Урок 46. Природные богатства и труд людей — основа экономики
Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.
Планируемые результаты: учащиеся научатся раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, использовать тексты из разных источников информации для подготовки сообщений.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания Фронтальный опрос
—Что такое потребности? Приведите примеры. —Что такое товары? Приведите примеры.
—Что такое услуги? Приведите примеры.
—Какие потребности удовлетворяются с помощью сельского хозяйства?
—Какие потребности удовлетворяются с помощью промышленности?
—Расскажите, какими товарами и услугами вы пользовались в течении дня.
3. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке будем говорить о том, что составляет основу экономику
4. Работа по теме урока
1. Работа в группах
Природные богатства — основа экономики —Что составляет основу экономики? (Ответы учеников.)
Экономики составляют природные богатства и труд людей.
—Производство товаров и оказание услуг невозможно без использования природных богатств.
—Раскройте значение природных богатств для экономики по плану: значение воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений, животных.. Подготовьте сообщение классу.
Природные богатства: воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.
— Расскажите, как используется воздух в экономике. (См. дополнительный материал к уроку.)
— Расскажите, как используются другие природные богатства в экономике.
2. Беседа
Труд людей — основа ЭКОНОМИКИ
Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он требуется для производства любых товаров и оказания услуг. В экономике нужен труд людей самых разных профессий. И не только физический труд, но и умственный, например труд архитектора, инженера, работника банка, ученого.
Успех труда людей во многом зависит от их образования. Современной экономике требуется все больше образованных людей, например умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки.
Успех труда людей зависит и от здоровья людей. Тот, кто часто болеет, вряд ли сможет трудиться так же хорошо, как тот, кто болеет редко. Хорошо, если человек с детских лет начинает заботиться о своем здоровье.
— Объясните смысл пословиц.
• Без дела жить — только небо коптить. (плохо, когда человек живет, никому не принося пользы.)
• К большому терпенью придет и уменье. (Учебный труд, труд рабочего, инженера — ЭТО всегда напряженный труд, умение достигается в результате кропотливой работы.)
• По труду и награда. (Потрудился — получишь хорошую отметку, заработаешь деньги.)
5. физкультминутка
6.Закрепление изученного материала
Выполнение задания в рабочей тетради
№ 4, с. 25
—Прочитайте задание. Найдите профессии, в которых преобладает физический труд. Подчеркните их одной чертой.
—Найдите профессии, в которых преобладает умственный труд. Подчеркните их двумя чертами.
7. Рефлексия
—Кто доволен своей работой?
—Какое задание было сложно выполнять?
Домашнее задание прочитать текст на с. 42—45, ответить на вопросы «Проверь себя» на с. 45.
Урок 48 Тема: "Растениеводство" Цели урока: ознакомить с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством; научить различать культурные растения; учить анализировать, обобщать полученные знания; развивать речь, познавательную активность, рассуждать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства (слайд2). Оборудование:ИКТ – презентация “Растениеводство”, гербарии, рисунки с изображением представителей сельскохозяйственных профессий, карточки с названиями культур.
Ход урока
I. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания КИМ тест 43
3. Введение в новую тему.– Отгадайте загадки.
С неба
Солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною –
Золотые усачи. (Пшеница.)
Что за две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливается,
Две недели подсыхает? (Рожь.)
– Чем похожи рожь и пшеница? (Это зерновые культуры.) – Какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием зерновых культур? (Растениеводство.) – Давайте рассмотрим отрасли растениеводства (слайд 3).
– К какой отрасли растениеводства можно отнести названные культуры? (Полеводство.)
– Какая зерновая культура даёт нам белый хлеб? (Пшеница.) (слайд 4).
Пшеницу в нашей стране выращивают озимую и яровую. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом и яровая (слайд 5).
– Отгадайте загадку.
Белая беляна
По полю гуляла,
Домой пришла,
В сусек легла. (Мука.) (слайд 6).
– Какая зерновая культура даёт нам тёмный хлеб? (Рожь.) (слайд 7,8).
– Ещё одной из самых признанных культурных растений является – гречиха. Гречневая каша – богатырская каша. Она вкусная и питательная. В древности гречневую кашу называли княгиней, её подавали даже к царскому столу, а также и к крестьянскому, и к солдатскому. На Руси говорили: “Матушка наша – гречневая каша, а хлебец ржаной – отец родной” (слайд 9,10).
Физкультминутка.
5. Работа по теме урока.
– Следом за зерновыми культурами по своей важности стоит картофель. О картофеле поговорим подробнее. Он родом из Южной Америки. В 1697 году Царь Пётр I привёз первые клубни в Россию. Крестьяне долго отказывались разводить картофель. Были даже картофельные бунты. Петербургские модницы украшали цветами свои причёски (слайд 12).
– Ещё мы остановимся на одной из самых распространённых культур растениеводства в нашем краю – подсолнечнике, из семян которого получают замечательное подсолнечное масло. (Слайд 13)
– Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для обеспечения кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры – тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу (слайд 14).
– Для другой цели выращивают прядильные культуры – хлопчатник и лён. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани (слайд 15).
– Следующая отрасль растениеводства – овощеводство (слайд 16).
– Чем занимается эта отрасль?
– Какие овощные культуры вам известны?
– Где выращивают овощи?
– Что называют открытым и защищённым грунтом?
– У кого из вас есть садовый участок, дача или дом в деревне?
– Выращивают ли ваши родители что-то в теплицах?
– Для чего строят теплицы?
– Ещё одна отрасль растениеводства – плодоводство (слайд 17).
– Попробуйте с помощью словообразования объяснить смысл слова плодоводство. (Разведение плодов.)
– Какие растения дают плоды?
– Для чего люди выращивают плодовые культуры?
– А для чего выращивают цветы?
– Как называется отрасль растениеводства, занимающаяся разведением цветов? (Цветоводство.) (слайд 18).