Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Что нового узнали на уроке? Что вас удивило?

Домашнее задание:

В учебнике - стр. 76-79,

В тетради – стр.32-34.

Тема Охрана растений

Цели урока:

– систематизировать знания учащихся о растениях;
– формировать нормы поведения в природе;
– учить работать в парах, группах.

Оборудование:учебник “Окружающий мир” А.Плешаков, проектор, компьютер, экран.

Ход урока

Орг момент.

Повторение пройденного.

– Отгадайте загадку, и вы узнаете о чём будем говорить на уроке охрана растений.ppt (слайд 2).

– Какая наука изучает жизнь растений?

– На какие группы разделили царство растений? Назовите отличительные особенности каждой группы(3, 4слайды)

– Как происходит развитие растения из семени?(5,6.слайды)

– Какие приспособления есть у растений для того, чтобы распространяться?(7,8 слайды)охрана растений.ppt

– Послушайте стихотворение одной девочки: о чём она написала? (слайд 9).(Удивительный мир растений огромен, не до конца изучен человеком. Тем не менее, мы видим, как на наших глазах гибнут растения от бесхозяйственности человека. Каждому стоит задуматься о том, что мы оставим после себя своим потомкам).

Сообщение темы урока (слайд 10)

– Как вы думаете, зачем надо охранять растения? Какое отношение они имеют к жизни на нашей планете? (сообщение, заранее приготовленное детьми о том, как водоросли заселили Землю).

– Посмотрите видеофрагмент и скажите, имеет ли он отношение к теме нашего урока? (слайд 11)

(Жизнь животных полностью зависит от растений, так как животным они дают пищу, кислород, убежище, лекарство)

– Какое значение имеют растения для жизни человека?

(Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, древесину, ткани, лекарства)

Обобщение: несомненно, жизнь животных, человека полностью зависят от растений. К сожалению, деятельность человека изменила условия жизни растений. События нынешнего лета яркий пример этому (слайд 12). Тысячи гектаров леса выгорели в этом году в России по вине человека. Выпиливая леса (слайд 13), люди оставляют после себя опустошённые голые пространства с грудами обрубленных веток.

– Как вы думаете, что ожидает эти леса в дальнейшем?

– Повлияет ли это на жизнь животных?

– Что возможно сделать в ваших силах, чтобы не нанести вреда природе?

– Что делает государство по охране природы? (слайд 14)

Работа по учебнику.

– Сейчас, работая в парах, выполните задание (слайд 15).

Закрепление.

– Кого можно назвать другом природы? (слайд 16), (сообщения детей о правилах разведения костра, сборе лекарственных растений, о подвешивании скворечников на деревьях).

– Сейчас я предлагаю вам обсудить в группах некоторые вопросы (слайд 17).

Заслушиваются ответы детей.

(В данной местности исчезли сойки, белки, ежи, которыми любовались люди, гуляя в дубраве).

Обсуждение следующего вопроса (слайд18).(Травы не успеют рассеять свои семена, если их рано скосить, в результате могут совсем исчезнуть ценные кормовые травы – мятлик, тимофеевка, клевер. Сено будет менее питательным)

Рефлексия (слайд 19).

Итог урока.

8. Домашнее задание: прочитать статью “Охрана растений”в учебнике стр.84-86; ответить на вопросы стр.87.

Урок 19 "Разнообразие животных"

Цель урока:

познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам.

расширять кругозор учащихся и общие представления о животных.

воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.

Оборудование:

учебник "Окружающий мир", 3 кл., автор А.А. Плешаков, 2009.

рабочие тетради "Окружающий мир ", 3 класс,

Атлас-определитель «От Земли до неба» А.А. Плешаков.

Мультимедиа аппаратура.

Презентация «Разнообразие животных».

Ход урока

I . Организационный момент

– Что вы ждете от сегодняшнего урока?

(узнать интересное, новое, научиться делать сообщения о прочитанном дома)

II. Актуализация знаний

1) Проведём выставку книжек-малышек, изготовленных вами дома по темам «Лекарственные растения», « Растения нашего края».(Прослушиваются несколько учащихся с сообщениями о растениях)

2) Правила друзей

– Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить вред растениям? (Ответы учащихся)

III. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, подтянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.

