IV. Наблюдение над смысловым значением слов.
(Упр. 155.)
– О чем можно сказать горький, а о чем – горьковатый?
– Суффикс придает слову оттенок неполноты качества: желтоватый, красноватый и т. д.
– Если я назову слово, которому суффикс придает увеличительное значение, вы поднимете руки вверх и потянетесь. Если я назову слово, которому суффикс придает оттенок неполноты качества, вы присядете.
Учитель называет слова: злющий, мелковатый, сладковатый, большущий, лапища, хитрющий, красноватый, кругловатый, ножища, голубоватый, островатый.
V. Подбор однокоренных слов с разными суффиксами.
– Отгадайте загадки:
Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег.) | Клейкие почки, Зелёные листочки. С белой корой Стоит под горой. (Берёза.) |
Учащиеся подбирают к словам-отгадкам однокоренные слова и записывают с комментированием. В однокоренных словах выделяют части слова.
VI. Письмо под диктовку. (Упр. 157.)
VII. Итог урока.
– Какие суффиксы используются с увеличительным значением? Приведите примеры таких слов.
– Какие суффиксы придают словам оттенок неполноты качества? Приведите примеры таких слов.
Домашнее задание. Упражнение 158.
Урок 48. Закрепление знаний о суффиксе
Цель: развивать умения образовывать слова с помощью суффикса; разбирать слова по составу.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите однокоренные слова с суффиксом
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: пять, крыло, ведро, пальто.
– Прочитайте слова.
– Сегодня на минутке чистописания мы запишем цепочку, которая будет состоять из букв, обозначающих мягкие звуки. Какие буквы войдут в цепочку? (Мы напишем цепочку из букв п, т, в, л.)
птлв…
– Какая буква здесь лишняя? Подчеркните ее. (Лишняя буква – л. Она не имеет пары, все остальные согласные парные.)
– Напишите строчку до конца, буквы в цепочке можно менять местами.
IV. Словарная работа.
Учитель диктует слова с непроверяемыми безударными гласными, учащиеся записывают и подчеркивают орфограммы.
Горох, месяц, урожай, хороший, помидор, дорога, погода, пенал, молоко, корова, машина.
По указанию учителя к некоторым словам дети подбирают однокоренные слова и записывают их. (Можно взять слова, которые подчеркнуты.) Затем разбирают их по составу.
– Если я назову слово с суффиксом вы хлопаете в ладоши, подняв руки над головой. Если я назову слово с суффиксом -ист, вы топаете ножками.
– Постарайтесь сосчитать, сколько слов с суффиксом я назвала.
Учитель произносит слова: учебник, орешник, серебристый, кофейник, глинистая, золотистая, печник, шелковистая, дворник, сборник, каменистый, танкист, штангист, работник.
V. Образование слов и разбор их по составу.
1. Работа над упражнениями 159, 160.
2. Придумайте слова:
Вариант I | Вариант II |
Приставка по-, суффикс -к Приставка за-, суффикс -ник Приставка под-, суффикс -ник | Приставка за-, суффикс -к Приставка на-, суффикс -ник Приставка пере-, суффикс -к |
– Разберите слова по составу.
VI. Итог урока.
– Какие части слова служат для образования новых слов?
– Расскажите о суффиксе по плану: 1) Что это такое? 2) Где стоит в слове? 3) Для чего служит в нашем языке? Приведите примеры.
Домашнее задание. Упражнение 162.
Урок 49. Наблюдение над значением
приставок и их ролью в нашем языке
Цели: углубить представление учащихся о словообразовательной роли приставок; развивать умение образовывать слова с помощью приставок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите однокоренные слова, которые вы образовали с помощью суффиксов.
– Прочитайте составленные предложения.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: м..лоток, к..рабль, д..рога.
– Буква, которую мы будем писать сегодня на уроке, обозначает звонкий непарный мягкий согласный звук. Какая это буква? (Это буква л в слове корабль, мягкий знак указывает на мягкость согласного звука [л’].)
– Чем похожи все слова? (Это неодушевленные имена существительные, отвечают на вопрос что? Во всех словах орфограмма – буква о.)
– Какое слово лишнее? (Лишнее слово – корабль, оно двусложное, остальные слова трехсложные.)
Лло Лллоо Ллллооо …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы л чередуются со строчной буквой о, которая является орфограммой во всех этих словах. Количество строчных букв в последующих цепочках увеличивается на одну.)