Кто ждёт, чтоб вишни падали в рот, тот до добра не дойдёт
Жил как-то леннинвый человек, такой ленивый, что даже покрылся плесенью. Ждал, чтобы вйшни сами ему лезли в рот, а потом чтобы кто-нибудь их разжевал. А когда нападает на человека лень, бедность ему на шею садится. Когда он дошел, что называется, до ручки, что надумал лентяй? Пойду-ка, решил он, к Доброй Волшебнице, пусть даст мне другую долю; что-бы я не работал больше, а были бы только праздники и один лишь рабочий день, и в тот день чтоб была свадьба.
Взял он котомку на палку и пошел искать счастья. Шел сколько, шел и, проходя через лес, встретил волка - худого и лысого, хуже некуда.
- Куда держишь путь, добрый человек? спрашивает волк.
- К Доброй Волшебнице за долей иду, пусть скажет, как мне счастливо жить на свете.
- Раз уж ты к Доброй волшебнице идеш, спроси ее,- взмолился волк,- как мне быть, что сделать, чтобы волосы у меня отросли, а то сроду на мне волос не было.
- Ладно, волк, я спрошу!
Пошел лентяй дальше, видит виноградный куст с увядшими желтыми листьями.
- Ты куда, добрый человек? - спрашивает виноградный куст человеческим голосом.
- К Доброй Волшебнице.
- А зачем?
- Просить другой доли, счастливой, чтобы мне не работать больше, чтобы жить, как бояре живут, не заботясь о завтрашнем дне.
- Раз уж ты к Доброй Волшебнице идешь, спроси у нее, как мне быть, что делать, чтобы выросли у меня новые листья.
- Спрошу, почему не опросить, - сказал лентяй и отправился дальше.
Приходит он к реке. И вот из воды выходит большущая рыба с огромным зобом. Сделала рыба путнику знак.
- Подайся поближе, добрый человек.
Подошел лентяй.
- Куда путь держишь?
- К Доброй Волшебнице.
- Зачем?
- За счастьем своим, узнать, как дальше мне жить.
- Если будешь у Доброй Волшебницы, спроси, как мне быть с моим зобом, а то он с каждым днем пухнет.
- Хорошо, спрошу.
Идет лентяй дальше и видит в лесной прогалине источиик, а у источника красавицу девушку в белом платье, с венком из цветов на голове.
- Кто ты, добрый человек?
- Я бедный странник.
- А куда идешь?
- К Доброй Волшебнице.
- Долго ли шел, пока меня встретил?
- Долго.
- И кого ты в пути видел?
- Лысого волка видел, вот кого!
- И что тебе волк оказал?
- Когда он узнал, куда иду, попросил разузнать, как ему быть, что делать, чтобы волосы отрастить.
- Скажи ему, пусть он сожрет сердце бездельника и лентяя, и тогда у него волосы отрастут. И кого ты еще видел?
- Виноградный кует с увядшими листьями. Просил он меня узнать, как ему быть, что сделать, чтобы выросли новые листья и чтоб больше они не сохли.
- Передай ему, что у его корней закопали когда-то, давным-давно, кувшин с золотыми, и если найдется кто-нибудь, кто выкопает и уберет кувшин от его корней, то вырастут новые листья и куст покроется гроздьями. А еще кого видел?
- Рыбу большую с распухшим зобом. Просила меня узнать, как ей быть, что делать, чтоб избавиться от болезни.
- Зоб у нее набит драгоценными каменьями. Если найдется кто-нибудь, кто зоб разрежет и вытащит камни, полегчает ей.
- Я ей скажу.
- А теперь отправляйся обратно.
- Как зто обратно? Я же сюда за счастьем пришел.
- Ступай обратно по тому же пути, по которому прибыл, и встретит тебя твое счастье в пути. Если есть у тебя голова на плечах, заживешь счастливо, а нет - пеняй на самого себя.
Пошел лентяй обратно. Идет, идет и пришел к рыбе. Опрашивает его рыба:
- Ну, что сказала тебе Волшебница?
- Сказала, что зоб твой набит драгоценными каменьями и что если найдется кто-нибудь, кто зоб твой разрежет и вытащит эти камни, избавишыся от беды.