IV. Изучение нового материала

1. Постановка темы урока.

– Сегодня мы покидаем царство растений, а куда отправимся дальше, подскажете вы, отгадав кроссворд. (Слайд 2)

(1) Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? (медведь)

(2) Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (кузнечик)

(3) Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (олень)

(4) В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса).

(5) Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (сом)

(6) Пушистый матрос, лопаточкой нос.
На ножках коротеньких - красные ботики. (утка)

(7) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (мышь)

(8) Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю нажужжусь. (жук)

– Вот мы отправляемся в царство животных. (Слайд 3) Итак, сегодня познакомимся с разнообразием мира животных. Наука о животных называется зоология. Это еще один из разделов биологии.

Знакомство с группами животных и их признаками.

1. Животные населяют нашу планету везде, мы их не всегда видим человеческим глазом. Чтобы увидеть некоторых животных, нужно вооружиться микроскопом. Животные, которых мы не можем увидеть невооружённым лазом, которые имеют очень маленький размер, называют одноклеточными, но и они играют в нашей жизни важную роль. Так внутри нас живут бактерии, одноклеточные животные помогают нам печь хлеб, влияют на наше самочувствие.

2. Обратим своё внимание на многоклеточных животных, более привычных нашему глазу.

Многоклеточные животные в свою очередь бывают позвоночные и беспозвоночные. Вам часто приходилось видеть дождевого червя, улиток, раков или крабов, пауков, часто вы встречались в жизни с массой различных насекомых. Всё это беспозвоночные животные.

Черви. (Презентация. следующий слайд по гиперссылке)

– Что общего вы заметили у этих животных? (мягкое тело, извиваются)

– Моллюски вам хорошо известны. Посмотрите на них ещё раз. Это известные вам кальмары и различные улитки. Что общего у них? (носят панцирь, мягкое тело)

(Далее по ссылке –Домой)

Иглокожие (далее по гиперссылке) . Как вы думаете, что это за животные ? (морские звёзды) Почему их так называют? (у них есть иглы на теле) А ракообразные? (Это раки, крабы. Они носят панцирь). Всё верно. Вы очень наблюдательны. Молодцы. Продолжаем знакомиться с царством животных. (по ссылке – Домой)

– Посмотрите на паукообразных. (вперёд по слайду) Вы догадались, что к этой группе относятся пауки. Посмотрите на них внимательно и скажите, что общего у них? (4 пары ног)(Приложение1,далее – Домой)

– Сравним их с насекомыми.(Вперёд по гиперссылке) Где обитают насекомые? Какой образ жизни ведут? Что их отличает от других беспозвоночных? (при рассматривании иллюстраций слайда дать детям просмотреть видеофрагменты «Бабочка – адмирал» и «Осы». Видеофрагменты запускаются по щелчку на изображение насекомого)(затем –Домой)

– Следующая большая группа животных – позвоночные. Они более часто встречаются нам на пути. Рассмотрим рыб.(по гиперссылке Рыбы Просмотреть фрагмент «Ёрш»)) Что же отличает всех рыб от других животных! (у них тело покрыто чешуёй)

V. Физкультминутка

Хомка-Хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Ушки моет, спинку трёт.
Делает зарядку. Раз-два- три…

Продолжение работы

– Группа животных называется – Земноводные. Слово состоит из двух корней. Земля и вода. Эти животные водятся и в воде, и на земле. Кто же это? (Лягушки). (Рассмотреть фото и фрагмент) Как же лягушек отличить от других позвоночных? (У них голая холодная мокрая кожа) И правда. Кожа у лягушки влажная и тонкая. Её часто надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Жабы и лягушки очень необычные животные. Зимой они спят подо льдом и снегом, могут дышать кожей, даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта. Их выпученные глаза видят всё, что находится впереди, сзади одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплён к челюсти не задним концом, как у всех животных, а передним. Поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперёд. Чтобы легче глотать добычу, лягушка проталкивает её в горло с помощью глаз. (по ссылке Домой)

– Познакомимся с пресмыкающимися (рептилиями). (по ссылке) (Рассмотреть изображения. Просмотреть фрагменты) Кто относится к этой группе животных? Что общего у них? (тело покрыто чешуйками, живут у воды)(по ссылке Домой)

– Нам хорошо известны птицы. (по ссылке). Птицы обитают на всей территории земного шара.

