Обобщающие слова при однородных членах
Упражнение 232. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
1.1. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах как-то о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках и жеребцах (Г.). 2. На этом угольном столе поместилось вынутое из чемодана платье а именно панталоны под фрак панталоны новые панталоны серенькие два бархатных жилета и два атласных сюртука и два фрака (Г.). 3. Этим раскатистым заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все и сватовство и земное существование Беликова (Ч.). 4. Самолеты врага всюду бросают бомбы с подлейшей ненужностью ошалело на площадь на больницы на пустые школы на улицы на деревянные домишки предместий (Гладк.). 5. Наварин создал Нахимова-бойца выковал его за четыре часа на всю остальную жизнь дал ему законченную форму (Серг.-Ценск.). 6. Приметы связаны со всем с цветом неба с росой и туманами с криком птиц и яркостью звездного неба (Пауст.). 7. Петя бережно нес под мышкой свои драгоценности банку с заспиртованными морскими иглами и коллекции бабочек жуков ракушек и крабов (Кат.). 8. Лошади с заиндевевшими мордами и боками везли разный хозяйственный груз сено термосы с горячей пищей дрова (Аж.).
П. 1. Ни столба ни стога ни забора ничего не видно (Л.). 2. Но здравый смысл твердость и свобода горячее участие в чужих бедах и радостях словом все ее достоинства точно родились с ней (Т.). 3. В степи за рекой по дорогам везде было пусто (Л. Т.). 4. И старичок и я мы оба веселились (Пауст.). 5. На крокетной площадке на лужайке в беседке всюду та же неприязненная тишина то же безлюдье (Кат.). 6. Из подвалов и погребов из овинов и чуланов из печей и из-под шестков из подполья и с чердаков выползли отовсюду перепуганные стрельбой крестьяне (Фурм.). 7. Вся наигранная веселость самообладание сдержанность все покинуло Титка в этот момент (Шол.). 8. И башенному стрелку Батурину и механику-водителю Костюкову и радисту Орешко всему экипажу нашлось дело (Горб.).
III. 1. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения как-то муку пеньку мед и прочее но покупает только небольшие безделушки (Г.). 2. Все это шум говор и толпа людей все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу (Ч.)3.) Только нам троим отцу мне и Евсеичу было не грустно и не скучно смотреть на серое небо (Акс.). 4. Все это цвета блески звуки и запахи давило на глаза матери наполняло сердце неподвижной пестрой мутью унылой боязни (М. Г.).
5. Все цирковые существа женщины и мужчины лошади и собаки униформа и конюхи клоуны и музыканты точно старались перещеголять один другого (Купр.). 6. Разве все эти вещи карандаши в оправе записная книжка часы фотографический аппарат не говорят больше всяких слов об интересном госте? (Пришв.). 7. Все и этот голубой разлив реки и это небо и дали и пароход казалось огромным необъятным воздушным полным напряженного движения (Гладк.). 8. А снаружи все и оконницы и коньки и ворота оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы (Полев.). 9. Много интересных произведений рассказов очерков повестей опубликовано в последних номерах ежемесячных журналов.
Д л я с п р а в о к .
1. После обобщающего слова перед перечислением однородных членов предложения ставится двоеточие, например: В золотистой глубине леса отражались и замирали звуки труда: скрежет камня, шорох песка, гудки машин, лязг, вскрики (Кетл.). Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, например и т. п., то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие, например: Добрые люди понимали ее [жизнь] не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом (Гонч.). Если перед однородными членами нет обобщающего слова, то двоеточие ставится только в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует какой-либо перечень, например: Тут были Павел, чухонец, штабс-капитан Ярошевич,фельдфебель Максименко, красная фуражка, дама с белыми зубами, доктор (Ч.). Обычно это встречается в деловой и научной речи. Ср.: На заседании присутствовали: (дальше следует перечень фамилий); Для получения смеси нужно взять: (дальше перечисляются составные части).
2. После перечисления однородных членов перед обобщающим словом ставится тире, например: Гимнастерка, ремень портупеи, орден Красной Звезды, даже гвардейский значок — все это очень шло к ней (Полев.). Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово (словом, одним словом, короче говоря и т. п.), то перед последним ставится тире, а после него — запятая, например: Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени (Аре.).
3. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире, например: Везде: над годовой, под ногами и рядом с тобой — живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Г.). Вместо двоеточия ставится тире (таким образом, однородные члены оказываются выделенными с обеих сторон при помощи тире), если группа однородных членов имеет характер пояснения или уточняющего замечания, а логически выделяется предшествующее обобщающее слово, после которого предупредительная пауза отсутствует, например: Миллионы людей — французов, чехов, югославов, русских, украинцев, белорусов, узбеков, азербайджанцев — вдоль и поперек прошагали Европу и увидели фашизм во всей его наготе (Павл.). Если после однородных членов с предшествующим обобщающим словом по условиям контекста требуется постановка запятой, то тире после перечисления часто опускается, например: Многие стихийные бедствия испытали на себе люди: пожары, наводнения, засуху, но это не сломило волю человека к борьбе с природой.
