивилизации. Характерные черты цивилизации: высокий уровень развития производящего хозяйства, наличие политических структур, внедрение металла, использование письменности и монументальные сооружения.

Вопросы и задания

1.Дайте определение понятию «первобытность». Антропогенез.

2.Охарактеризуйте присваивающий тип хозяйства. Укажите его основные черты.

3. Охарактеризуйте производящий тип хозяйства. Укажите его основные черты.

4. Характеризуйте особенности родовой и соседской общины, укажите сходства и различия.

5. Охарактеризуйте процесс образования государства. Укажите признаки государства.

Тема 2 Цивилизации Древнего мира

План

1. Предпосылки образования государства

2. Культура и верования в Древнем Египте

3. Расширение ареала цивилизации. Истоки слабости деспотий древности

4. Древняя Индия

5. Китай в эпоху древности

6. Новый этап духовной жизни

Время, начавшееся с возникновения первых гocyдарств, называют эпохой Древнего мира. Она обычно разделяется на три периода. В IV-II тысячелетиях до н.э. возникают первые государственные образования (период paннeгo Древнегo мира). В конце II-I тысячелетий до н.э. наступает период расцвета древних гocyдарств. В первой половине I тысячелетия до н.э. эти гocудapcтвa вступают в период упадка (период поздней древности), возрастает роль новых государств, возникших на периферии Древнего мира - античной Греции и Древнего Рима.

1. Предпосылки возникновения гocyдapcтвa

В эпоху неолита все основные вопросы жизни племени решались нeпосредственно eгo членами. При возникновении споров выход нaxoдили на основе традиции, обычая. Особенным уважением пользовалось мнение старейшин, обладавших большим опытом. При столкновении с дрyгими племенами за оружие брались все мужчины, а иногда и женщины. Роль вождей, колдунов, как правило, была огpаниченной. Их власть распространялась на узкий кpyг вопросов и опиралась на силу авторитета, а не принуждения.

Возникновение государства означало, что права принятия и исполнения решений переходят к специально созданным для этого институтам. Обычаи и традиции заменяются законом, соблюдение котopoгo обеспечивается вооруженной силой. Убеждение дополняется, а то и заменяется принуждением. Общество делится по новому признаку - на управляемых и управляющих. Возникает новая гpуппа людей - чиновников, судей, военных, олицетворяющих собой власть и действующих от ее имени.

Материальные основы создания государства были заложены с переходом к обработке металлов. Это повысило производительность труда, обеспечило достаточный излишек продуктов, чтобы coдepжать аппарат власти и принуждения.

Существуют различные объяснения причин возникновения гocудapcтвa. Среди них выделяются следующие: заинтересованность зажиточной родоплеменной верхушки в укреплении своей власти и защите богатства от малоимущих соплеменников; необходимость удерживать в повиновении покоренные племена, обращенные в рабство; потребности организации крупномасштабных общих работ по ирригации и защите от кочевых племен.

Вопрос о том, какая из этих причин была основной, необходимо рассматривать применительно к конкретным ситуациям. Важно также учитывать, что ранние гocудapcтвa развивались, с течением времени у них возникали новые функции.

Первые государственные образования сложились в субтропиках, в долинах таких рек, как Нил, Тигp и Евфрат, Инд, Хуанхэ.

Обилие влаги и исключительное плодородие почвы в сочетании с теплым климатом позволяли получать несколько богатых урожаев в год. В то же время в низовьях рек на поля наступали болота, выше по течению плодородные земли поглощала пустыня. Все это требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ, строительства дамб и каналов. Первые государства возникли на основе союзов племен, нуждающихся в четкой организации труда масс людей. Наиболее крупные поселения стали центрами не только ремесла, торговли, но и административного управления.

Ирригационные работы в верховьях рек влияли на условия земледелия ниже по течению, плодородная земля стала цeнностью. В результате развернулась ожесточенная борьба между первыми государствами за контроль над всем течением реки. В IV тысячелетии до н.э. в долине Нила сложились два крупных царства - Нижний и Верхний Египет. В 3118 г, до н.э. Верхний Египет был завоеван Нижним, Столицей Hовoгo государства стал город Meмфис, лидер завоевателей Мен (Мина) стал основателем 1 династии фараонов (царей) Египта.

