Возрастная периодизация речевого развития детей по Т.Г. Визель (2006)
0-6 месяцев | Потребность слышать речь. Гуление как врожденный рефлекс. Преобладание гласных звуков. |
6 месяцев-1 год | Этап синтетического (синкретического) познания речи. Лепет как попытка подражания речи, реализуемая с участием двуполушарной коры мозга. Однако преимущественное участие в организации лепета принимает подкорковый уровень мозга. Подготовка речевого механизма к сложным речевым актам. Понимание слов и простых фраз. Появление отдельных слов. Необходимы разнообразные звучащие игрушки. |
1-1,5 года | Подражание животным (мычание, рычание, жужжание, шипение и т.д.). Продолжение подготовительного этапа и начало собственного речевого. |
1,5-2 года | Лепетные слова, ритм и интонации близки к настоящим словам. Совершенствование интонации речи и жестов. Первые слова из 2-х и 3-х неповторяющихся слогов. Эхолалическая имитация речи (повторение без понимания). Произнесение слов происходит без деления на звуки. |
2-3 года | Период осмысленной речи. Слова выполняют смысловую роль. Слова еще не делятся на звуки. Ребенок должен слышать большое разнообразие шумов как основу для развития речи (шипение, свист, звон, скрип, удар, голоса животных и птиц, звуки природы, ритмы и т.д.). Активное овладение звуками речи, что предполагает повышение активности слуховых (височных) долей мозга обоих полушарий. Первые попытки соединять слова в предложения. |
3-5 лет | Возраст речевого взрыва, период нерасчлененного фонетико-фонематического развития. Активизация речевого механизма и появление фразовой речи. Появляется обобщающая функция слова. Речь становится развернутой, диалогической и монологической. Устанавливаются отношения между словами, действиями, предметами, людьми. Развивается фонематический слух. Фонетико-фонематическое восприятие и воспроизведение звуков речи разделяется на фонетическое и фонематическое, что является базой для овладения чтения и письма. Для ребенка важны книги, мультфильмы, театр и т.д. Функционально активны все речевые зоны мозга, а также те, которые обеспечивают предметно-образно-логическое содержание высказываний (височно-затылочные доли обоих полушарий). Координирующая, регулирующая и мыслительная роль принадлежит лобным долям мозга. |
И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина (1998) указывают на то, что к 1 году ребенок с нормальным психическим и речевым развитием должен использовать 7-14 слов; к 1,5 годам словарный запас ребенка должен составлять 30-40 слов; к 2 годам - 300-400 слов; к 2,5 годам - 1000 слов; к 6 годам – 4000 слов.
Развитие речевой деятельности как высшей психической функции должно пройти следующие этапы формирования:
- до 7-ми лет – правополушарный этап развития (тональное звукоразличение, зрительно-моторные координации (ритмы), пространственные представления, соматогнозис (восприятие тела), зрительное восприятие, копирование, обоняние, осязание, вкус и т.д.);
- к 7-ми годам должен сформироваться фонематический слух;
- к 8-9-ти годам - квазипространственные вербальные синтезы и программирование самостоятельного речевого высказывания;
- к 12-15-ти годам - произвольный самоконтроль над речевой деятельностью.
В каждый онтогенетический период программа развития речевой деятельности может выполняться при обеспечении определенных условий: предшествующие этапы развития должны быть пройдены последовательно и своевременно; для ребенка должны быть обеспечены стимулирующие социальные условия для развития.
В возрасте 7 лет у ребенка хорошо развита только «внешняя» речь, поэтому он мыслит в буквальном смысле вслух. Читать и размышлять ему необходимо вслух до тех пор, пока не будет развита «внутренняя» речь. Перевод мыслей в письменную речь – это еще более сложный процесс, который задействует многие зоны коры больших полушарий: чувствительную, основную слуховую, центр слуховых ассоциаций, основную зрительную, моторную зону речи и познавательный центр. Интегрированные схемы мышления передаются в область вокализации и лимбическую систему, что делает возможным построение слов в устной и письменной речи. Наличие «внешней» речи и недостаточно развитая функция контроля над речью у детей 7-ми летнего возраста объясняет их повышенную болтливость по принципу «что вижу, о том и говорю».
По мнению В.И. Гарбузова критерием нормального психического развития ребенка является характер задаваемых вопросов. Так, до 2-2,5 лет ребенок должен задавать так называемые «горизонтальные» вопросы: «что это?» и «кто это?»; к 3 годам должны возникнуть вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?»; с 3 до 4 лет появляются «глубинные», или «вертикальные», вопросы по сути «почему?», «что внутри?», «кто сделал?»; к 5 годам – самый важный вопрос «что будет?» (Гарбузов В.И., 2005. С.255).
Формулируя задачу социализации, В.И. Гарбузов пишет о том, что до 3 лет у ребенка должна быть сформирована установка «нельзя»: «Если «хочу», но – «нельзя», то от «хочу» необходимо отказаться». До 5 лет еще две установки – «надо» и «стыдно»: 1) «Если «не хочу», но «надо», то от «не хочу» необходимо отказаться»; 2) «Если «хочу», но «стыдно», то от «хочу» следует отказаться» (Гарбузов В.И., 2005. С.146).
Ниже приводятся упражнения, которые можно использовать для развития речевой деятельности на правополушарном этапе развития детей в условиях семьи и детского сада.