IV. Наблюдение над лексическим значением слов с приставками.

1. Работа у доски и запись наблюдений в тетради.

Учитель вызывает двух учащихся и предлагает одному из них: 1) разрезать лист бумаги; 2) надрезать; 3) вырезать треугольник; 4) срезать угол.

Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполнял первый ученик, а все остальные дети – в тетради.

– Выделите корень и приставку в словах.

– Чем различаются слова по смыслу?

– Какая часть слова делает их разными по смыслу?

IV. Наблюдение над лексическим значением слов с приставками. - student2.ru

– Если я назову слово с приставкой, вы поднимете руки и похлопаете в ладоши над головой. Если я назову слово без приставки, вы сделаете наклон вперед. Слушайте внимательно. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с приставкой я назвала.

Учитель называет слова: погрузка, подклеить, рыть, полить, отбросить, кусать, бежать, прибежать, отодвинуть, рисовать, подрисовать, красить, подводный.

2. На доске записан текст:

Как лук без земли вырастить? Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть ее картоном и на вырез положить луковицу.

– Спишите текст, употребляя слова, данные в скобках, с нужными приставками. Выделите приставки.

V. Составление предложений по картинке (упр. 164) и запись текста (упр. 165).

VI. Словообразовательная работа. (Упр. 166.)

VII. Итог урока.

– Расскажите о приставке. Докажите, приведя свой пример, что с помощью приставок образуются новые слова.

Домашнее задание. Упражнение 167.

Урок 50. Образование слов
с помощью приставок

Цель: развивать умение распознавать приставку в слове и образовывать новые слова с помощью приставок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие приставки вы употребили, чтобы показать, что действие завершилось?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: погру..ка, поез..ка, повя..ка, площа..ка.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это неодушевленные имена существительные женского рода с окончанием а. Во всех словах орфограмма «Правописание парных согласных в корне».)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – площадка, оно без приставки, в остальных словах есть приставка IV. Наблюдение над лексическим значением слов с приставками. - student2.ru

позд позздд позззддд …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Приставка IV. Наблюдение над лексическим значением слов с приставками. - student2.ru сочетается в цепочке с буквами, которые являются орфограммами данных слов: погрузка – погрузить, поездка – езда, повязка – повязал, площадка – площади; количество строчных букв з, д в каждой цепочке увеличивается на одну.)

IV. Игра «Узнай слова».(Упр. 168.)

IV. Наблюдение над лексическим значением слов с приставками. - student2.ru

– Я буду называть предметы. Если я назову неодушевленный предмет, вы сделаете наклон вперед. Если я назову одушевленный предмет, вы подпрыгиваете на месте.

Учитель называет слова: улица, растение, белка, тополь, нос, стена, лось, пень, пуговица, глаз, утка, корень, дом, собака.

– Кто из вас запомнил, сколько одушевленных предметов я назвала? (Четыре.)

V. Письмо по памяти.(Упр. 169.)

VI. Наблюдение над лексическим значением слов с приставками. (Упр. 170, 171.)

Наши рекомендации