Правописание имен числительных
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ, ПОРЯДКОВЫЕ, ДРОБНЫЕ
Упражнение 121. Напишите прописью числа и цифровые обозначения.
L 8, 11, 17, 34, 68, 79, 327, 888, 1050, 100007, 2/3,7/8,
2. 8-й, 17-й, 34-й, 79-го, 327-му, 400-й, 668-м, в 1050-м, 23-тысячный, 200-миллионный.
Д л я с п р а в о к.
1. С л о ж н ы е количественные.числительные (состоящие из двух основ) пишутся с л и т н о: шестьдесят, семьсот.
С о с т а в н ы е количественные числительные пишутся р а з д е л ь н о; в них выделяется столько слов, сколько в числе имеется значащих цифр, не считая нулей, но с добавлением слов тысяча, миллион и т. п.; при этом учитывается слитное написание сложных числительных. Например: тридцать два (32), четыреста пять (405), три тысячи десять (3010).
Д р о б н ы е числительные (также и смешанные -числа) пишутся р а з д е л ь н о: три пятых (3/5).
2. Сложные и составные порядковые числительные пишутся так же, как и соответствующие количественные числительные: семнадцатый, семьдесят девятый, триста двадцать седьмой. Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно: тридцатипятитысячный, двухсотдвадцатипятимиллионный, двадцатиодномиллиардный (практически обычно используется цифровое обозначение с дефисным написанием: 35-тысячный и т. п., особенно при наличии сочетания с половиной). Слитно пишется слово двухсполовинный.
О падежной форме количественных числительных, образующих первую часть сложных слов, см. § 24.
3. У числительных пять — девятнадцать, а также двадцать и тридцать буква ь пишется на конце, а у числительных пятьдесят — восемьдесят и пятьсот — девятьсот — в середине слова (между двумя основами).
Упражнение 122. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Вос...милетнее образование в нашей стране является обязательным. 2. В соседней школе имеются три параллельных сед...мых класса. 3. Каждого ученика снабдили четырьмя тетрадями. 4. Наши филателисты ведут переписку с вос...м...юдесят..ю вос...м...ю странами. 5. Пешеходы шли по об...им сторонам улицы. 6. В личной библиотеке студента имеется не то трист..., не то четырест... книг по различным вопросам техники. 7. Раньше учащиеся оканчивали оди...адцать классов. 8. В большинстве стран мира принята десят...ричная система исчис-
ления.
Упражнение 123. Прочтите текст вслух; числа ставьте в соответствующей падежной форме.
В этом учебном учебном году старшеклассники проходили трудовую подготовку в 1360 учебных цехах и на 1959 производственных участках промышленных предприятий — это в общей сложности 68 734 рабочих места. Непосредственно при школах работали 3 113 учебно- производственных мастерских, рассчитанных на 89 041 рабочее место, и 16 709 учебных мастерских — на 482 517 рабочих мест.
Упражнение 124. Перепишите, заменяя цифры словами.
1. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами. 2. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами. 3. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей. 4. Конькобежные состязания для мужчин проводятся на дистанциях 500, 1500, 5000 и 10 000 метров. 5. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина победила молодая спортсменка с результатом 128,55 балла. 6. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800. 7. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334. 8. Колхозный фруктовый сад разбит на 690 гектарах. 9. Книга издана с 83 иллюстрациями. 10. В финале баскетбольных соревнований команда-победительница выиграла со счетом 78:67.
Упражнение 125. Образуйте от количественных числительных порядковые.
17, 90, 100, 200, 2000, 25 тысяч, 425 тысяч, 375 миллионов, 21 миллиард.
Упражнение 126. Образуйте от приводимых ниже сочетаний сложные прилагательные.
20 граммов, 172 килограмма, 3 часа, 4 километра, 8 литров, 11 метров, 21 минута, 38 дней, 2500 лет.
ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Упражнение 128. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Н...кто в Запорожье н...чем не заводился и н...чего не держал у себя: все было на руках у куренного атамана (Г.). 2. Н...кто не мог сказать, чем Дикий Барин живет; он н...каким ремеслом не занимался, н... к кому не ездил, не знался почти н... с кем, а деньги у «его водились. Он жил, словно н...кого вокруг не замечал и н... в ком не нуждался (Т.). 3. Всему велся очень точный учет: вся компания жила твердой мыслью, что н...кто н... у кого не в обиде, н...кто н...кому не должен (Черн.). 4. Ему [Оленину] было прохладно, уютно; н... о чем не думал он, н...чего не желал (Л. Т.). 5. По-видимому, он н...кого не боялся, н...чем не стеснял себя и, вероятно, совсем не интересовался мнением Егорушки (Ч.). 6. На земле и на небе было спокойно, и н...что не предвещало непогоды (Ар.). 7. Я н...кому не мешал и не нужен был н...кому (Гладк.). 8. Н...какая сила не могла удержать Сережу Брузжака в подвале (Я. О.). 9. И вдруг увидела н...что такое, что заставило ее умолкнуть {Казак.). 10. Он никогда н... в чем н...кому не отказывал, но и н...чего не давал (Рыб.).