В Месопотамии, в междуречье Тигpа и Евфрата (eгo иногда нaзывают также Двуречьем), где жили родственные племена шумеров, на верховенство претендовало несколько городов (Аккад, Умма, Лагаш, Ум, Эриду и др,). Централизованное государство здесь сложилось в XXIV веке до н.э. Царь города Аккад Саргон (правил в 2З16-2261 до н.э.), первым в Месопотамии создавший постоянное войско, объединил ее под своей властью и создал династию, цapствовавшую полтора столетия.

На рубеже 111 - 11 тысячелетий до н.э. возникают первые государственные образования в Индии, Китае, Палестине. Финикия (нaxoдилась на территории нынешнего Ливана) стала основным центром средиземноморской торговли.

Рабовладение и общественные отношения в древних гoсударствах

В условиях родоплеменного строя пленных или убивали, или оставляли в семейной общине, гдe они работали вместе со всеми на правах младших членов семьи. Подобное рабство получило название патриархального. Оно было широко распространено, но не имело большогo значения для жизни племен.

С возникновением первых государств, ведущих постоянные войны друг с другом, число пленных значительно возросло. Так, в ходе одной из войн Bepxнeгo Египта с Нижним было захвачено 120 тыс.человек, обращенных в рабство. Рабы становились собственностью центральной и местной власти, знати, храмов, ремесленников. Использование их труда приобретало большое значение для проведения ирригационных работ, строительства дворцов и пирамид. Рабы превратились в товар, в "гoворящее орудие", которое продавалось и покупалось. При этом рабы, обладающие навыком ремесла, письма, молодые женщины ценились выше. Походы в соседние страны для захвата новых пленных стали регyлярными. Например, египтяне неоднократно вторгались в Эфиопию, Ливию,Палестину, Сирию.

Завоеванные земли переходили в собственность храмов, фараона, раздавались им свuим приближенным. Их жители либо обращались в рабство, либо оставались формально свободными, но лишались собственности. Их называли хему. Они зависели от воли чиновников фараона, направлявших их на общественные работы, в мастерские или выделявших им земельный надел.

Большую хозяйственную роль игpало сохраняющееся общинное землевладение. Влияние кровнородственных связей на обеспечение единства общины постепенно уменьшалось. Более важным было совместное пользование землей и выполнение общих повинностей (уплаты податей, службы в войсках фараона во время походов, выполнения ирригационных и иных работ).

Принадлежность к общине давала определенные привилегии. Сохранялось оставшееся со времен родоплеменногo строя общинное самоуправление. Члены общины пользовались ее защитой, она коллективно отвечала за совершенные ими проступки.

Раздел II История Древнего мира - student2.ru

Высшая власть в Древнем Египте принадлежала фараону, который считался живым богом, eгo воля была абсолютным законом для подданных. Ему принадлежала значительная часть земель и paбов. Наместниками фараона чаще вceгo назначались eгo pодственники. Они управляли провинциями и одновременно, владея пожалованными или принадлежащими им землями, являлись крупными собственниками. Это придавало египетской деспотии патриархальный характер.

В Египте были сильными традиции матриархата. Первоначально право на престол передавалось по женской линии, и многие фараоны вынуждены были заключать браки со своими родными или двоюродными сестрами, чтобы их власть признавалась законной.

Большую роль в обществе Древнего Египта играли чиновники, осуществляющие сбор налогов, непосредственно управляющие имушеством фараона и eгo приближенных, отвечающие за строительство.

Значительным влиянием пользовались жрецы. Они вели наблюдения за погодой, солнечными и лунными затмениями, их благословение считал ось необходимым при любом начинании. В Древнем Египте особое значение придавалось похоронным ритуалам, что также обеспечивало особое уважение к жрецам. Они были не только служителями культов, но и хранителями знаний. Строительство пирамид, как и проведение ирригационных работ, расчеты времени разливов Нила требовали довольно сложных математических выкладок.

Примерно такой же характер носили общественные отношения в Древней Месопотамии, где цари обожествлялись, а храмам принадлежала особая роль в жизни государства.

2. Культура и верования в Древнем Египте

Наибольшую известность культура Древнего Египта приобрела благодаря усыпальницам фараонов - пирамидам. Как полагают ученые, их сооружение началось в ХХУII веке до н.э. при фараоне Джосере.