Различные по размеру и окраске. Рассмотрим некоторых представителей Птиц. (просмотреть иллюстрации и фрагменты) Что же объединяет птиц между собой? (у них тело покрыто перьями, есть клюв)(по ссылке Домой)

– И ещё одна группа животных – млекопитающие. (по ссылке вперёд) Рассмотрите иллюстрации . Что общего у этих животных? (кормят детёнышей молоком, тело покрыто шерстью)и приведите примеры млекопитающих.(приводят свои примеры) Далее просмотр видеофрагментов.

– Слайд 12 «Знай и люби живое!» Как вы думаете, почему презентация заканчивается таким кадром? (Мы узнали, что на земле много различных животных и растений, мы должны охранять и изучать живое)

VI. Закрепление.

Назовите ещё раз группы животных, окружающих нас. Какие признаки групп вы запомнили? (слайд 13)

Узнаете ли вы этих животных?

Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел! (змея) – пресмыкающиеся

Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка. (лягушка) – земноводные.

VII. Итог урока.

Прочитать статью «Разнообразие животных» (учебник, стр. 89—94); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 95);

Выполнить здания 1, 2, 3 (стр. 95)

Рабочая тетрадь с. 42, задание 3-6

Литература.

Ракиткина М.Г. Природоведение. 3 класс: Дидактические материалы. – М.: Издат-Школа, 2002.

Я познаю мир. Животные: Детская энциклопедия / Сост. П.Р. Ляхов. – М.: ТКО «АСТ», 1995.

Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир» 3 класс – М.: «Просвещение», 2009.

Плешаков А.А. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс. – М.: «Просвещение», 2009.

Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба» – М.: «Просвещение», 2011.

Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» – М.: «Вако», 2010.

www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi

Урок 21. Наши проекты: Разнообразие природы родного
Цель: систематизировать знания о природе родного края Планируемые результаты:учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов, использовать учебник, другие источники информации для поисков ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений. Ход урока 1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1.Индивидуальное задание
Волк, лисица, заяц, осина, зерновые культуры, сова, мышь, канюк, змея
— Прочитай названия объектов живой природы Составь разные цепи питания. (Осина — заяц — волк. Осина — заяц -лисица. Зерновые культуры — мышь — змея и т. д.)
2. Фронтальный опрос
— На какие группы делятся животные по способу питания?
— Назовите животное и группу, представителем которой является это животное.
— Как защищаются животные? Расскажите, используя рисунки, данные в рабочей тетради на с. 46.
3. Самоопределение к деятельности
(Учащиеся читают текст в учебнике на с. 98.)
Вот и мы с вами будем изучать разнообразие природы родного края в самой природе.
Сколько растений, грибов, животных окружает нас! И у каждого есть название!
4. Работа по теме урока
Работа над проектом
Наш проект называется «Разнообразие природы родного края» — На какой главный вопрос мы должны ответить в ходе выполнения проекта? (Какие растения и животные живут в нашем крае.)
— На какие дополнительные вопросы можно найти ответы? (Примерный ответ. Какие растения и животные родного края занесены в Красную книгу? Каких животных спас человек от истребления? Представители каких групп животных и растений есть в нашем крае? Какое дерево самое распространенное в нашем поселке? Какие растения и животные живут в нашем водоеме? И т. д.) — Давайте повторим правила работы в группах.
(См. правила в тексте урока 3.)
— Составьте план работы над проектом.
(Учащиеся в группах обсуждают план работы.)
— Расскажите, по какому плану вы будете работать
(См. план в тексте урока 3.)
— Расскажите, о чем будет ваш проект, какую форму презентации вы выбрали.
(Учитель в ходе обсуждения записывает общий план проекта.)
План проекта
1. Разнообразие природы городских улиц.
2. Разнообразие природы парка.
З. Разнообразие природы реки.
4. Разнообразие природы луга.
— Обсудите дома со своими родителями, в какой день вы с ними сможете сходить на выбранный вами объект, что они будут делать, как будут помогать вам. 5. Физкультминутка 6. Рефлексия
— Понравился ли вам урок? Чем?
— Заинтересовала ли вас тема проекта?
7. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
домашнее задание
В течение недели приготовить проект и выступить на следующем уроке.