Для с п р а в о к. У отрицательных местоимений под ударением пишется не (то же у неопределенных местоимений), без ударения — ни.
Упражнение 129. Перепишите, раскрыв скобки.
1. Не презирай совета (ни) чьего, но прежде рассмотри его (Кр.). 2. Унынья моего (ни) что не мучит, не тревожит (Л.). 3. После обеда (ни) кто и (ни) что не могло отклонить Обломова от лежания (Гонч.). 4. К обеду Герасим пришел, поел и ушел опять, (ни) кому не поклонившись (Т.). 5. Жил (не) кто господин Долгов с женой и дочкой Надей (Я.). 6. Тема после болезни отдался ощущениям совсем иной жизни, жизни (ни) (в) чем не схожей с прежней жизнью (Гар.-Мих.). 1. (Ни) какой спор, (ни) какие развлечения и игры не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекции (Ч.). 8. (Не) (с) кем словом перемолвиться, кругом лес да вода (Сераф.). 9. В городе (ни) кто не спал (А. Н. Т.). 10. Просьбы об оставлении Федора (ни) (к) чему не привели (Фурм.). 11. Он выяснил, что подходящих детей нет и завести приятное знакомство почти (не) (с) кем (Кат.). 12. (Ни) кто не любит так белый цвет, как шахтеры, и (ни) кто так не любит зелень (Горб.). 13. Трудно вести разговор (ни) (о) чем (Кон.). 14. Заскучаешь без меня, (не) (на) кого будет ворчать (Саян.). 15. С транспортом оставили совсем мало ездовых, по одному на(не) сколько подвод (О. Гончар).
Д л я с п р а в о к. У отрицательных местоимений не и ни пишутся слитно при отсутствии предлога (никто, нечего) и раздельно при наличии предлога, который ставится между частицей и местоимением, в результате чего образуется сочетание из трех слов (ни в ком, не с чем).
Упражнение 130. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные частицы не и ни.
1. Спереди Рейнский водопад (...) что иное, как невысокий водяной уступ (Жук.). 2. Сей неизвестный собиратель был (...) кто иной, как Мериме (П.). 3. (...) что иное не трогало его (П.). 4. Имя Дубровского было во всех устах. Все были уверены, что он, а (...) кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 5. Всякий дом есть (...) что иное, как поселенная единица (С.-Щ.). 6. Оказалось на поверку, что «человечек» (...) кто иной, как отставнойтгриказный (С.-Щ.). 7. Благосостояние состояло (...) в чем ином, как в спокойном порядке (Пом.). 8. Самое большое счастье было в том, что (...) кто другой, а именно он, Тема, первый увидел, что цветок расцвел (Гар.-Мих.). 9. И вдруг понял, что это в лесу (...) кто другой, а глухарь запел (Пришв.). 10. На мгновение ему показалось даже, что это (...) кто иной, как Валько, мог дать Володе Осьмухину такое задание (Фад.). 11. (...) кто другой, кроме диверсантов, не мог совершить поджога. 12. Больному может помочь только полный покой, и (...) что иное.
Д л я с п р а в о к. Сочетания не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как имеют значение противопоставления, поэтому в них пишется частица не. Противопоставление может быть выражено не только союзом как, следующим за указанными местоименными сочетаниями, но и союзом а, предшествующим этим сочетаниям (Разрешение вправе дать директор, а не кто иной). В предложениях с этими сочетаниями другого отрицания нет.
Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) не связаны с противопоставлением и, как правило, употребляются в предложениях, где имеется отрицание (Никто иной более высоких результатов не добьется), реже в предложениях без отрицания, в присоединительной конструкции (Точный диагноз может поставить только специалист, и никто иной). В этих сочетаниях используется частица ни, которая пишется слитно с местоимением.
Упражнение 131. Перепишите, раскрыв скобки.
1. (Ни) кто и (ни) что его не тревожило. 2. Нельзя было установить (ни) кто это сделал, (ни) что руководило преступником. 3. В помещении (ни) кого не оказалось. 4. Заведующий клубом долго не мог решить (ни) кого из артистов пригласить на вечер, (ни) какие произведения современных композиторов включить в программу. 5. Молодой человек не хотел быть обязанным (ни) кому и (ни) чему. 6. До последней минуты соревнований нельзя было угадать (ни) кому достанется первый приз, (ни) кем будет установлен новый всесоюзный рекорд.