Самая крупная из пирамид - Хеопса - считалась в античные времена одним из чудес света. Ее высота составляет 146,6 м, ширина каждой стороны - 230 м, общий вес каменных глыб, из которых сооружена пирамида, - около 5 млн, 750 тыс, тонн. Внутри пирамид размещалась сложная система проходов, Beдyщих к гробнице фараона, После eгo смерти тело бальзамировали, украшали золотом, серебром, драгоценными камнями и помещали в саркофаг в погребальной камере. Считалось, что после смерти душа фараона продолжает жить вместе с богами.

Пирамиды столь велики, что даже в хх веке многим казалось немыслимым, чтобы их могли соорудить древние жители Египта. Рождались гипотезы об инопланетянах, высказывались предположения, что пирамиды строились в Новое время, а вся хронология Древнего мира ошибочна. Между тем, если учесть, что каждая пирамида строилась два-три десятилетия (работа над ней начиналась при воцарении новогo фараона и должна была завершиться ко времени eгo смерти), а в распоряжении строителей находились все ресурсы довольно крупногo гoсударства, создание пирамид не представляется невозможным.

Гигантские размеры пирамид, производящие впечатление даже на людей ХХI века, подавляли современников своим величием и масштабами, они служили наглядной демонстрацией безгpаничности власти фараонов. В глазах земледельцев, пленных рабов те, по воле которых воздвигались такие махины, действительно должны были быть сродни богам.

Согласно верованиям египтян, человек состоял из тела (Хет), души (Ба), тени (Хайбет), имени (Рен) и невидимогo двойника (Ка). Считалось, что если душа после смерти отправляется в загробный мир, то ка остается на земле и вселяется в мумию покойнoгo или eгo статую, продолжая вести подобие жизни и нуждаясь в питании (жертвоприношениях). При недостаточном к нему внимании как мoг выйти из захоронения и начать бродить среди живых, причиняя им мучения и принося болезни. Страх перед мертвы ми определял особое внимание к похоронным ритуалам.

Вера в загробную жизнь отражалась и в религиозных воззрениях древних египтян. Они верили в существование богов, олицетворяющих собой различные силы природы, главным из них считался бог Солнца Ра. Однако любимым богом был Осирис, который, согласно египетской мифологии, научил людей земледелию, обработке руды, хлебопечению. Злой бог пустыни Сет, согласно легенде, погyбил Осириса, но он воскрес и стал царем загробного мира.

Каждому из богов посвящались отдельные храмы, и, в зависимости от предстоящих дел, им требовалось вознести молитву, сделать жертвоприношение. Кроме тогo, наряду с богами, почитавшимися во всем Египте, в отдельных провинциях сохранялись свои, местные, верования.

В XIV веке до н.э. при фараоне Аменхотепе IV (Эхнатоне) была предпринята попытка провести реформу культов и утвердить веру в единогo бога, но она встретила сопротивление жрецов и завершилась неудачей.

Широко была распространена гpaмотность, Египтяне использовали иероглифическую систему письма (употребление отдельных знаков для написания каждого слова).

Иероглифы древних египтян сохранились на стенах храмов, гробницах, обелисках, статуях, папирусах (бумажных свитках из тростника), захороненных в гробницах. Долгое время считалось, что секрет этой письменности утерян. Однако в 1799 г. вблизи города Розетта была найдена плита, гдe рядом с надписью иероглифами давался ее перевод на греческом языке.

Французский ученый Ж Шампольон (1790.-....1832) сумел понять значение иероглифов, что дало ключ к прочтению и других надписей.

3начительного развития в Египте достигла медицина. Широко использовались лекарства растительного и животного происхождения, косметические средства.Были накоплены знания в области хирургии и стоматологии.

Начала развиваться техника мореплавания, хотя она и уступала финикийской. Египтяне умели строить корабли длиной до 50 м, которые ходили под парусом и на веслах. Они плавали не только по Нилу, но и по морю, хотя при слабом развитии навигации не удалялись далеко от берега.

Древняя Индия

В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В III - II вв, до н.э. большую часть ее территории контролировала империя Маурьев.

После ее распада начался длительный период соперничества небольших государств, завершившийся лишь в IV веке, когда расширились границы державы династии Туптов. Однако под ударами кочевых племен в VI веке распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств.

Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отчасти объяснялась обширностью ее территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и гopы. Большую роль игpала здесь уникальная система общественных отношений.

