Глава 2. Раннеродовая община.
Глава 2. Раннеродовая община.
Хозяйственная жизнь раннеродовой общины.
Для раннеродовой общины характерно простое присваивающее хозяйство (человек ничего не производил сам, а брал все у природы). Основными занятиями людей были охота, собирательство и рыболовство. Охотав верхнем палеолите носила загонный, облавный характер. Охотились на крупных стадных и нестадных животных (мамонты, шерстистые носороги, бизоны, лошади, олени, кабаны, львы, пещерные медведи и др.; в Австралии – гигантские сумчатые), на мелкую дичь. Оружием для охоты служили копья, дротики, копьеметалки, палицы. В мезолите происходит таяние ледников, резко меняется климат и животный мир. Крупные животные вымерли. Человек стал охотиться на менее крупных и более быстрых животных, поэтому характер охоты изменился: развивается охота маленькими группами или в одиночку, способами засады, выслеживания, подкрадывания к животному. Появляются лук и стрелы, духовые стрелометательные трубки, бумеранги. Интересно, что бумеранги применялись не только в Австралии, хотя обычно этот предмет ассоциируется именно с австралийцами. Бумеранги были двух видов: те, которые возвращались обратно, сделав круг, и те, которые просто улетали вдаль. По всей вероятности, бумеранг использовали прежде всего для того, чтобы испугать стаи птиц, потому что скользящая тень бумеранга напоминала летящего хищника. Птицы пытались спрятаться от него на земле, где их уже ждали охотники с луками и сетями. В этот период была приручена собака, которая помогала человеку на охоте. Что касается собирательства, то собирали съедобные коренья, злаки, плоды, ягоды, грибы, водоросли, яйца, насекомых, личинки, ракообразных, моллюсков. Значительную часть собранной пищи первобытные люди съедали сразу же, по принципу «из руки в рот». Съедобные корни, семена диких растений, твердые ядра косточек собиратели перед употреблением дробили камнями на каменных плитах. В мезолите, по сравнению с палеолитом, значение собирательства возросло, особенно для тех районов, которые освободились от ледников. Роль собирательства в жизни людей напрямую зависела от природной зоны, в которой они проживали: в пище людей субтропических районов растительные продукты составляли свыше 50%, а в арктическом поясе они практически отсутствовали. Большое значение имела растительная пища в питании грудных детей, если у матери было недостаточно молока и позже, до появления зубов. И в новейшее время аборигены Австралии и Новой Гвинеи кормили детей кашицей из размельченных растений [10, с. 62]. Орудиями собирательства были землекопалка, скребки и заостренные палочки для вскрытия моллюсков, специальные лопатки для отделения моллюсков от скал. Существовали рыболовство и морской зверобойный промысел (охота на тюленей, больших морских черепах). Орудиями рыболовства служили крючки, гарпуны, остроги, сети, лук и стрелы. Использовались также лодки и весла. Применялись запруды, плетеные ловушки, лески со скользящей петлей.
Орудия труда в период раннеродовой общины изготовлялись из камня (скребки, резцы, ножи, тесла, долота, топоры, проколки, шилья), дерева, кости и рога, раковин (гарпуны, рыболовные крючки, иголки, шилья, палки-копалки, копья, дротики, копьеметалки). В мезолите широко распространяются составные орудия: рукоятка делалась из дерева или кости, вставки в рукоятку – из камня (микролиты – маленькие каменные вкладыши в составные орудия). Появляются макролиты – большие каменные рубящие орудия труда (например, топор, кирка).
Жилища в холодных районах делались искусственные, из костей и шкур животных, жердей, ветвей; в теплых районах использовали навесы и пещеры. Различаются долговременные стойбища и временные охотничьи лагеря, большие коллективные жилища с несколькими очагами и маленькие жилища на одну семью с одним очагом. Искусственные жилища могли быть наземными и слегка углубленными в землю. В мезолите жизнь людей становится более подвижной, поэтому жилища часто носят временный или сезонный характер (шалаши, заслоны от ветра).
Социально-политическая организация
Раннеродовой общины
В основе названия раннеродовой общины лежит слово «род». Род – это группа кровных родственников, осознающих свое родство и происхождение от общего предка. Впервые обратил внимание на важность рода в первобытном обществе Л.Г. Морган, американский юрист и этнолог XIX в. До него рассматривали только роль семьи в первобытном обществе и считали семью основной единицей в экономической и социальной жизни общины. Род мог быть материнским или отцовским, то есть счет родства мог вестись по линии матери или по линии отца. Для обозначения первого принципа счета родства служит термин матрилинейность, для обозначения второго принципа – патрилинейность. Л.Г. Морган считал, что род был изначально матрилинейным, и только позже родство начало передаваться по отцовской линии. С этим мнением были согласны многие отечественные исследователи, например, П.П. Ефименко (работа «Первобытное общество», 1938 г.) и М.О. Косвен (работа «Матриархат. История проблемы», 1948 г.). Аргументы сторонников изначальной матрилинейности рода таковы. Во-первых, женщины были наиболее стабильной частью коллектива, так как они вели хозяйство и воспитывали детей. Во-вторых, поскольку предполагается, что в раннеродовой общине брак и семья были нестабильными, отец ребенка не всегда был известен, и проще было считать родство по женской линии. В-третьих, этнологам известно множество фактов перехода от материнского счета родства к отцовскому и почти не одного обратного перехода. В-четвертых, в подавляющем большинстве отцовско-родовых обществ засвидетельствованы пережитки материнского рода. Однако, здесь же необходимо отметить, что этнологам известны общества, которые либо вообще не знали родовой организации, либо вели счет родства сразу по отцовской линии, либо по двум линиям одновременно – и по материнской, и по отцовской. Таким образом, вопрос о первичности материнского рода, видимо, не может быть решен однозначно для всех первобытных обществ.
