VI. Игра «Собери слова из рассыпанных букв».

На доске записаны строчки букв:

1) р л о а з н д а ы ш

2) б и з о б р а

3) д р у о ж б ь

4) м в и у ш х а н я

5) с о ш и с н ш а к а

– Рассмотрите внимательно рассыпанные буквы.

– Используя буквы каждой строки, выполните задания:

1) Вытащите из букета (первой строки) садовый и лесной цветок. Запишите получившиеся слова. (Роза, ландыш.)

2) Найдите (во второй строке) дом в лесу. Запишите эти слова. (Изба, бор.)

3) Золотое поле и дерево на нем (в третьей строке). Запишите эти слова. (Рожь, дуб.)

4) Из какой ягоды (в четвертой строке) варенье досталось кому-то на съеденье? Напишите эти слова (Вишня, муха.)

5) Отделите плод (в пятой строке) от растения. Напишите получившиеся слова. (Шишка, сосна.)

– Дайте характеристику полученной группе слов.

– Определите род имен существительных, выделите окончания.

VII. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 427.

Урок 119. ИЗМЕНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ПО ПАДЕЖАМ (ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СКЛОНЕНИИ)

Цели: познакомить с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другим словом; формировать умение склонять имена существительные.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте составленный вами рассказ о явлении природы.

III. Минутка чистописания.

На доске запись:

картина аллея овёс

а а ?

– Определите букву, которую нужно написать вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ. (В слове картина непроверяемая безударная гласная а, поэтому стоит буква а. В слове аллея непроверяемая безударная гласная а, отсюда буква а. В слове овёс непроверяемая безударная гласная о, значит, надо поставить вместо вопросительного знака букву о.)

– Букву о мы будем писать сегодня на минутке чистописания, соединив ее в цепочке с согласными буквами двусложного слова. Какие согласные буквы войдут в цепочку? Обоснуйте свой ответ. (В цепочку войдут согласные буквы в, с из двусложного слова овёс. Слова картина и аллея трехсложные.)

Овс Всо Сов Овс …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Повторение изученного о связи слов в предложении.

На доске записана группа слов:

В, лес, глубина, птицы, песня, слышится, прощальная.

– Из слов данной строчки составьте предложение и запишите его. (В глубине леса слышится прощальная песня птиц.)

– Докажите, что вы написали предложение.

– Разберите предложение по членам. Назовите словосочетания.

– Почему вам пришлось некоторые слова изменить?

– Сегодня вы познакомитесь с тем, как изменяются существительные по падежам.

V. Наблюдение над изменением окончаний имен существительных.

1. Работа над упражнением 432.

– Какой частью речи является слово медведь?

– Как изменилось окончание? (Кто? медведь – нулевое окончание, довелось повстречать кого? медведя – окончание -я.И т. д.)

2. Работа с правилом, с. 31.

VI. Игра «Собери слова из рассыпанных букв». - student2.ru

VI. Упражнение в изменении существительных по падежам.

1. Работа над упражнением 433.

2. На доске записаны словосочетания:

Вариант I

Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напишем бабушке, вечер за книгой.

Вариант II

Альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче, бежал по дороге.

– Спишите. Поставьте устно вопросы к выделенным словам. Определите падежи.

3. Запишите слово река в Р. п., Д. п., Т. п. и составьте с ним предложения. Подчеркните главные члены предложения. (На берегу реки (Р. п.) стоял огромный дуб. К реке (Д. п.) вела узкая тропинка. За рекой (Т.п.) слышитсяпесня соловья.)

VII. Итог урока.

– Что называется склонением?

– Сколько падежей в русском языке?

– Назовите падежи и вопросы.

Домашнее задание. Упражнение 435.

Урок 120. УПРАЖНЕНИЕ В СКЛОНЕНИИ

ИМёН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Цели: формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; познакомить с приемами определения падежа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как просклоняли существительные сова и соска?

– На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже?

– Какое предложение с одним из данных слов вы составили?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: гр..ница, в..ршина, г..лубка, н..зина, к..ртина.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные с окончанием а. Во всех словах есть безударные гласные в корне.)

– Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово – картина, безударную гласную а в корне нельзя проверить. Во всех остальных словах – безударные гласные, проверяемые ударением: граница – грань, вершина – верх, голубка – гулубь, низина – низ.)

– Первая буква нашей цепочки находится в лишнем слове и обозначает мягкий согласный звук. Какая это буква? (Это буква т.)

– Остальные буквы цепочки – это гласные буквы, которые находятся в слове, где две проверяемые орфограммы в корне. Из какого слова мы выпишем гласные буквы? Какие это буквы? (Мы выпишем гласные буквы о, у, а из слова голубка, в нем две проверяемые орфограммы в корне: голубка – гулубь, голубка – голуби.)

тоуа отуа оута оуат тоуа …

– Определите порядок написания букв в цепочках. (Буква т в каждой цепочке меняет свое место.)

Наши рекомендации