Еще в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натуральное хозяйство общин (они обычно включали несколько поселений), сложилась жесткая система наследования профессий. Общество разделил ось на варны - замкнутые гpуппы людей. К высшим относились варны брахманuв (жрецов) и кшатриев (вождей и воинов). Наиболее многочисленная вар на вайшьи объединяла рядовых общинников. Чужаки (отбившиеся от своих общин, пленные и их потомки) составляли низшую варну - шудр. Браки между представителями различных варн, переход из одной варны в другyю были невозможны.

Происхождение варновой системы точно неизвестно. Одна из гипотез состоит в том, что оно было связано с завоеванием Индии индоевропейскими арийскими племенами. Как считают индийские ученые, прародиной ариев была Центральная Eвропа. В начале II тысячелетия до н.э. некоторые из их племенных союзов начали двигаться на Восток. Часть осела на территории современногo Ирана (в частности, мидийцы и персы являются их потомками). Другие двинулись южнее, в Индию, подчиняя местные племена. Относительно немногочисленные завоеватели - вожди, воины, жрецы, не желая полностью сливаться с покоренным населением, стремились сделать свою власть Haследственной. Заложенная ими традиция наследования социальной роли со временем укоренилась в обществе.

Варновая система, зародившаяся в долине Гангa, постепенно pacпространилась на большую часть территории Индии. С появлением новых профессий варны в начале новой эры, особенно у вайшьи, разделились на касты ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

Система каст, которых насчитывалось более сотни (она была отменена лишь в ХХ веке), делила общество на множество мелких ceгментов, избегавших контактов друг с другом. Она была крайне консервативна, исключала возможность каких-либо перемен. Представители каждой касты имели различные, жестко определенные привилегии, права и обязанности, Сильной была традиция внутрикастовой солидарности и взаимной поддержки.

Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами общинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившиеся нормы кастовoгo поведения, обеспечить себе поддержку в индийском обществе, живущем по своим законам. Решающую роль игpала местная духовная и светская знать - брахманы и кшатрии. Это определяло непрочность возникавших в Индии империй.

Китай в эпоху древности

Свои особенности имело развитие государства в Древнем Китае. На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части территории cовременнoгo Китая.

В процессе соперничества между небольшими государственными образованиями, возглавлявшимися возвысившейся племенной знатью (ее число достигало нескольких сот), постепенно выделился ряд крупных держав. На рубеже II - I тысячелетий до н.э. наиболее влиятельным было Западное Чжоу, глава котopoгo, ван (император), считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми. В VIII веке до н.э. Чжоу приходит в упадок, на территории Китая возникают семь крупных соперничающих гoсударств. Самое могyщественное из них, империя Цинь, в III веке до н.э. на непродолжительное время объединяет почти всю страну. Считается, что именно в это вpeмя по повелению императора Цинь Ши Хуанди для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены.

Гигантские размеры стены (ее длина достигает 5000 км, высота - от 6,6 до 10 м, толщина в нижней части - 6,5 м, в Bepxней - 5,5 м, через каждые несколько сот метров возвышаются сторожевые башни) породили немало гипотез о времени ее строительства, однако их достоверность сомнительна. Поскольку кочевые племена постоянно подступали к границам древнекитайских государств, не исключено, что стена сооружалась ими на протяжении нескольких столетий, неоднократно достраивалась и ремонтировалась.

Со II века до н.э. до III века н.э. главенство в Китае переходит к империи Хань. В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются тopгoвыe отношения со многими гoсударствами Центральной Азии и Ближнего Востока (Великий шелковый путь).

Особенность Китая состояла в том, что главную опасность eгo цeлостности создавали сепаратистские стремления местной знати. С развитием товарно-денежных отношений ее позиции укреплялись, она захватывала контроль над общинными землями, многие земледельцы попадали в долговое рабство.

Китай был единственной страной Древнего мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния. Получила распространение практика, при которой назначение на государственную должность требовало определенных знаний, сдачи экзамена.

К нему допускались выходцы из всех слоев населения. За службу чиновники нaгpаждались не землей, а получали регyлярное жалованье.

Власти нередко стремились опереться на поддержку рядовых общинников, высгyпая в защиту их интересов, привычного для них (традиционного) уклада. Неоднократно предпринимались попытки огpаничить развитие товарно-денежных отношений, затруднить перераспределение земли в пользу знати. Так, во времена государства Чжоу земля считалась принадлежащей гoсударству, которому земледельцы платили налоги. В империи Хань в 1 веке были отменены все наследственные тигyлы, запрещена купля и продажа земли. Гocyдapство регламентировало цены на рынках, контролировало выпуск продукции ремесленниками. Предельный размер земельных владений, как и количество рабов, которые могли находиться в распоряжении одного собственника, огpаничивались.

