Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставка.
– Приставка обозначается значком . Выделите приставку в данных словах.
– Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные? (В этих словах разные приставки.)
– Что меняется в слове с изменением приставки? (С изменением приставки меняется смысл (значение) слова.)
– Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего же она служит? (Приставка служит для образования новых слов.)
– Теперь скажите все, что вы знаете о приставке.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком .
2. Работа над упражнением 145.
На доске записаны слова.
Делать, сделать, приделать.
Написать, писать, списать.
Бег, забег, разбег.
Отвёз, вывез, вёз.
– Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если я покажу слово, в котором нет приставки, вы присядете.
3. Знакомство с суффиксом.
– Как можно назвать маленькую ягоду малины? (Малинка.)
– Как называется участок земли, где растет малина? (Малинник.)
Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают слова:
малинка – малинник
– Выделите в словах известные вам составные части.
– Какую часть в первом и во втором слове вы не выделили? (Мы не выделили часть, которая стоит после корня.)
– Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффикс обозначается значком ^.
– Выделите суффиксы в словах.
– Суффиксов, как и приставок, в русском языке много: -ник, -чик, -щик, -онок, -ов, -ев-, -н, -нн и т. д.
– Скажите все, что вы знаете о суффиксе.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс обозначается значком ^.
4. Работа над упражнением 147.
5. Разбор слов по составу.
На доске записаны слова: чашечка, мышка, белочка, зимушка, разбег, крылышко, полёт.
– Спишите слова. Разберите их по составу.
V. Итог урока.
– Как образуются родственные слова?
– Что такое приставка?
– Что такое суффикс?
Домашнее задание. Правило на с. 66–67, упражнение 149.
Урок 46. Закрепление знаний о суффиксах
и приставках как значимых частях слова
Цель: развивать умение разбирать слова по составу и образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как вы разобрали слова рыбка, горка, травка по составу?
– Что такое приставка?
– Что такое суффикс?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: сон, мак, мёд.
– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне какого слова она находится? (Мы будем писать букву м. В слове мёд она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук [м’].)
мб мв мг мд ...
– Определите порядок следования букв в данном ряду и продолжите строчку до конца. (Строчная м чередуется с буквами, обозначающими звонкие парные согласные звуки.)
IV. Разбор слов по составу.
На доске записаны слова: осинка, подготовка, вход, походка, рыбка, берёза, ивушка.
Порядок разбора слов по составу:
1. Найди окончание. Для этого измени слово по числам или вопросам. Окончание – это та часть, которая изменилась.
2. Найди корень. Для этого подбери родственные слова и найди их общую часть.
3. Найди приставку. Она стоит перед корнем.
4. Найди суффикс. Он стоит после корня.