Урок 22. Размножение и развитие животных.
Цель: познакомить с размножением и развитием животных
Планируемые результаты: учащиеся научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе; узнают, как развиваются и размножаются животные.
Ход урока
1. Организационный момент
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания– Давайте вспомним, в какие основные группы учёные объединяют животных. (Насекомые, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие. А также черви, моллюски, паукообразные, ракообразные.) – А в какие группы можно объединить животных, учитывая то, чем они питаются? (Растительноядные, плотоядные, всеядные.) Слайд 2 – Приведите примеры. – В какие группы можно объединить животных по способности жить и размножаться в неволе? (Дикие и домашние животные.) Слайд 3 3.Самоопределение к деятельности– Нам нужна новая рубашка. Что мы делаем? (Покупаем новую рубашку или шьём её сами.) – Нам нужна трава на газоне перед домом на даче. Что мы делаем? (Сеем семена, растим, поливаем.) – Верно, чтобы получить новый предмет, человек изготавливает его из других материалов. Чтобы получить новое растение, мы выращиваем его: сеем семена, сажаем луковицы, закапываем клубни, берём отростки и т.д. (в зависимости от способа размножения). Животные, как и все другие живые существа, размножаются. Сегодня мы поговорим о том, какие особенности размножения и развития характерны для разных групп животных. 4. Работа по теме урока– А следующий мой вопрос подведёт нас к новой теме. Давайте попробуем, вспомнив предыдущий материал, ответить на вопрос: на какие группы можно разделить животных, учитывая способы размножения? (Яйцекладущие; животные, которые мечут икру в воду; живородящие.) Слайд 4 Слайд 5

Слайды 6–14 – У насекомых есть самцы и самки. Таким образом, насекомые – раздельнополые обитатели нашей планеты. Как у большинства видов живности, самцы и самки насекомых имеют различия, которые могут выражаться, например, яркой окраской, размерами – самцы чаще всего больше, однако бывают и исключения. – Это, конечно же, необходимо, чтобы самка и самец могли найти друг друга. Разные насекомые ведут поиски совершенно по-разному. Кто-то поет песни-серенады, а кто-то светится, как маленький фонарик, как, например, жучки-светлячки. Некоторые насекомые испускают запахи, иногда ароматные (брюквенницы пахнут листьями лимона), а иногда не очень приятные для человеческого носа. – Итак, самка и самец нашли друг друга. Самка отложила яйца. Думаю, теперь пришла пора узнать, как же будет происходить дальнейшее развитие будущего насекомого. Предлагаю провести наблюдения за бабочкой под названием адмирал. Отложив яйцо на лист кормового растения, самка больше не тревожится за дальнейшую судьбу своего потомства. Она не следит за тем, как из яйца появится личинка (у бабочек она называется гусеницей). Это очень прожорливое существо, которое совсем не похоже на своих родителей. Гусеница усиленно питается, растёт и линяет. Через некоторое время наступит следующий этап развития: гусеница превратится в куколку. Это и впрямь неподвижная куколка, которая прикрепляется к поверхности листа и ждёт очередного этапа – появления взрослого насекомого. Итак, давайте создадим схему развития насекомого на примере бабочки адмирал. (Яйцо, гусеница, куколка, взрослое насекомое.) Здесь нужно заметить, что не все насекомые идут по такому пути развития. Среди представителей этой группы животных встречаются и такие, у которых не бывает стадии куколки, а личинка похожа на взрослое насекомое. Например, это кузнечики и стрекозы. Размножение и развитие рыб.Чтобы иметь представление о размножении и развитии рыб, давайте несколько подробнее познакомимся с жизнью горбуши. В брачный период у самца горбуши изменяется окраска, искривляются челюсти, а на спине вырастает горб. Самка при этом не изменяется.