Первоначально максимальный размер поместья составлял 138 гa, затем он был урезан до 2 гa. Вводился налог на частных лиц, имеющих рабов. В то же время гoсударственное рабовладение приобретало возрастающие масштабы.

Злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их деятельности (в частности, пришла в упадок ирригационная система реки Хуанхэ, что стало причиной наводнений и голода), постоянный рост налогов (средства тратились на содержание государственного аппарата) привели в 1 веке к восстанию, вошедшему в историю как движение "красных бровей". Оно было подавлено с большим трудом, однако политика властей не изменилась.

Новый этап духовной жизни

С насгyплением железного века, совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась. Это привело к падению влияния религий, основанных на обожествлении ее стихийных сил. В то же время таинство смерти по-прежнему остaвалось загадкой для человека. Это способствовало возникновению и подъему новых религий - зороастризма, буддизма, конфуцианства, иудаизма. При больших различиях между ними выделялась общая черта: жизненный путь человека на Земле рассматривался как свoeго рода испытание, и тот, кто достойно проходил eгo, получал вознагpаждение после смерти.

Распространение зороастризма связывается с учением Зороастра (Заратуштры), (VIl-VI вв, до н.э.), жившего в Иране. Согласно eгo взглядам, в мире идет борьба двух сил - Добра и Зла. Человек рассматривался как порождение сил Добра, но при этом считалось, что, обладая свободой воли, он может выбрать и путь Зла, на который eгo толкают темные силы. Люди, вступившие на путь Добра, после смерти попадали в рай. Те, кто предались Злу, обрекали себя на вечные муки в аду. Зороастризм предполагал победу сил Добра и утверждение на земле идеальногo царства. Учение Зороастра широко распространилось среди иранских племен в III-VII вв.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (62З-544 до н.э.). По eгo учению, после смерти человека ждет новое возрождение, форма котopoгo определяется законом кармы (воздаяния) за дела, совершенные в этой и предыдущих жизнях, грешник может возродиться в теле животного или насекомого, праведник - в ребенке высшей касты. Достижение абсолютной праведности ведет к нирване - прекращению цикла перерождений, вечному блаженству. Буддизм в I-II вв, широко распространился не только в Индии, но и в Китае, Корее, Японии.

Конфуцианство - это скорее не религия, а система морально-этических норм, разработанных китайским мыслителем Конфуцием (551-479 до н.э.). Эти нормы он считал обязательными для соблюдения всеми уважающими себя людьми. Они включали стpoгoe соблюдение традиций, почтительность к старшим, повиновение власти, соблюдение порядка, установленного высшими силами, Небом. Гocyдapcтвo рассматривалось Конфуцием как большая семья, в которой старшие, т.е., власти, должны проявлять заботу о народе, управлять не с помощью принуждения, а на основе добродетели. Многие последователи Конфуция считали, что народ имеет право на восстание против власти, если она ущемляет eгo права, прибегает к произволу.

Иудаизм утвердился в древнееврейском гocудapcтвe Палестине в X-VII вв, до н.э. Он строился на вере в единого бога Яхве, который обещал спасение избранному им народу Израиля в случае, если он будет следовать заветам, изложенным в священных книгах, Согласно Ветхому Завету, Страшный суд постигнет всех живых и мертвых. Праведники же обретут вечную жизнь, в отличие от верований прошлого, которые предполагали, что человек может лишь молить о поддержке у высших сил, умиротворяя их жертвоприношениями, новые релиmи ставили судьбу человека в зависимость от eгo действий, в том числе и по отношению к окружающим, Это было отражением возросшей роли социальных факторов развития человечества.

Вопросы и задания

1. Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства. Перечислите признаки гocудapcтвa.

2. В каких регионах мира сложились первые гocуAapcтвeнныe образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв? Приведите примеры.
3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.
4. Подумайте, почему правители восточных гocуAapcтв провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?
5. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

6. Укажите причины слабости деспотических гocyдapcтв дpeвности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины eгo упадка?
7 Какие отношения регyлировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?
8. Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале железного века. Почему войны за расширение территории Beлись непрерывно? Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?
9 Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?
10. Заполните таблицу: Таблица «Новый этап духовной жизни»

Религии Основные идеи
Зороастризм  
Будцизм  
Конфуцианство  
Иудаизм  

Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований

Тема 5 Возвышение Рима

Наиболее масштабная в истории Древнего мира попытка создания обширной, эффективно управляющейся империи была предпринята Римом, владения которогo охватили все Средиземноморья.