Двоеточие перед однородными членами и тире после них сохраняются и в тех случаях, когда обобщающее слово в целях усиления его смысловой роли употребляется дважды перед перечислением и после него, например: Мне было охота почитать про все: и про травы, и про моря, и про солнце и звезды, и про великих людей, и про революцию — про все то, что люди хорошо знают, а я еще не знаю (Пауст.).
Упражнение 233 (повторительное). Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Объясните их постановку.
1.1. Там стены воздух все приятно (П.) 2. Меж ними все рождало споры и к размышлению влекло племен минувших договоры плоды наук добро и зло и предрассудки вековые и гроба тайны роковые (П.) 3. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась (Я.). 4. С грустью разлуки сливались во мне и неясные но сладостные надежды и нетерпеливое ожидание опасностей и чувство благородного самолюбия (П.). 5. Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома (Г.). 6. Я имею поручение как от судьи так равно и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем вашим (Г.). 7. У всякого была своя посуда для ягод у кого ведро у кого лукошко у кого бурак у кого кузов (Акс.). 8. Хороша развесистая белоснежная светло-зеленая веселая береза (Акс.). 9. Внизу передо мною пестреет чистенький новенький городок шумят целебные ключи шумит разноязычная толпа (Л.). 10. Вдруг две большие белые лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня (Т.). 11. Мне снилось: я шел по широкой голой степи, усеянной крупными угловатыми камнями, под черным низким небом (Т.). 12. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками бесконечными заборами купеческими необитаемыми каменными строениями (Т.). 13. Странный резкий болезненный крик раздался вдруг два раза кряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее(Г.).14. Под Лукашкой не то споткнулась не то зацепилась за траву лошадь (Л. Т.). 15. На большей части их лиц выражалась если не боязнь то беспокойство (Л. Т.). 16. И глаза и лица и голоса и движения и одежда и воздух и солнце все праздничное (Л. Т.). 17. Был я очень веселый бойкий малый да еще и богатый (Л.Т.). 18. Этот лес опасность старик со своим таинственным шепотом Марьянка со своим мужественным стройным станом и горы все это казалось сном Оленину (Л. Т.). 19. В груди у Веры камнем повернулось тяжелое злое чувство (Ч.). 20. Слезы ни к селу ни к городу опять полились из ее глаз (Ч.).
II. 1. Надя теща длинный нос судебного пристава подсудимый Глаша все это прыгает, вертится и уходит далеко (Ч.). 2. Я стал посещать музеи и галереи и читать книги (Ч.). 3. На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Кор.).
4. Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и сверкал и угасал и светился и уходил куда-то в бесконечность (Кор.). 5. Я стою перед ней [бабушкой] и глажу ее теплые мягкие мокрые руки (М. Г.). 6. Все это звуки и запах тучи и люди было странно красиво и грустно казалось началом чудной сказки (М. Г.). 7. Не любви прошу жалости (М. Г.). 8. Были это веселые сильные и смелые люди (М. Г.). 9. Серые землистые лица покрылись пятнами румянца раздражения и злобы (Сераф.), 10. Мы ели чисто мексиканские вещи сухие лепешки рубленое скатанное мясо с массой муки и целым пожаром перца до обеда кокосовый орех после манго (Маяк.). 11. Брали слово и старшие и помоложе и бригадиры и просто колонисты (Маяк.). 12. Людей всегда мучают разнообразные сожаления большие и малые серьезные и смешные (Пауст.). 13. Мальчик очутился в горячих душистых нежных объятиях тети (Кат.). 14. От детства ничего не осталось в памяти ни спектаклей ни цирка ни елки ни кинокартин ни даже вкуса чего-нибудь сладкого (Павл.). 15. Ни справа ни слева ни на воде ни на берегу никого не было (Гайд.). 16. Пашня заросла сильными живучими неприхотливыми травами (Шол.). 17. Немец ответил хриплым придушенным голосом (Сим.). 18. На белой тщательно отглаженной скатерти появилось медвежье мясо вяленая сохатина рыба голубица (Аж.). 419. Они не могли скрыть своего любопытства и спокойная Женя и смущенный Гудкин и другой техник из группы Кобзева и еще четверо незнакомых ему работников (Аж.). 20. И все это и река и прутья верболоза и этот мальчишка напомнило мне далекие дни детства (Пер.).