Для с п р а в о к. Следует различать отрицательные местоимения, которые при отсутствии предлога пишутся слитно с частицей ни (никто, ничто, никакой и др.), и вопросительно- относительные местоимения (кто, что, какой) в сочетании с предшествующей частицей ни: эти сочетания встречаются в придаточных предложениях, причем ни выступает в функции союза и обязательно повторяется. Ср. образование подобных конструкций: Я не помню ни того, что он сказал на собрании, ни того, что ему ответили другие. — Я не помню ни что он сказал на собрании, ни что ему ответили другие.
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Упражнение 132. Перепишите текст, ставя, где нужно, дефис.
1. К кому то принесли от мастера ларец (Кр.). 2. Вдруг завизжала дверь на блоке и задрожал пол от чьих то шагов (Г.) 3. Кое в чем его упрекали, но совершенно напрасно (Купр.). 4. Он [Дерсу] хотел что то сказать, о чем то спросить и, видимо, не решался (Ар.). 5. Мелькнула стайка чирков и еще каких то больших уток (Пришв.). 6. Ему казалось, он уже понял сущность искусства лучше, чем кто либо другой (Фад.). 7. Как только на день, на два, бывало, придется остановиться и ждать чего нибудь, Чапаева не узнать (Фурм.). 8. Нынче вечером я еду на юг, перед отъездом я решил кое что сделать для вас (Никул.). 9. Ты еще увидишь, кое кому мое предложение придется не по вкусу (Аж.).
Упражнение 133 (повторительное). Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание отрицательных и неопределенных местоимений.
В 1812 году в России буш...вала народная война. Крестьяне-партизаны яростно боролись против французских полчищ. Из руководителей партизанского движения особенно славился своей отвагой Александр Фигнер. В нем обнаружились замечательные качества русского солдата: пр...зрение к опасностям, беспр...мерная находчивость и присутствие духа. Н...какие препятствия не останавливали его, н... с какими трудностями он н... считался, н...чем н...льзя было сломить его н...пр...клонную волю. Фигнер умело пр...следовал врагов и настигал их совершенно неожиданно. Днем он искусно прятал свой отряд в лесную глуш... или какое либо другое отдаленное место, а поздно вечером переодевался французом или итальянцем и со своим трубачом ехал к н...приятельским форпостам.
Он знал немецкий язык, французский, итальянский, молдавский, и н...кто не мог распознать в нем русского. Явившись к н...приятелю, Фигнер делал выговор караулу за н...внимательность и сообщал кому нибудь из дозорных, что невдалеке располагается отряд казаков. В другом месте он объяснял, что русские заняли такую то деревню. Н... в чем н... сомневаясь, французы перегруппировывали свои силы согласно приказу, якобы данному кое кем из высшего начальства, а часов в одиннадцать-двенаддать в н...приятельском расположении поднимался переполох, и французы не могли досчитаться двухсот или трехсот своих солдат. Это действовал н... кто иной, как Александр Фигнер.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ
ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ
Упражнение 135. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Темнеют лазурные своды, прохладная стел...тся тень (Жук.). 2. Посмотр...шь на дельца иного: хлопоч...т, меч...тся, ему дивятся все (Кр.). 3. Слышно, плещ...т лишь волна, и колыш...т повиликой тихо веющий зефир (П.). 4. Сыпл...тся величественный гром украинского соловья, и месяц заслушался его посреди неба. Как очарованное дремл...т на возвышении село (Г.). 5. Когда услыш...шь или увид...шь кое-что новое и любопытное, то захоч...шь услышать и увидеть продолжение (Акс.). 6. Тихо зыбл...тся зеленая рожь (Т.). 7. Наплакавшись, кол...т и рубит дрова молодая вдова (Н.). 8. Дурной тяжелый воздух делается из того хорошего воздуха, каким мы дыш...м (Л. Т.). 9. Они не жадны, не душ...т друг друга, не коп...т денег (М. Г.). 10. Идет Иван, сиянием брезж...т. Шагает Иван, прибоями брызж...т (Маяк.). 11. Больно щипл...т нос и щеки лунный мороз (Гладк.). 12. Тонкий многоцветный аромат устойчиво держ...тся, над садами до голубых потемок (Шол.). 13. Дремл...т хаты, гасн...т день (Исак.). 14. В письмах все не скажется и не все услыш...тся (Сим.). 15. Они просто жили и просто боролись, не думая, что они бор...тся и совершают что-нибудь необыкновенное (Кат.). 16. Под мостом курлыч...т речка, днем неслышная совсем (Твард.).