Стала рыба его молить:
- Окажи, добрый человек, услугу, разрежь мне зоб, вытащи драгоценные камни и возьмн себе их в награду.
- Нет, - отвечает лентяй, - я пойду, меня в пути счастье ждет, и всего у меня будет вдоволь и без тебя.
Как сказано: сильнее леность, чем бедность.
Пошел он дальше. Идет, идет, и вот уже виноградный куст веткой ему машет, чтобы остановился.
- Ну, как, человек добрый, побывал у Волшебницы?
- Побывал!
- И что она оказала?
- А вот что. У корней твоих закопан кувшин с золотыми, он мешает корням твоим разрастись, оттого ты и чахнешь.
- Если так, будь добр, выкопай кувшия с золотыми и возьми все себе. И мне услугу окажешь, и сам не будешь внакладе.
- Нет, - отвечает лентяй, - зачем мне землю рыть, уставать, лучше пойду, меня в пути счастье ожидает, и всего будет у меня вдоволь и без тебя.
Пошел он дальше. И вот уже встречается ему снова волк.
- Ну как, видел Волшебницу?
- Видел.
- И что она сказала? Как мне волосы отрастить?
- Сказала, что должен ты для этого сожрать сердце бездельника и лентяя.
- А еще что ты видел, что слышал? Где побывал?
- Многое видел. Видел увядший куст виноградный. У его кореней кувшин с золотыми закопан, мешает ему расти. Просил он меня выкопать деньги и взять их себе, а мне они ни к чему. Все равно меня счастье в пути ожидает, и будет у меня всего вдоволь.
- И еще кого видел?
- Видел большущую рыбину с раздутым зобом, полным драгоценных камней. Просила меня рыба разрезать ей зоб, выгнуть те камни и тем ее от беды избавить. Но я торопился и дальше пошел.
Подумал, подумал волк. Кого лень обуяла, решил он, ума у того мало.
- Ленивей тебя и глупей никого не знаю, - сказал он. - Не потрудился выкопать кувшин с золотыми, не стал резать рыбий зоб, чтобы вытащить драгоценности. А ведь мог с этим богатством до самой смерти жить-поживать, не зная забот.
Кинулся вола на лентяя и сожрал его без остатка.
С той порй говорят: кто ждет, чтобы вишни падали в рот, - до добра яе дойдет.
О чем поют жаворонки
Жил-был когда-то король, и был у короля один- единственный сын. Случилось так, что заболел наследник. Созвал король врачей со всего королевства и приказал им вылечить сына.
Стали врачи больного смотреть, стали совещаться, чем его лечить. Не могут болезнь определить, не могут лекарства назначить. С тем и ушли.
Король тогда бросил клич на всю землю - кто королевича вылечит, тот получит подарки дорогие, богатства несметные.
И вот пришел во дворец старец-ведун. Осмотрел королевича и сказал: "Выздоровеет королевич, когда съест язык птицы-нептицы, которую убьет человек-нечеловек ружьем-неружьем, сделанным из дерева-недерева". Сказал старец эти слова и ушел из дворца, не требуя подарка.
Созвал король своих бояр, сообщил им старцевы слова и спросил совета: что это за птица-нептица, кто тот человек-нечеловек, что это за ружье-неружье, сделанное из дерева-недерева.
Стали бояре думать, королевскую загадку разгадывать.
Подумали и сказали в один голос:
- Птица-нептица - это, конечно, жаворонок. Он, хоть и летает, да больше по земле ходит. Он, хоть и поет, да только в небе, не как другие птицы. А. спев, на землю падает, ну точно камень.
- А человек-нечеловек, - сказали бояре,- это, ко- нечно, пастух. живет он не в селе, как все люди, а в кодрах, как дикий зверь. Не с людьми время проводит, а с овцами - какой же он настоящий человек?
- А дерево-недерево,- решили бояре, - это, верно, липа. Древесина у липы мягкая, непрочная - где ей равняться с настоящим деревом!
А ружье-неружье - чего уж тут гадать! - это ведь лук со стрелами. Лук этот сделан целиком из липы, тетива из лыка.
