IV. Обобщение правил о правописании корня.
– Какой вопрос вам подготовил Почемучка?
Работа над упражнением 312.
На доске записаны группы слов:
м..ря, сл..ны, гла..ки, б..бры;
но.., стри.., гри.., п..ля;
лес..ница, праз..ник, сер..це, звез..ный;
чудес..ный, опас..ный, капус..ный, прекрас..ный.
– Напишите цепочки слов, исключив из них лишнее и вставив пропущенные буквы. Ответ обоснуйте.
V. Словарная работа и работа над текстом.
1. Разбор слова.
– Как называется отдельное помещение в квартире, доме, отгороженное стенами, перегородками? (Комната.)
– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.
кумната
– Подберите и запишите однокоренные слова. Обозначьте корень.
2. Работа над упражнением 314.
VI. Итог урока.
– Какие три правила учат писать буквы в корне слова?
– Что общего между ними? (Чтобы проверить написание слов, нужно слово изменить или подобрать однокоренное.)
Домашнее задание. Упражнение 315.
Урок 90.ИЗЛОЖЕНИЕ
Цели: работать над формированием письменной речи; отрабатывать умение правильно строить предложения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над изложением.
1. Чтение текста детьми самостоятельно. (упр. 324.)
2. Чтение текста вслух 1–2 учащимися.
3. Ответы учащихся на вопросы (записаны на доске):
– Чему учил внука дедушка?
– Куда однажды шли ребята через лес?
– Что увидели дети на снегу?
– Как мальчишки заблудились?
– Чьи следы вывели ребят к сторожке лесника?
– Как чувствовал себя Никита, когда пришел домой? Почему?
4. Беседа по вопросам и заданиям учебника:
– О чем этот рассказ? Чему он учит?
– Назовите тему рассказа.
– Сколько частей в тексте? Найдите главное в каждой части.
5. Повторение изученных орфограмм.
6. Самостоятельная запись учащимися текста.
Текст закрыт, перед глазами учащихся только вопросы.
7. Проверка написанного.
Дети открывают текст и проверяют написанное, самостоятельно исправляют ошибки.
III. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Чему учит рассказ?
Домашнее задание. Упражнение 323.
Урок 91.КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
С ЗАДАНИЕМ
Цель: проверить сформированность навыка правильного написания корня на основе изученных правил.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие словарные слова вы подобрали по первому слогу ма? По первому слогу по? По первому слогу ко?
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
пасмурный (день) печальная (картинка) правдивый (ответ)
я р ?
– Сегодня на минутке чистописания мы составим и запишем цепочки из трех букв. Первые две буквы нам известны. Это буквы я, р. Они вам помогут найти третью букву цепочки. Какая это буква? Обоснуйте свой ответ. (Пасмурный, а противоположное по смыслу слово – ясный, поэтому написана буква я. Антоним к слову печальная – радостная, отсюда буква р. К слову правдивый противоположное по смыслу – ложный. Значит, третья буква в цепочке – л.)
Ярл Рля Ляр …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Первая буква в каждой цепочке прописная. Буквы поочередно в цепочках занимают первое место и становятся прописными.)
IV. Контрольное списывание с заданием.
На доске записан текст:
В давние вр..мена люди не знали, что такое сах..р. Они ели мё… Пили сла..кий сок клёна, липы, ч..й с дол..ками свёклы.
Позже люди научились в..рить из свёклы сах..р. Прод..вали его в аптеках как л..карство. Он был очень д..р..гой.
В Индии, на Кубе получ..ют эту сладост.. из сах..рного тр..с..ника. У него сла..кий стебел… Тр..с..ник ср..зают, бр..сают в котел и вываривают на ..гне. Получ..ются кристаллики сах..ра.
– Прочитайте текст. Подберите к нему название.
– Спишите, вставьте пропущенные буквы.
– Сделайте фонетический разбор слова мёд.
– Разберите по составу слова: сахар, сахарница, сахарный.
Домашнее задание. Упражнение 325.
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК