Урок 105. части речи и члены предложения
Цель: развивать умение разбирать предложения по членам и определять части речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие местоимения вы подчеркнули? Вместо каких существительных они употребляются в тексте?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: м..рской, ст..пной, л..сник, подл..тел.
– Прочитайте слова.
– Сегодня мы составим цепочку из пяти букв. Первые три буквы находятся в суффиксах прилагательных. Четвертая и пятая буквы – пропущенные орфограммы. Из каких букв состоит цепочка? (В прилагательном морской суффикс в прилагательном степной суффикс В слове морской орфограмма – буква о, проверочное слово – муре. В слове степной орфограмма – буква е, проверочное слово – степь. И т. д. Значит, мы будем писать цепочку из букв с, к, н, о, е.)
скное кноес ноеск …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.
IV. Словарный диктант.
Сильная вьюга, отъезд братьев, съел муравьёв, разъединить перья, разъедает солью, объедают листья, объявление о вьюге, объяснил с радостью, объест сучья.
– Подчеркните разделительный ь одной чертой, а разделительный ъ двумя чертами.
V. Сопоставление частей речи и членов предложения.(упр. 378.)
VI. Восстановление деформированных предложений. (упр. 379.)
VII. Работа над правилом (с. 8).
– Какой вопрос вам приготовил Почемучка? Что вы ему ответите?
– Прочитайте правило. Спишите предложения.
– Составьте схему первого предложения. По этой схеме составьте своё предложение и запишите его.
VIII. Итог урока.
– Чем сходны между собой подлежащее и сказуемое? (Это главные члены предложения.)
– Чем сходны между собой имя существительное, имя прилагательное, глагол? (Это части речи.)
– Какая часть речи членом предложения не является? (Предлог.)
Домашнее задание. Упражнение 382.
Урок 106. ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ,
ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ
Цель: познакомить с изменением частей речи по числам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Из каких частей речи состоят второе и третье предложения? Назовите главные члены этих предложений.
– Какая часть речи не является членом предложения?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: м..ря, п..ля, з..мля, цв..ты.
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные, отвечают на вопрос что? Во всех словах безударные гласные, проверяемые ударением: моря – муре, поля – пуле, земля – зймли, цветы – цвет.)
– Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово – земля, стоит в единственном числе, остальные существительные употреблены во множественном числе.)
– Цепочка, которую мы будем писать сегодня на уроке, состоит из букв, которые обозначают мягкие согласные звуки в лишнем слове, и букв, которые являются орфограммами данных слов. Какие это буквы? (В слове земля буквы з, л обозначают мягкие согласные звуки, а орфограммами данных слов являются буквы о, е. Значит, мы составим цепочки из букв з, л, о, е.)
зело лезо зело лозе …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.