Послушался король бояр. Сделали бояре лук и приказали привести пастуха.
- Вот тебе липовый лук, - сказали бояре. - Иди и застрели нам птицу - нептицу жаворонка. Мы вырвем у него язык, дадим королевскому сыну, и он выздоровеет.
Взял пастух лук и пошел охотиться на жаворонка.
Жаворонок то прямо к солнцу взлетал и заливался там звонкой песней, то камнем вниз бросался - дразнил охотника. Пастух уже устал гоняться за ним, как вдруг жаворонок сел на землю и спросил человечьим голосом:
- Почему ты преследуешь меня, неужто убить хочешь? Ведь мы с тобой давние знакомые, прежде тебя никто йа холм не взбирается - и я первый песню запеваю, когда тебя увижу. Друг я тебе, а ты стрелу на меня нацелил.
И открылся жаворонку пастух.
- Не я тебя хочу убить - бояре. Так они порешили на королевском совете. Посчитали они меня человеком-нечеловеком, а про тебя сказали, что ты птица-нептица. Дали они мне в руки ружье-неружье - лук липовый, тетива лыковая - все из дерева-недерева. Приказали убить тебя, чтобы лишить тебя языка твоего; а языком этим вылечат королевского сына.
Рассмеялся тут жаворонок.
- Обманули тебя бояре! Птица я, настоящая, неподдельная. Крыльями взмахну - взлечу высоко. Клюв открою - песня польется. И птенцов вывожу, как другие птицы. А зима настанет - с вьюгой-мете- лицей борюсь, на родных местах остаюсь, в чужие земли не лечу. Ну-ка скажи - много ли таких птиц на свете? И про себя подумай: какой же ты человек-нечеловек, если и в дождь, и в холод отару бережешь, о каждом ягненке заботишься, сил своих не жалеешь ради людей. Самый ты и есть настоящий человек1 И липа - дерево, - говорил жаворонок. - Ну-ка; вспомни, из чего стропила над твоей крышей, балки на твоем чердаке! А чем ты щи хлебаешь - разве из дуба твоя ложка вырезана? Настоящее вто дерево - липа. И лук твой со стрелами - доброе оружие. Сколько врагов отогнали от родных очагов этим оружием! Если же хочешь знать, что такое ружье-неружье, - так это трубочка из бузины, иа которой мальчишки горохом стреляют. Бузина и есть дерево-недерево, потому что почти вея она из мякоти, только трубка твердая. А вот люди-нелюди - это те, кто тебя убить меня послал: бояре чужеспинники, баре-тунеядцы. Вот уж точно - люди-нелюди они, потому что не голова у них на плечах, а липовый чурбак!
У боярина под шапкой
Ума очень мало,
Ну, а может быть, и сроду
Его не бывало!
Спев эту песенку, жаворонок взлетел высоко в небо, к самому солнцу.
Все жаворонки, чуть завидев пастуха, то взлетают высоко-высоко, то падают камнем вниз и вее время. поют:
У боярина под шапкой
Ума очень мало,
Ну, а может быть, и сроду
Его не бывало!
Песенку эту жаворонки поют и по сей день.
Украинские сказки
Вьюн и щука
Однажды щука захватила вьюна в таком уголке, что и податься ему было некуда. Вот видит он, что беда неминучая, и говорит:
- А вы, матушка-голубушка, уже исповедались?
- Нет.
- Так ступайте, я вас поисповедаю, а потом уж меня и съедите.
Она его спрашивает:
- А где же ты меня исповедовать будешь?
- Да тут есть и церковка.
Вот она и послушала его, идут к церковке. А он подвел ее к верше и говорит:
- Идите за мной.
Влезли они в вершу, а ей уже назад не выбраться, а для вьюна-то семнадцать дверей в той верше; вот вылез он быстро, бегает вокруг верши и говорит ей:
- Сиди, святоша, пока придет рыбак-мехоноша!
Сказка о чудесных гуслях
Жил один мельник-волшебник. И был у него помощник-засыпка, который ему помогал и в работе. Вот проработал этот засыпка три года и говорит:
- Мастер, дайте мне сколько-нибудь денег на дорогу, я домой пойду.