Самка вымётывает в воду икру, а самец поливает её молоками. Из каждой отдельной икринки может развиться личинка. Из личинки развивается малёк, а из малька – взрослая рыба. Слайды 15–19 – Сравните личинку, малька, взрослую рыбу горбуши. Найдите сходства и различия. Размножение и развитие птиц.– Давайте, основываясь на своём жизненном опыте, попробуем составить цепочку развития птицы. (Яйцо, птенец, взрослая птица.) – Молодцы! И здесь необходимо обратить внимание на следующие особенности развития птиц. Все птицы размножаются на суше. Большинство птиц строит гнёзда. Птицы насиживают яйца, согревая их теплом своего тела. Родители вскармливают птенцов и защищают от врагов. Слайды 20–21 Размножение и развитие млекопитающих.– Только что мы сделали вывод, что птицы – очень интересная группа животных, которая заботится о своём потомстве. А какая ещё группа животных заботится о своём потомстве? (Млекопитающие.) – Правильно. Давайте сделаем вывод. Млекопитающие рождают живых детёнышей. Мать выкармливает их молоком, ухаживает за ними, охраняет, обучает добывать пищу, защищаться от врагов. Слайды 22–23 5.Физкультминутка. 6. Закрепление изученного материала. Выполнение заданий в рабочей тетради. № 1, с. 48, № 3, с. 48 – 49 7. Рефлексия Проверь себя, с. 104

8. Итог урока.– Как называется личинка бабочки? (Гусеница.) – Кто развивается из личинки рыбы? (Малёк.) – В чём сходство размножения птиц и насекомых? (Откладывают яйца.) – В чём сходство размножения птиц и млекопитающих? ( Заботятся о потомстве.) Домашнее задание с. 100-105, зад. № 2, 4 - 5, 48 - 50

Урок 33. Дыхание и кровообращение
Цель: познакомить с дыхательной и кровеносной системами человека
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс.
Оборудование: картинки с изображением органов пищеварительной системы человека; демонстрационные таблицы «Органы дыхания», «Органы кровообращения».
Ход урока
1. Организационный момент
II. Актуализация знаний.— Какие питательные вещества человек получает с пищей?
— Из каких органов состоит пищеварительная система?
— Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?
— Расскажите о правилах рационального питания.
III. Самоопределение к деятельности
Попробуйте на минуту закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Вы сразу почувствуете что вам необходимо глубоко вдохнуть. Это, оставшись без кислорода, взбунтовал клетки. Они кричат: «Пришлите нам кислород. Иначе все погибнем от голода!
— Может ли человек обойтись без воздуха? (Только в течении нескольких минут.)
Сегодня на уроке будем говорить о дыхании и о движении крови.
IУ. Работа по теме урока
1. Беседа Дыхательная система
— Какой состав имеет воздух? (Кислород, углекислый газ, азот)
— Какой газ необходим для дыхания? (Кислород.) Всю жизнь человек дышит — вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в легкие. Все эти органы составляют дыхательную систему.
(Учитель вывешивает на доске демонстрационную таблицу «Органы дыхания». Ученики по таблице находят носовую полость, трахею, бронхи, легкие и запоминают их расположение.)
— Посмотрите на таблицу, скажите, с какого органа начинается путь воздуха в организм. (С носовой полости.) Воздух, попав в носовую полость, проходит по множеству извилистых каналов. Поверхность каналов усеяна множеством крохотных ресничек. К ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки. Вытри нос изнутри, после того как пройдешь по пыльной дороге. Темное пятно на платке покажет, сколько пыли осело в носу. Благодаря кровеносным сосудам в носовой полости жарко, как в духовке. Согретый и очищенный воздух продолжает свой путь и попадает в дыхательное горло.
— Как по-другому называется дыхательное горло? (Гортань.) Гортань переходит в трахею. Трахея разветвляется на два бронха Изнутри они покрыты крохотными ресничками. Эти влажные реснички захватывают пылинки, которым удалось проскользнуть вместе с воздухом через трахею. В легкие должен поступать только совершенно чистый воздух, вот бронхи и выполняют обязанности фильтра. Бронхи ведут в легкие.