Для рода была характерна экзогамия – запрещение вступать в брак внутри своего рода и предписание вступать в брак с членами другого рода или родов. Характерно, что обычай экзогамии существовал у всех первобытных народов. Впервые термин экзогамия предложил шотландский адвокат и ученый XIX в. Дж. Мак-Леннан. Сам Мак-Леннан объяснял происхождение обычая экзогамии так: первобытные люди, будучи «воинственными дикарями», имели обычай убивать девочек, так как они были бесполезны во время войны, а потом им не хватало женщин, и они искали их в других племенах и родах. Вряд ли это объяснение можно считать состоятельным. Возможно, первобытные люди на уровне инстинкта понимали, какой вред наносит потомству кровосмешение(близкородственные связи).
Для раннеродовой общины была характерна коллективная собственностьна землю (промысловую территорию) со всеми ее объектами охоты, собирательства и рыболовства, сырьем для изготовления орудий труда. Распределение добычи было уравнительным (равнообеспечивающим). Вся добыча делилась поровну, независимо от того, кто ее добыл. Рассмотрим далее половозрастную организацию раннеродовой общины.Средняя численность общины составляла 25-30 человек. Существовало деление на группы по полу и возрасту: дети, взрослые мужчины, взрослые женщины, старики.
У всех первобытных народов существовала инициация (буквально «посвящение») – обряд приобщения подростков к категории взрослых. Целью инициации являлась подготовка молодых людей к хозяйственной, общественной, идеологической жизни общины. Юношей обычно подвергали суровым испытаниям (например, наносили им раны, выбивали зубы, давали опасное задание). У девушек обычно инициация происходила более мягко: над ними совершали различные религиозные церемонии, готовили к браку, учили песням и мифам. Рассмотрим формы брака и положение семьи в раннеродовой общине.Вопрос о ведущей форме брака является дискуссионным. По одной версии, исходным является групповой брак. Суть группового брака можно объяснить следующим образом. В пределах одного племени существовали две или более экзогамных группы, которые поставляли друг другу супругов; таким образом, женщины одной группы потенциально считались женами мужчин из другой группы и наоборот. По второй версии, которой придерживается большинство исследователей, исходным был парный брак – непрочное и лишенное экономической основы соединение двух супругов не ведущее за собой ведения общего хозяйства и совместной жизни и этим отличающееся от привычного нам сейчас моногамного брака. Характерные черты организации власти в раннеродовой общине были следующие. Существовал принцип народовластия, то есть решающее значение играла коллективная воля всех взрослых членов общины. Все важные вопросы решались на народном собрании (собрании общинников, членов тотемической группы и т. п.). При этом необходимо отметить, что признавался авторитет старшего поколения как наиболее опытного. В общине был один или нескольких вожаков, как правило, из старшего поколения. В некоторых обществах, кроме вожака, существовал совет старейшин.
Позднеродовой общины
Численность общин в этот период значительно увеличилась: до нескольких сотен, иногда до нескольких тысяч человек. Структура общин усложняется. В основе общины по-прежнему лежал род. Большинство общин состояло из нескольких родов, не считая супругов, приходящих из других родов. Счет родства мог вестись по материнской линии (матрилинейность), по отцовской линии (патрилинейность) или по обеим линиям (билинейность). Появляются Фратрии. Фратрия– это объединение нескольких родов одного племени. Фратрии объединялись в племена. Племя всегда было эндогамно. Эндогамия– это предписание вступать в брак внутри определенной группы. Племя являлось верховным собственником территории, на которой оно проживало, отличалось общность культуры и быта, имело властные функции.
В позднеродовой общине существовало разделение труда по полу. Вот что писал о разделении труда у папуасов известный этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай: «Мужчина берет на себя главные и более трудные работы – постройку хижин, тяжелые работы на плантациях, рыбную ловлю, охоту. На женщине лежат уход за детьми, легкие работы на плантациях: им приходится смотреть за ростом посеянных и посаженных растений, полоть, собирать плоды и овощи. Дома – носить воду, собирать сухие ветви для костра, очищать плоды перед приготовлением пищи. Кормление свиней и собак лежит на них же» [3, с. 112]. Важно подчеркнуть, что в этот период мужчины и женщины на равных участвовали в хозяйственной жизни общины.
Основной формой брака в позднеродовой общине оставался парный брак. Характерные черты организации власти в позднеродовой общины были следующие. Сохранялась коллективная власть: все важные вопросы решались на собраниях общинников. В соответствии с усложнением социальной структуры, сформировалась иерархия коллективных органов власти. Высшим органом власти был совет племени, который решал вопросы отношений между родами, войны и мира с другими племенами, принимал послов, заключал союзы. Далее шел совет фратрии. В совете племени и совете фратрии обычно участвовали только главы родов. Основным органом власти являлся совет общины или рода: в нем обычно участвовали полноправные взрослые мужчины. Вождей могли выбирать по организаторским, умственным, физическим способностям, благодаря их опыту или красноречию, воинскому искусству, знанию обрядов. В некоторых общинах в этот период уже происходит разделение власти на сферы: например, военный вождь, судья, знахарь. У некоторых племен вожди выделяются по имущественному фактору, за счет богатства и щедрости по отношению к общинникам. Таких людей в научной литературе называют бигмены – «большие, значительные люди».
Глава 2. Раннеродовая община.