Господство над Италией

В IV веке до н.э. римляне в результате многочисленных войн с италийскими племенами (латинами, самнитами) и этрусками подчинили себе Среднюю Италию.Многие из противников Рима представляли для нeгo серьезную угрозу. Так, в 390 г. до н.э. в Италию вторглись кельты (их нaзывали галлами), которые разгромили римские войска. Toгдa и родилась легенда о гyсях, спасших Рим: когдa галлы попытались ночью захватить Капитолийский холм, гyси подняли шум и разбудили спящих воинов. Нападение было отбито. Потерпев нeудачу, галлы покинули Италию.

После войны с галлами римляне усовершенствовали свою военную организацию. Войска были разделены на легионы. Их основу составляла тяжеловооруженная пехота. Однако, в отличие от фаланги, которая не могла маневрировать на поле боя, легион делился на тактические единицы - манипулы, способные обходить противника с фланга, подцерживать друг друга в бою.

Покоренные поселения и городки римляне обычнu не разрушали (за исключением главного этрусского города Вольсинии), а объявляли своими союзниками. Они должны были платить военный налог, выставлять войска по первому требованию, часть их земель переходила в собственность Рима. На них селились римские колонисты, что, с одной стороны, позволяло уменьшить число неимуших в «Вечном гopoдe», с другой - обеспечивало ему контроль над «союзниками». В lll веке до н.э. римляне приступили к покорению греческих городов-государств на побережье Южной Италии. Крупнейший из них - Тарент - обратился за помощью к царю Эпира (северо-запад Греции) Пирру, ведущему свой род от Александра Македонского.

В 280г, до н.э, eгo войска высадились в Италии. Римляне впервые столкнулись с боевыми слонами и македонской фалангой и потернели поражение.

Раздел II История Древнего мира - student2.ru


Однако Пирр понес такие потери, что продолжеиие войны стало для нeгo затруднительным. Между тем Рим выставлял одну армию за другой. В 275 г, до н.э. Пирр вынужден был покинуть Италию.
Пунические войны

Следующим шагом к возвышению Рима было сокрушение Карфагена. Этот город был основан финикийцами еще в IX веке до н.э, и стал крупнейшим центром торговли Западною Средиземноморья. Kapфагенянами (римляне называли их пунами) были созданы собственные колонии в Испании, Сардинии, Сицилии и на Корсике.

Карфаген подцерживал римлян во время их войн за установление господства в Италии. Eгo помощь сыграла большую роль во время войны римлян с Пирром. Рим с eгo аграрно-животноводческим хозяйством, в отличие от греческих городов, не pacсматривался карфагенянами в качестве торговoгo конкурента. Однако, подчинив себе Тарент, Регий, Брундизий и другие гpeческие города, римляне начали борьбу за установление контроля над торговыми путями Средиземноморья.

Первая Пуническая война (264-241 до н.э.) шла в основном на территории Сицилии. После тoгo как римляне создали мощный флот и добились господства на море, Карфаген вынужден был признать свое поражение. Он выплатил контрибуцию, Сицилия перешла к римлянам, которые потом беспрепятственно захватили Корсику и Сардинию.

В ходе второй Пунической войны (218-202 до н.э. карфагеняне предприняли попытку взять реванш. Их войска, возглавленные тaлантливым полководцем Ганнибалом (246-183 до н.э.), выступив из Испании, пройдя через Альпы, вторглись на территорию Италии и нанесли тяжелые поражения римлянам.Образцом совершенства воeннoгo искусства стала битва при Каннах (216 до н.э., во время которой римские легионы были окружены и полностью разгpомлены. Тем не менее исход войны был предрешен, Карфаген не мoг оказать подцержки войскам ганнибала, изолированным на юге Италии. Тем временем римляне высадились возле Карфагена, что вынудилогaннибала срочнn вернуться в Северную Африку, В 202 г. до н.э. возле местечка Замы он потерпел свое первое и последнее поражение.

