V. Работа над орфографическими ошибками.
– Я сейчас буду называть группы слов. Если это предложение, вы хлопнете в ладошки. Если это не предложение, вы сделаете приседание.
Учитель называет группы слов:
Легковой по автомобиль мчался дороге.
Целый день шел холодный дождь.
Вечером ветер утих.
Дети на идут горка зима.
Далеко слышна его.
Зачирикал воробей весело под крышей.
Мы друг идем подруга.
На поляна рос старый дуб.
Отец купил сыну новые ботинки.
VI. Закрепление изученного.
1. Подбор слов с парными согласными в середине. (Упр. 223.)
2. На доске записаны предложения с пропущенными орфограммами:
В тихой в..де м..л..кают ры..ки.
У пруда растут б..рё..ки и ду..ки.
В нашем с..ле есть х..роший пру.. .
– Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом?
– Расположите предложения так, чтобы восстановить текст.
– Озаглавьте текст. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы.
VII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Что вы знаете о тексте?
Домашнее задание. Упражнение 225.
Урок 64. Контрольный диктант
Цель: проверить, как сформировано у учащихся умение проверять парные согласные в корне слова.
Последние дни осени
Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Ночью мороз сковал лужи. Деревья сбросили листву. Резкий ветер гуляет по поляне. Зябко дубкам и берёзкам. Над высокой елью пискнула синица. Холод загнал мелких зверьков в норки. Голый лес притих, насупился.
Осенний ветер нёс над землей клочья туч. Из них стал сыпать колючий снег. На белой скатерти снега показался первый след.
Слова для справок: притих, из них, скатерти.
Грамматические задания:
1. Выписать 3–4 слова с парными согласными в корне, рядом написать проверочные слова.
2. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.
3. Разобрать слова по составу: берёзки, ветерок, побежит, холодный.
Урок 65. Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
Цели: развивать умение исправлять ошибки; обобщить знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Анализ письменных работ.
III. Работа над ошибками в диктанте и в грамматическом задании.
– Я буду показывать слова. Если в корне слова надо писать букву ж, вы делаете наклон вперед. Если в корне слова надо писать букву ш, вы делаете наклон назад.
На доске записаны слова: рыбе..ка, варе..ка, морда..ка, подру..ка, ладо..ки, серё..ки, руба..ка, лепё..ка, сторо..ка, кро..ка, сапо..ки, деду..ка, избу..ка.
IV. Обобщение знаний о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1. Ответы на обобщающие вопросы. (Упр. 226.)
2. На доске записаны слова:
забор, гадкий, камера;
кролик, ватрушка, каша;
овчина, царапина;
русалка, башмак, канат;
рокот, ботва;
лавсан, камера;
пояс, годность, какаду.
– Из слов, находящихся на каждой строке, составьте новое, используя для этого их первые слоги.
– Составленные слова запишите, подберите к ним проверочные.
– Какое слово лишнее среди исходных слов? Обоснуйте свой ответ. (Среди исходных слов лишнее слово – гадкий. Это прилагательное. Все остальные слова – имена существительные.)
3. Работа над упражнением 228.
V. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Когда парные согласные нужно проверять? Приведите свои примеры.
Домашнее задание. Упражнение 229.
Правописание слов с безударными
гласными в корне
Урок 66. Наблюдение: какие гласные
буквы в корне слова требуют проверки и какие
слова являются проверочными
Цели: учащиеся должны усвоить особенности проверяемых и проверочных слов; познакомиться со способами проверки слов с безударными гласными в корне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите слова, в которых согласные буквы требуют проверки.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: енот, ёлка, пьёт, лёд, заяц.
– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква и в каком слове она находится? (Сегодня мы будем писать букву ё, в слове лёд она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного [л’].)
– Какое слово здесь лишнее и почему? (Лишнее слово – пьёт – это глагол, все остальные слова – имена существительные.)
пё тё ппё ттё …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Строчная ё сочетается с согласными буквами лишнего слова, количество строчных в каждой цепочке увеличивается на одну.)