Упражнение 234 (повторительное). Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
I. 1. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям, и предсказаниям луны (П.). 2. Смотритель пошел домой ни жив ни мертв(П.). 3. Шум брань мычанье блеяние рев все сливается в один нестройный говор (Г.). 4. В них [пословицах] есть все издевка насмешка попрек словом все шевелящее и задирающее за живое (Г,). 5. За перегородкой появится босой длинноволосый трехлетний ребенок в одной рубашонке молча пристально поглядит на вошедшего и робко спрячется опять (Гот.). 6. Вообще так называемую природу леса горы озера и прочее он терпеть не мог (Гот.). 7. Вой волка восходил вверх печальными полутонами и задерживался долго на высокой напряженной пронзительной ноте (Акс.). 8. Напрасно упрашивал его Азамат согласиться плакал и льстил ему и клялся (Л.). 9. И вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный глухой голос (Т.). 10. Вид огромного весь небосклон обнимающего бора напоминает вид моря (Т.). 11. Он протягивал мне красную опухшую грязную руку (Т.). 12. На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити весенних паутин (Т.). 13. Он подвергался самым
разнообразным приключениям ночевал в болотах на деревьях крышах под мостами сиживал не раз взаперти на чердаках погребах и сараях лишался ружья собаки самых необходимых одеяний бывал бит сильно и долго но через несколько времени возвращался домой одетый с ружьем и собакой (Т.). 14. Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает (Н). 15. По широкой большой бесшоссейной дороге шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом (Л. Т.). 16. Народ выходил из станицы, кто на работу кто на реку кто на кордоны (Л. Т.). 17. События последнего года пожар Москвы и бегство из нее, смерть князя Андрея и отчаяние Наташи смерть Пети горе графини все это, как удар за ударом, падало на голову старого графа (Л. Т.). 18. И дорога и вдали видневшаяся черта Терека и станицы и народ все это Оленину казалось теперь не шуткой (Л. Т.). 19. Артем уже сделался лакеем а потом ни с того ни с сего управляющим (Станюк.). 20. Мастеровые в новых зипунах и армяках старики с палками бабы в пестрых платках босоногие ребятишки все слилось в одну массу (М.-Сиб.).
II. 1. Покажите всем, что эта неподвижная серая грешная жизнь надоела вам (У.). Квартира Александра хотя и просторна но не изящна и сумрачна (Ч.). 3. Река роща оба берега деревья и поле все было залито ярким утренним светом (Ч.). 4. Райские сумерки нежная молодая зелень с тенями запах сирени гуденье жуков тишина тепло как все это ново и как необыкновенно, хотя весна повторяется каждый год! (Ч.). 5. Защитник не получил ответа на свой вопрос да и не чувствовал надобности (П.). 6. И тихая скромная речка огласилась фырканьем плеском и криком (Ч.).
7. Мать слушала его слабый вздрагивающий и ломкий голос (М. Г.). 8. Из-под пола в эту сырую гнилую мокрую дыру несло холодом (М. Г.). 9. Лицо Николая и голос тепло и свет в комнате успокаивали Власову (М. Г.). 10. Никита Иваныч смотрит на него ласковыми добрыми и благодарными глазами (Сераф.). 11. Ясная светлая задумчивая улыбка улыбка тихого созерцания лежит на облаках на белых отражениях
гор на синеве неба на серебряно-светлой лениво-ласковой реке (Сераф.). 12. Мне захотелось застать медведя за едой где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки или на отдыхе (Пришв.). 13. Бегут говорливые дороги ни шатко ни валко, как встарь (Ес.). 14. Политический отдел бригады время от времени организовывал митинги как для красноармейцев так и смешанные (Фурм.).
15. Собрались танки вражьи у одного села не то на краткий отдых не то на новый сбор не то о планах новых затеяв разговор (Тих.). 16. Полуразрушенные дворовые постройки повисшая на одной петле ставня прогнившие ступеньки крыльца все говорило о том, что в доме нет мужских рук. (Шол.). 17. Но я как будто вижу перед собой эту картину тихие берега расширяющуюся лунную дорогу прямо от меня к баржам понтонного моста и на мосту длинные тени бегущих людей (Кае.). 18. Был серенький промозглый ветреный день (Полев.). 19. Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный поселок из палаток и самих людей (Аж.). 20. И сноп ржи и колун и кнут и верша и сама река все это были наши игрушки (Сол.).
Упражнение 235 (повторительное). Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным.
Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его ро-
дина. В нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.
Но в светлых глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа, В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости — словом, весь след своей духовной жизни. Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему родную природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель. Оно знакомит с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ.
(По К. Д. У ш и н с к о м у)