Легкие представляют собой две большие розовые губки. Они состоят из бесчисленного множества крохотных легочных пузырьков — альвеол. Всего в легких взрослого человека почти 300 млн пузырьков. Если бы удалось расправить их оболочки и соединять вместе, то получилась бы такая громадная пленка, что закрыла бы целиком волейбольную площадку площадью 100 м2. Легкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то за одну ночь подняли бы полтонны воды на высоту второго этажа.
2. Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст «О дыхании» на с. 144—145.
— Как устроена и работает дыхательная система?
— Как выглядят трахея и бронхи?
— Из чего состоят легкие?
— Какова роль легочных пузырьков? (Забирают частицы кислорода и отдают частицы углекислого газа.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с.64).
—Прочитайте задание. Заполните пропуски в тексте. (Носовая полость, трахея, бронхи, легкие составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ.)
№ 2(с. 64).
— Прочитайте задание. Укажите стрелками органы.
№ 3 (с. 64). — Прочитайте задание.
— Укажите последовательность прохождения воздуха при вдохе по органам дыхания красным карандашом
— Укажите последовательность прохождения воздуха при выдохе по органам дыхания синим карандашом
4. Беседа «Движение крови»
Легкие обогатили кровь кислородом Что же с ней происходит дальше? Дальше кровь несет этот кислород ко всем клеткам организм
(Учитель вывешивает на доску демонстрационную таблицу «Органы кровообращения»)
— Обратите внимание, что кровеносные сосуды окрашены в 2 цвета. Кто знает, почему? (Кровь, богатая кислорода красная, а богатая углекислым газом — синяя.)
— Главный орган системы кровообращения — сердце. Что произойдет, если стук сердца прекратится7
Как узнают: человек жив или умер? Прежде всего прислушиваются, бьется ли сердце. Сердце остановилось — значит, человек мертв. Клетки и органы человека не могут жить без питания.
Сердце человека невелико. Это плотный мускульный мешочек размером немного больше кулака. Сожмите кулак — вот такое сердечко бьется у вас в груди. Ежедневно оно прокачивает примерно

10 т крови, то есть целую цистерну, равную массе двух огромных слонов.
— Почему оно не устает?
Потому что отдыхает. Протолкнет сердце кровь и отдохнет, протолкнет и отдохнет. Иначе не выдержать бы ему круглосуточной работы на протяжении всей жизни. Сердце наше имеет очень сложное строение, оно четырехкамерное, то есть состоит из четырех отделов — двух желудочков и двух предсердий. Кровь в сердце не смешивается, потому что между отделами есть «дверцы» — клапаны, которые открываются только в одну сторону.
— Когда сердце бьется тихо? (Когда человек спокоен, выполняет нетрудную работу.)
— Когда бьется сильнее? (Когда человек переживает, выполняет тяжелую работу, быстро бежит и т. д.)

— Было ли у вас состояние, когда сердце «готово выскочить из груди? Приведите примеры.
— Прочитайте в учебнике текст «О движении крови» на с. 145
— Какова роль крови в организме?
— Как устроена и работает кровеносная система?
— Зачем капелька крови, обежав весь организм, возвращается в сердце и отправляется в новое путешествие?
5. Практическая работа
— Рассмотрите в учебнике рисунок на с. 146.
— Прощупайте у себя на левой руке пульс. Каждый удар пульса соответствует удару сердца.
(Когда все ребята нащупают у себя на руке пульс, учитель засекает 15 секунд, а ученики считают количество ударов пульса за это время. Затем полученное число ударов умножают на четыре.)
— А сколько раз оно бьется за 10 минут? Посчитайте.
— Результаты запишите в рабочую тетрадь на с. 65 (№ 4).
(Учитель предлагает детям присесть 10 раз, подпрыгнуть 10 раз.)
— Подсчитайте теперь число ударов сердца. Какой вывод можно сделать?
Физкультминутка
УI. Закрепление изученного материала
— Допишите предложения.
• Трахея разделяется на ... (бронхи).
• При попадании крошек в дыхательные пути возникает ... (кашель)
• Главный орган кровеносной системы — ... (сердце).