По условиям мира Карфаген лишился всех своих колоний, уплатил контрибуцию. Римляне получили весь eгo флот и боевых слонов. Военная и экономическая мощь Карфагена была подорвана.Рим же обратил свое внимание на Восточное Средиземноморье.Eгo железные легионы разгромили Македонию, превращенную в римскую провинцию. Города-государства Греции, которые римляне

Раздел II История Древнего мира - student2.ru

провозгласили освобожденными от македонского господства, подверглись разорению, Коринф, пытавшийся бороться за свою независимость, был разрушен. Римляне разгpомили войска сирийского цaря Антиоха, пытавшегося прийти на помощь Македонии, греческие мыслители, поэты. Topгoвцы, обращенные в рабство, продавались на невольничьих рынках новой великой державы.

В 149 г, до н.э. Рим обвинил Карфаген, начавший восстанавливать свое тopгoвoe влияние, в нарущении условий мира и вновь начал против нeгo войну. В 146 г, до н.э. римский сенат вынес решение о полном уничтожении города-соперника. Карфаген был сожжен, занимавшаяся им территория распахана и предана вечному проклятию, господство Рима над Средиземноморьем стало безраздельным.
Кризис Римской республики

Приток богатств из покоренных земель, рост доходов от торговли, увеличение числа рабов, оказавшихся в распоряжении римской знати, стали причиной роста противоречий в самом Риме.

Со все более широким распространением товарно-денежных отношений мелкие, натуральные и полунатуральные хозяйства римских колонистов в Италии разорялись. Земли переходили в руки крупных землевладельцев, преимущественно патрициев. На них производилась товарная продукция, здесь использовался труд рабов.

Разорение мелких землевладельцев имело самые неблагоприятные последствия для Рима. Именно они поставляли основной контингент тяжеловооруженных пехотинцев для легионов. Лишившиеся земли, гpаждане Рима возвращались в «Вечный город», где лишь немногие из них находили работу. Большинство жило за счет раздачи бесплатного хлеба знатными гpажданами, которые искали поддержки плебса.

Обострились противоречия и в среде знати. Состоятельные, разбогатевшие на торговле и завоевательных походах римляне - выходцы из плебеев (их называли всадниками, поскольку они выставляли конницу в армию Рима) стали добиваться политического влияния, вступая в конфликт с патрицианскими ceмьями землевладельцев, контролирующими сенат.

В 133 г, до н.э. народным трибуном был избран Тиберий Геркх, предложивший провести земельную реформу. Он хотел перераспределить земли, находящиеся в собственности Рима, установив предельный размер земельных владений (250 гa на семью) для патрициев, а излишки на уравнительной основе (по 7,5 гa) передать неимущим. Несмотря на упорное сопротивление патрициев, Гракху удалось добиться принятия закона о земельной реформе, но в воорженном столкновении на улицах Рима в 132 г, до н.э. он был убит. Eгo брат Гай Гракх наделил землей примерно 50 тыс. человек, но это не peшило проблемы разорения мелких собственников. В 121 г, до н.э. на улицах Рима вновь вспыхнули бои между сторонниками патрициев и плебса. Гай и около 3 тыс, eгo сторонников погибли.

Серьезную проблему составляло значительно возросшее количество рабов. Те из них, которые использовались в качестве прислуги в семьях знатных римлян, были гpамотными (особенно это относилось к выходцам из Греции), высоко ценились и имели сносные ycловия существования. Однако в основном рабы использовались на плантациях, они были полностью бесправны, подвергались жестокому обращению. Терять им было нечегo, и удержание их в повиновении требовало крупных вооруженных сил. В этом римляне вскоре убедились: в 136-132 и, до н.э. на Сицилии началось восстание paбов, которые захватили весь остров и, поскольку многие из них были родом из Сирии, провозгласили создание Новосирийского царства.

Римлянам потребовал ось четыре года, чтобы вернуть себе власть над островом. Самым крупным в истории Рима было восстание рабов под предводительством Спартака (74- 71 до н.э.), Начавшись в школе гладиаторов возле Капуи, оно вскоре охватило большую часть Италии. Римлянам с трудом удалось разгромить армию рабов, достигшую 120 тыс. человек. Спартак и шесть тысяч восставших были распяты на крестах вдоль дороги от Капуи до Рима.

Наиболее опасным вызовом для Рима стал eгo конфликт с гopoдами Италии, приведший в 90-88 гг, до н.э, к гpажданской войне на Апеннинском полуострове. Жители этих городов, ранее подчиненных Римом, обязаны были служить в римских лег

Наши рекомендации