Духовная культура раннеродовой общины.

У охотников, рыболовов и собирателей накапливались практические полезные знания об окружающей их природной среде: они хорошо знали топографию своей промысловой территории, пути передвижения и повадки животных, умели читать следы, хорошо ориентировались на местности, предсказывали изменение погоды. Собирательницы знали множество видов съедобных растений, их полезные и вредные свойства. Существовали медицинские знания: умели залечивать переломы, вывихи, раны, умели удалять больные зубы, лечить простуду, нарывы, укусы ядовитых змей, умели останавливать кровотечение. Для лечения применялись растения, жир животных, глина, зола, смола; использовались такие физические процедуры, как массаж, компрессы, кровопускание. Психическая сторона лечения была не менее важна, чем физическая: знахари часто совершали какие-либо действия, которые должны были устранить внутреннюю причину болезни, например, изгнать злых духов, снять «дурной» глаз. Для защиты от злых духов носили амулеты, обереги.

Знания, требовавшие абстрактного мышления, а не практического, развивались медленнее. Что касается счета, то обозначений для чисел было обычно не больше пяти, а то и меньше: например, вместо «пять» говорили «три и два». Числа соотносились с определенными предметами: не просто «три», а «три лодки», «три камня», «три копья». В основе счисления обычно были числа 5 и 10, то есть количество пальцев на одной и обеих руках. Определенных мер расстояния и времени не было. Расстояние измерялось днями пути, количеством переходов, полетом копья или стрелы, а также длиной частей тела. Измерение времени связывалось с положением луны, солнца, а также с хозяйственными сезонами.

Можно назвать следующие виды первобытного искусства. Во-первых, мелкая пластика – это небольшие скульптурные изображения животных и людей из камня и кости. Изображения животных были реалистичными и представляли тех животных и птиц, на которых люди охотились и которые могли быть их тотемами. Изображения людей представлены женскими статуэтками, которые часто называют «палеолитическими Венерами» с подчеркнутыми признаками пола (большие груди, живот, таз, бедра) и слабо выраженными, едва намеченными, чертами лица. Считается, что женские статуэтки отражают культ матери-прародительницы Существовала пещерная и наскальная живопись. Рисунки делалась природными красками – охрой, углем, мелом, то есть были многоцветными. Характерны были реалистичные изображения животных. Рисунки, скорее всего, были связаны с охотничьей магией. Устное народное творчество существовало в форме песен, назидательных рассказов, сказок, мифов. Мифология для первобытных людей являлась формой осмысления окружающего мира, мифы объясняли происхождение мира, животных, природных явлений, человека. Существовали разные виды танцев: бытовые, ритуальные, охотничьи, военные; мужские и женские. Танцы обычно были коллективными и изображали какие-либо сцены (имитировали охоту, хозяйственную деятельность, половые отношения). Во время танцев могли применяться маски. Были известны простейшие музыкальные инструменты: духовые (трубчатые кости с боковыми отверстиями, просверленные рога), ударные (дощечки для отбивания такта, колотушки, натянутый кусок кожи – прототип барабана), щипковые (их прототипом была, вероятно, тетива лука).

Для ранних форм религии характерно то, что люди не отделяли себя от природы, от окружающего мира. Можно назвать следующие виды религии. Во-первых, тотемизм – вера в существование тесной связи с тотемом. Тотем– это какое-либо животное, растение, явление природы, которое считалось кровным родственником, а позднее – предком определенной группы людей. Род носил имя своего тотема. Например, у австралийских аборигенов тотемами могли быть кенгуру, эму, валлаби, какаду, ящерицы, ветер. Тотемное животное запрещалось убивать, тотемное растение запрещалось употреблять в пищу, так как нельзя было причинять вред тотему. Кроме родовых, могли быть и личные тотемы. Во-вторых, анимизм– вера в души, заключенные в тела, и духов, которые могут существовать сами по себе. Одушевлялись все животные, растения, минералы, явления природы. Существовало представление о душах умерших людей, о злых и добрых духах. Первобытные люди объясняли многие из физических и умственных состояний теорией отлетания души. Например, южные австралийцы говорили о человеке, находящемся в бесчувственном или бессознательном состоянии, что «он без души». Алгонкинские индейцы считали, что болезнь происходит оттого, что душа больного отделена от его тела. Во всех случаях, когда мы говорим, что человек был болен и выздоровел, они говорят, что «он умер и вернулся». Вот почему в разных странах возвращение потерянных душ составляет обычную практику колдунов [17, с. 150-151]. В-третьих, фетишизм– вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Фетишем могло стать, например, оружие, принесшее охотнику большую добычу, дерево, насытившее людей после долгой голодовки, пещера, укрывшая их от непогоды или от диких зверей. Позже фетишем мог быть специально изготовленный культовый предмет. Первобытные люди верили в магию, магия– вера в возможность особыми, необычными способами воздействовать на окружающее и связанные с этой верой в действия. Например, первобытные люди верили, что с помощью определенных действий и слов они могут обеспечить себе удачную охоту, вызвать дождь, прекратить бурю, вылечить больного. Различают «белую» (охранительную) и «черную» (вредоносную) магию. Инструментами магической практики могли служить, например, камни, кристаллы, человеческие кости. Специалистов по «белой» магии в этнологии принято называть знахарями, по «черной» – колдунами.



Наши рекомендации