УII. Рефлексия
— Что было особенно интересным на уроке?
УIII. Подведение итогов урока
— Назовите органы дыхательной системы.
— Назовите органы кровеносной системы.
Итак, дыхательная система снабжает организм кислородом. Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества.
Домашнее задание
Учебник прочитать текст нас. 144—146, ответить на вопросы раздела «Проверь себя на с. 146.

Урок 44. Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа
Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Обсуждение
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Как вы думаете, куда? (Ответы учеников.)
Мы будем путешествовать... по дороге в школу и говорить о нашей безопасности.
Каждое утро мы идем в школу по одной и той же дороге и давайте проверим вашу наблюдательность.
— Сколько раз вы переходите дорогу по пешеходному переходу?
— А сколько раз вне перехода? (Нельзя переходить пешеходного перехода.)

— Есть ли дорога более длинная, но не слишком загазованная?
— Какие дорожные знаки вы встречаете по дороге в школу?
2. Задания по рядам
1-й ряд. нарисуйте запрещающие знаки.
2-й рад, нарисуйте предупреждающие знаки.
3-й ряд, нарисуйте предписывающие знаки - Встречаются ли на вашем пути трансформаторные будки?
3. Обсуждение
— Сколько раз по дороге в школу вам встречаются крышки канализационных люков?
— Вы любите наступать на них? (На них нельзя наступать, так как крышка может быть неплотно закрыта и ты можешь упасть в люк.) — Как вы играете возле них? (Нельзя играть, заглядывать, стоять около будки.)
— Какие опасности живой природы вам встречаются по дороге в школу?
— Представьте ситуацию. Вы идете в школу. Вдруг на вас выбегает с лаем большая собака. У вас в руках портфель. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность.
1) Замахнуться портфелем и отогнать собаку; 2) убежать от нее;
3) закричать, отгоняя ее портфелем;
4) Упасть на землю;
5) остановиться, повернувшись к собаке боком;
б) подразнить собаку;
7) громко позвать хозяина;
8) если собака готовится к прыжку, закрыть горло и лицо согнутой в локте рукой;
9) сохранять спокойствие
э) при укусах промыть рану, отправиться к врачу по месту жительства.
(Ответ:5,7, 8,9, 10.)

III. Физкультминутка

IУ. Продолжение работы по теме урока
Проверочная работа
— Откройте учебник нас. 154. Найдите тест по разделу «Наша безопасность» — Ответьте на вопросы теста устно, обводя в кружок правильный, на ваш взгляд, ответ.
— Сверьтесь с ответами на «Страничках для самопроверки (с. 173).
— Оцените свои достижения с помощью данных на нас. 170.
У. Рефлексия
— Кто сомневался в правильности выполнения работы?
— Какое задание оказалось для вас наиболее сложным?
УI. Подведение итогов урока
— С каким чувством вы уходите с урока? Почему?

Урок 45. Для чего нужна экономика
Цель: раскрыть роль экономики в нашей жизни.
Планируемые результаты: учащиеся научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги, анализировать, обобщать, делать выводы.

