VI. Игра «Собери слова из рассыпанных букв».
На доске записаны строчки букв:
1) р л о а з н д а ы ш
2) б и з о б р а
3) д р у о ж б ь
4) м в и у ш х а н я
5) с о ш и с н ш а к а
– Рассмотрите внимательно рассыпанные буквы.
– Используя буквы каждой строки, выполните задания:
1) Вытащите из букета (первой строки) садовый и лесной цветок. Запишите получившиеся слова. (Роза, ландыш.)
2) Найдите (во второй строке) дом в лесу. Запишите эти слова. (Изба, бор.)
3) Золотое поле и дерево на нем (в третьей строке). Запишите эти слова. (Рожь, дуб.)
4) Из какой ягоды (в четвертой строке) варенье досталось кому-то на съеденье? Напишите эти слова (Вишня, муха.)
5) Отделите плод (в пятой строке) от растения. Напишите получившиеся слова. (Шишка, сосна.)
– Дайте характеристику полученной группе слов.
– Определите род имен существительных, выделите окончания.
VII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 427.
Урок 119. ИЗМЕНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ПО ПАДЕЖАМ (ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СКЛОНЕНИИ)
Цели: познакомить с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другим словом; формировать умение склонять имена существительные.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте составленный вами рассказ о явлении природы.
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
картина аллея овёс
а а ?
– Определите букву, которую нужно написать вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ. (В слове картина непроверяемая безударная гласная а, поэтому стоит буква а. В слове аллея непроверяемая безударная гласная а, отсюда буква а. В слове овёс непроверяемая безударная гласная о, значит, надо поставить вместо вопросительного знака букву о.)
– Букву о мы будем писать сегодня на минутке чистописания, соединив ее в цепочке с согласными буквами двусложного слова. Какие согласные буквы войдут в цепочку? Обоснуйте свой ответ. (В цепочку войдут согласные буквы в, с из двусложного слова овёс. Слова картина и аллея трехсложные.)
Овс Всо Сов Овс …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Повторение изученного о связи слов в предложении.
На доске записана группа слов:
В, лес, глубина, птицы, песня, слышится, прощальная.
– Из слов данной строчки составьте предложение и запишите его. (В глубине леса слышится прощальная песня птиц.)
– Докажите, что вы написали предложение.
– Разберите предложение по членам. Назовите словосочетания.
– Почему вам пришлось некоторые слова изменить?
– Сегодня вы познакомитесь с тем, как изменяются существительные по падежам.
V. Наблюдение над изменением окончаний имен существительных.
1. Работа над упражнением 432.
– Какой частью речи является слово медведь?
– Как изменилось окончание? (Кто? медведь – нулевое окончание, довелось повстречать кого? медведя – окончание -я.И т. д.)
2. Работа с правилом, с. 31.
VI. Упражнение в изменении существительных по падежам.
1. Работа над упражнением 433.
2. На доске записаны словосочетания:
Вариант I
Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напишем бабушке, вечер за книгой.
Вариант II
Альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче, бежал по дороге.
– Спишите. Поставьте устно вопросы к выделенным словам. Определите падежи.
3. Запишите слово река в Р. п., Д. п., Т. п. и составьте с ним предложения. Подчеркните главные члены предложения. (На берегу реки (Р. п.) стоял огромный дуб. К реке (Д. п.) вела узкая тропинка. За рекой (Т.п.) слышитсяпесня соловья.)
VII. Итог урока.
– Что называется склонением?
– Сколько падежей в русском языке?
– Назовите падежи и вопросы.
Домашнее задание. Упражнение 435.
Урок 120. УПРАЖНЕНИЕ В СКЛОНЕНИИ
ИМёН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цели: формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; познакомить с приемами определения падежа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как просклоняли существительные сова и соска?
– На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже?
– Какое предложение с одним из данных слов вы составили?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: гр..ница, в..ршина, г..лубка, н..зина, к..ртина.
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные с окончанием а. Во всех словах есть безударные гласные в корне.)
– Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово – картина, безударную гласную а в корне нельзя проверить. Во всех остальных словах – безударные гласные, проверяемые ударением: граница – грань, вершина – верх, голубка – гулубь, низина – низ.)
– Первая буква нашей цепочки находится в лишнем слове и обозначает мягкий согласный звук. Какая это буква? (Это буква т.)
– Остальные буквы цепочки – это гласные буквы, которые находятся в слове, где две проверяемые орфограммы в корне. Из какого слова мы выпишем гласные буквы? Какие это буквы? (Мы выпишем гласные буквы о, у, а из слова голубка, в нем две проверяемые орфограммы в корне: голубка – гулубь, голубка – голуби.)
тоуа отуа оута оуат тоуа …
– Определите порядок написания букв в цепочках. (Буква т в каждой цепочке меняет свое место.)