А мастер и говорит хлопцу:
- Денег у меня нету, а дам я тебе такие гусли, что как заиграешь на них, то разные чудеса увидишь.
Взял хлопец гусли и пошел. Идет и идет, а дорога вела через лес, и напали на него в лесу разбойники. Спрашивают его:
- Ты, мельник, куда торопишься?
- Домой,- говорит,- спешу.
- Давай деньги, а не дашь, - тут тебе и смерть!
- Нету у меня денег, а вот есть такие гусли, что как заиграть на них, то разные чудеса явятся.
- Ну, так сыграй.
Начал мельник играть, стали разбойники танцевать, никак остановиться ме могут.
- Перестань, перестань, белый мельник, играть, дадим мы тебе мешок золота!
Перестал мельник играть, и принесли ему воры целый мешок золота. Взял мельник мешок золота и пошел себе домой. Приходит он домой. А разбойники между собой говорят:
- Эх, дураки мы, дураки, так танцевали, что чуть было богу душу не отдали, да еще мешок золота ему подарили.
Вот и собрался один из разбойников на поиски хлопца. Приходит разбойник в суд и обращается к судье:
- Такой-то вот мельник украл у меня мешок золота.
Судья, недолго думая, позвал судейских и велел им этого мельника поймать. Разбежались судейские в разные стороны и поймали белого мельника, привели его в суд.
- Ты украл,-спрашивает судья мельника,-мешок золота?
- Нет,- говорит,- мне разбойники сами его дали.
- Неправда,- говорит судья,- разбойники никому золота не дают, наоборот, они отнимают, тебя должно повесить!
Вот начали ставить среди села виселицу. Собрались люди поглазеть, как будут вешать мельника. А мельник и говорит:
- Люди добрые, дозвольте мне в последний раз заиграть на моих гуслях, а то потом уже не сыграю.
А разбойник кричит:
- Ой, ой, не велите ему играть!
- Нет,- говорит судья,- надо его последнее желание исполнить.
И только заиграл он на гуслях, как пустились все в пляс, заплясали даже кошки и собаки, а мельник все играет и играет, и признался, наконец, разбойник, что он и вправду дал ему мешок золота.
Тогда мелыника отпустили, а разбойника повесили
Сказка о панской чупрыне
- Мужик, побойся бога, спаси меня! - кричал, утопая, злой пан.
Увидел его мужик с того берега, пораздумал и говорит:
- Как же я вас, .пан, спасать буду, ежели вас за волосья тащить надо, а вы ведь наш пан?
- Тащи, как хочешь, лишь бы от смерти спастись.
Мужик думает, думает, а тут сбежалось много народу, говорят:
- Да разве можно пана за чупрыну хватать? Что ж он за пан будет, ежели его мужик станет за чупрыну таскать!
- Эге ж,-отозвался кто-то,-это не годится, чупрына панская не для того; это, пожалуй, только мужицкая чупрына, чтоб таскали ее паны, как хотят и куда хотят!
Так люди думали, гадали да на берегу разговоры вели, что делать. А пан все кричал:
- Кто в бога верует, спасайте! - Кричал, да так и утонул.
Комар оводу не товарищ
Летит овод, по сторонам поглядывает, а под кустиком в холодке комар сидит. Овод и говорит ему:
- Полетим, брат, за компанию!
- Э, тебе-то хорошо, у тебя одни только ребра, а я человек толстый, солнца боюсь.
- Ну, если так, то прощай.
- Доброго здоровья,-ответил комар.
Только село солнышко, летит комар, песенку напевает, а сам думает: "Встречу коня либо человека, вот и съем!" Глядь-на сухой ветке сидит, надувшись, овод и подремывает.
- А, здорово, дружок! - говорит комар, толкнув овода ногой.
- Ну, что? Здорово,- отвечает спросонок овод.
- Полетим, брат, теперь за компанию!
- Не полечу, холодно, да и боюсь жупан росой замочить.
- Ну, так прощай! Видно, овод комару не товарищ!
- Доброй ночи,-ответил овод, потер задние ножки одну о другую, да и захрапел.