IV. Наблюдение над лексическим значением слов с приставками.
1. Работа у доски и запись наблюдений в тетради.
Учитель вызывает двух учащихся и предлагает одному из них: 1) разрезать лист бумаги; 2) надрезать; 3) вырезать треугольник; 4) срезать угол.
Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполнял первый ученик, а все остальные дети – в тетради.
– Выделите корень и приставку в словах.
– Чем различаются слова по смыслу?
– Какая часть слова делает их разными по смыслу?
– Если я назову слово с приставкой, вы поднимете руки и похлопаете в ладоши над головой. Если я назову слово без приставки, вы сделаете наклон вперед. Слушайте внимательно. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с приставкой я назвала.
Учитель называет слова: погрузка, подклеить, рыть, полить, отбросить, кусать, бежать, прибежать, отодвинуть, рисовать, подрисовать, красить, подводный.
2. На доске записан текст:
Как лук без земли вырастить? Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть ее картоном и на вырез положить луковицу.
– Спишите текст, употребляя слова, данные в скобках, с нужными приставками. Выделите приставки.
V. Составление предложений по картинке (упр. 164) и запись текста (упр. 165).
VI. Словообразовательная работа. (Упр. 166.)
VII. Итог урока.
– Расскажите о приставке. Докажите, приведя свой пример, что с помощью приставок образуются новые слова.
Домашнее задание. Упражнение 167.
Урок 50. Образование слов
с помощью приставок
Цель: развивать умение распознавать приставку в слове и образовывать новые слова с помощью приставок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие приставки вы употребили, чтобы показать, что действие завершилось?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: погру..ка, поез..ка, повя..ка, площа..ка.
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это неодушевленные имена существительные женского рода с окончанием а. Во всех словах орфограмма «Правописание парных согласных в корне».)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – площадка, оно без приставки, в остальных словах есть приставка
позд позздд позззддд …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Приставка сочетается в цепочке с буквами, которые являются орфограммами данных слов: погрузка – погрузить, поездка – езда, повязка – повязал, площадка – площади; количество строчных букв з, д в каждой цепочке увеличивается на одну.)
IV. Игра «Узнай слова».(Упр. 168.)
– Я буду называть предметы. Если я назову неодушевленный предмет, вы сделаете наклон вперед. Если я назову одушевленный предмет, вы подпрыгиваете на месте.
Учитель называет слова: улица, растение, белка, тополь, нос, стена, лось, пень, пуговица, глаз, утка, корень, дом, собака.
– Кто из вас запомнил, сколько одушевленных предметов я назвала? (Четыре.)
V. Письмо по памяти.(Упр. 169.)
VI. Наблюдение над лексическим значением слов с приставками. (Упр. 170, 171.)