Ход урока
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Самоопределение к деятельности
— Расшифруйте слово, записанное на доске. ИКОНОКЭАМ (Ответ: экономика.)
Сегодня на уроке будем говорить о роли экономики в нашей жизни.
4. Работа по теме урока
1. Беседа
Экономика
— Вспомните, что такое экономика. — Назовите отрасли экономики. ( Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.)
— Как отрасли связаны между собой? Проследите это, взяв за пример появление дома стакана молока.
— Какой элемент экономики мы еще не вспомнили? (Деньги.) Потребности людей
— Что нужно человеку для жизни и развития? (Вода, воздух, дом, школа, семья, друзья и многое другое.)
— Все, что нужно людям для жизни, называется потребностями. (Учитель записывает термин на доске.)
— Назовите ваши потребности.
(Учитель чертит на доске таблицу и вписывает названия потребностей)

Потребности
Естественные (природные) Общественные (отношения между людьми) Промышленные (материальные)
Воздух Семья Хлеб
Тепло Друзья Дом

— Откуда берутся воздух, тепло, вода, то есть естественные явления, в которых человек испытывает потребности? (Дает природа.)

— Откуда берутся семья, дружба, помощь, то есть общественные явления, в которых человек испытывает потребность (Формируются в общении между людьми.)
— Откуда берутся хлеб, дом, телефон, то есть предметы, которые изготовлены промышленным способом и в которых человек испытывает потребности? (дает экономика.)
Главная задача экономики — удовлетворить разнообразные потребности человека.
Товары и услуги
— Что производят люди для удовлетворения своих потребностей? (Товары.)
Товары — это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и многое другое.
(Учитель записывает термин на доске.)
— Но не все товары можно пощупать, потрогать. Ремонт стиральной машины — что это? (Услуга.)
Услуги— это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. Например стрижка в парикмахерской, стирка в прачечной, ремонт автомобиля в мастерской, проведение экскурсии в музее — все это услуги. Услуги — это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности.
2. Игра «Товар — услуга»
(Учитель читает предложения, дети называют: это товар или услуга.)

Вы зашли в аптеку, купили лекарство. (Товар.)
Вы летите в самолете. (Услуга.)
Вы смотрите концерт. (Услуга.)
Вы купили книгу. (Товар.)
— Прочитайте в учебнике текст на с. 39—40.
— Что называется потребностями?
— Назовите главную задачу экономики.

5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 21).
— Прочитайте задание. Найдите правильный ответ. Поставьте знак «+». (Все, что требуется людям для жизни, называют потребностями.)
(После выполнения задания проводится проверка.)
— Какие потребности человека удовлетворяет природа? (Потребности в воздухе, воде, свете солнца, красоте природы ит.д.)
— А для чего нужна экономика? (для удовлетворения разнообразных потребностей людей.)
№ 2(с. 21).
— Прочитайте задание. Составьте список своих потребностей.
— Подчеркните самые важные для вас.
(После выполнения задания проводится проверка.)
№ 3 (с. 21—22).
— Прочитайте стихотворение.
— Чего же нельзя купить?
— Продолжите список того, что нельзя купить.
(После выполнения задания проводится проверка.)
№ 4 (с. 22).
— Прочитайте задание. Найдите в учебнике определения терминов товары и услуги.
— Запишите их. (Товары — это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. Услуги — это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.)
(После выполнения задания проводится проверка.)
№ 5 (с. 22—23).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. Назовите товары, изображенные на рисунках. Отметьте их красным карандашом.
— Назовите услуги, изображенные на рисунках. Отметьте их зеленым карандашом.

— Составьте из них пары. Соедините товар и услугу линией
(После выполнения задания проводится взаимопроверка)
№ 6 (с. 23).
— Прочитайте задание. Приведите примеры товаров и услуг
— Выполните усложненное задание: нужно придумать пары «товар — услуга».
(После выполнения задания проводится проверка.)
№ 7 (с. 24).
— Прочитайте задание. Запишите не менее трех профессий людей, которые производят товары.
— Запишите не менее трех профессий людей, которые оказывают услуги.
7. Рефлексия
— Кто доволен своей работой?
— Какое задание было сложно выполнять?
— Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта, торговли?
— Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? В этом участвует экономика?
— Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики Докажите.
Итак, все, что требуется людям для жизни, называют потребностями. Удовлетворение разнообразных потребностей людей - главная задача экономики. Для этого производят различные товары и оказывают услуги.
8. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие из своих потребностей человек уд

Наши рекомендации