Д л я с п р а в о к.
Различается написание личных окончаний у глаголов настоящего или будущего простого времени в зависимости от типа спряжения:
а) глаголы I спряжения имеют окончания: -у(ю), -ешь, -eт, -ем, -eтe, -ут(ют);
б) глаголы II спряжения имеют окончания: -у(ю), -ишь, -и/я, -им, -ите, -ат(ят);
Спряжение глаголов определяется двумя способами: по личному окончанию, если оно ударное: петь — поют (I спр.), спать — спят (II спр.) и по суффиксу неопределенной формы, если личное окончание безударное.
Из числа глаголов с безударным личным окончанием ко II спряжению относятся:
а) глаголы на -ить в инфинитиве (строить, готовить);
б) глаголы-исключения: брить, зиждиться, зыбиться (бреешь — бреют, зиждется — зиждутся, зыблется — зыблются), вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать, а также производные
от них.
Остальные глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ать, -еть, -уть, -оть, с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению: читать, лаять, тянуть, молоть.
П р и м е ч а н и я.
1. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и в форме прошедшего времени (стелил), личные формы образуются от глагола I спряжения стлать (стелешь — стелют).
2. Глагол брезжить относится к разноспрягаемым, т.е. имеет окончания I и II спряжений, употребляется в двух формах: брезжит — брезжут.
3. Глаголы типа выздороветь, заиндеветь, опротиветь, плесневеть изменяются по I спряжению: выздоровеешь, выздоровеем и т.п.
Упражнение 136. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.
1. Бездонной кадки водою не наполн...шь. 2. Где стро...шь, там и ро...шь. 3. Как постел...шь, так и высп...шься. 4. Конь вырв...тся — не догон...шь, слова сказаного не ворот...шь. 5. Кто говорит, тот се...т, кто слуша...т, тот пожина...т. 6. Не по словам суд...т, а по делам. 7. Ноги нос...т, а руки корм...т. 8. Одной рукой и узла не завяж...шь. 9. Пашню паш...т — руками не маш...т. 10. Пожале...шь лычка — не увяж...шь и ремешком. 11. Потерянного времени не ворот...шь. 12. Правда глаза кол...т. 13. Пустая мельница и без ветра мел...т. 14. Работа и корм...т и уч...т. 15. Розы колется, а пчелы жал...тся. 16. Скаж...шь — не ворот...шь, напиш...шь — не сотрешь, отруб...шь — не пристав...шь. 17. Словами, что листьями, стел...шь, а стеблем в глаза кол...шь. 18. Соловья баснями не корм...т. 19. Чего не поищ...шь, того и не сыщ...шь.
Д л я с п р а в о к.
Различаются близкие по звучанию формы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения и формы 2-го лица множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения типа стукните и стукнете. Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и- (2-е л., ед.
ч.) и конечного -те (мн. ч.): пишите; в изъявительном наклонении глагол имеет окончание в зависимости от спряжения.
Упражнение 137. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в окончаниях будущего времени и повелительного наклонения.
1. Вышл...те нужную мне справку заказным письмом. Если вышл...те в ближайшие дни, я получу ее своевременно. 2. Когда выбер...те подходящие для себя книги, библиотекарь запишет их в ваш абонемент. Выбер...те не больше трех книг.
3. Вытр...те пыль с письменного стола. Когда вытр...те, возьмете лист почтовой бумаги и напиш...те ответное письмо. 4. Наполн...те свою авторучку синими чернилами. После того как наполн...те, не забудьте закрыть пузырек пробкой.
5. Хотя здесь шумно, но если вы крикн...те, я услышу. Крикн...те только погромче. 6. Вы на второе полугодие выпиш...те те же газеты? Вышли...те, пожалуйста, и для меня. 7. Выйд...те все на несколько минут из комнаты. После того как вы выйд...те, помещение можно будет проветрить. 8. Если дверь будет заперта, стукн...те или окликн...те кого-нибудь из нас. Как только вы стукн...те или окликн...те, вам откроют. 9. Прыгн...те еще раз? Пожалуйста, прыгн...те, у вас это хорошо получается. 10. Умолкн...те хоть на минуту! Пока не умолкн...те, я рассказывать не буду. 11. Выруч...те меня и на этот раз. Если выруч...те, я буду считать себя вашим неоплатным должником. 12. Лодку заливает водой, выгреб...те скорее к берегу. 13. После того, как выгреб...те жар из печки, перенесите горящие уголья в жаровню. 14. Вымет...те мусор; в комнате станет чище, когда вы вымет...те окурки и крошки на полу.