VII. Устраните лишнее слово.
На доске записаны слова:
надел, покрыл, пошёл, понёс;
прочитать, переиграть, просмотреть, прожить;
догнал, доплыл, наследил, докатил;
подпишет, подсыплет, надземный, подпилит;
обрубит, обрежет, обстучит, свяжет;
вспорхнул, отпугнул, отдёрнул, оттолкнул.
Эту работу можно провести устно: дети читают группу слов, называют лишнее слово, обосновывают свой ответ.
В конце работы учитель задает вопрос:
– Как пишутся приставки по-, про-, под-, об-?
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 172.
Урок 51. Упражнение в разборе
слов по составу
Цель: развивать умение разбирать слова по составу и подбирать слова к данным схемам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какой смысл в слова вносит приставка
– Какие слова с приставкой пере- в значении переделать, улучшить вы подобрали?
III. Минутка чистописания.
На доске записана схема:
– Сейчас у нас минутка чистописания. Используя схему, изображенную на доске, определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. (Мы будем писать букву ф, с нее начинаются все слова в схеме: фикус, фокус, форма, ферма, фирма.)
Ффв Ффвв Ффввв …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы ф сочетаются с парной согласной в, количество строчных букв в каждый раз увеличивается на одну.)
IV. Распознавание слов с приставками(устно).
Учитель читает предложения, дети называют слово с приставкой и доказывают, что в слове есть приставка: подбирают однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.
Примерный текст:
Пошли гулять лягушонок, цыплёнок, муравей и жучок. Пришли на речку. Лягушонок прыгнул в воду и остальных позвал. Но никто не умел плавать. Лягушонок захохотал. Друзья обиделись и придумали. Цыпленок принёс листочек, мышонок – скорлупу, муравей – соломинку, жучок – верёвочку. Построили они кораблик, сели и поплыли.
V. Разбор слов по составу. (Упр. 173.)
Засолка капусты
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трём, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём, жмём.
VI. Распределение слов в соответствии со схемами.
Слова: побеги, поход, тепло, бодрый, договор, проплывёт, вылет, пробежит, кожа, прилетит, осмотр, зерно, забросит, догорит, изгиб, запах, рука, выхлоп, сдвинут, место, закат, сбросят, нога, побег, белый, отнесут.
– Распределите слова в соответствии со схемами.
VII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 176.
Урок 52. Обобщение знаний
о составе слова
Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; развивать умение разбирать слова по составу.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какой смысловой оттенок внесли суффиксы в слова?
– Как разобрали слова ветерок, козочка, корзинка по составу?
III. Минутка чистописания.
На доске даны слова: день друг правда
н в ?
– Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. (Противоположное по значению к существительному день слово ночь, поэтому написана буква н. Противоположное по смыслу к существительному друг слово враг, отсюда буква в. Антоним к существительному правда – ложь, значит, надо написать вместо вопроса букву л. Ее мы и будем писать на минутке чистописания.)
Лла Ллб Ллв …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы л чередуются с буквами, начиная с первых букв алфавита.)
IV. Словарная работа.
Учитель называет слова с непроверяемыми гласными: дорога, малина, земляника, молоко, мороз, урожай, осина.
Дети подбирают к каждому слову однокоренное прилагательное и пишут словосочетания, например: дорожные знаки, малиновый компот, земляничное варенье, молочный магазин, морозное утро, урожайный год, осиновая роща.
Затем ученики по выбору учителя разбирают прилагательные по составу.
V. Списывание с орфографическим заданием. (Упр. 178.)
Замок
На двери висит замок. (Кисти рук сложить в замок.)
Потянули (попытка раскрыть замок),
Покрутили (круговое движение сложенными в замочек кистями рук),
Постучали (не раскрывая замочка)
И открыли!