Соотношение (2) показывает, что дисконтированное к первому периоду суммарное потребление равно дисконтированному суммарному доходу. Это ограничение называется межвременным бюджетным ограничением.
По аналогии с теорией поведения потребителя, в котором в качестве благ выступает потребление в первом периоде С1 и во втором периоде С2, можно считать, что потребитель решает следующую задачу:
U (C1, С2) max
при условии С1 + С2/ (1 + r) = Y1 + Y2 / (1+r),
где U (C1, С2) – функция полезности потребителя. Из курса микроэкономики известно, что оптимальное решение находится в точке А – касания кривой безразличия и линии бюджетного ограничения (рис.1).
В точке А предельная норма замещения потребления первого периода потреблением второго периода (MRS) равна отношению цен рассматриваемых благ или тангенсу угла наклона бюджетного ограничения:
MRS = 1+r
Увеличение дохода в любом периоде (при прочих равных условиях) увеличивает дисконтированный суммарный доход и, следовательно, на графике сдвигает линию бюджетного ограничения параллельно вправо. Так как потребление является нормальным благом, то его величина в обоих периодах увеличивается.
Это означает, что потребление в первом периоде возрастает даже при текущем неизменном доходе, если в будущем ожидается увеличение дохода. Функция потребления Кейнса такой возможности не учитывает.
Увеличение ставки процента означает, что линия бюджетного ограничения становится круче, так как меняется соотношение цен потребления в первый и второй периоды. Потребитель может теперь больше, чем раньше, потребить в будущем, отказываясь от единицы потребления в настоящем. Таким образом, при росте ставки процента растет альтернативная стоимость (относительная цена) потребления в первом периоде. Поэтому в соответствии с эффектом замещения увеличится потребление во второй период и уменьшится в первый.
|
|
Рис.1
В модели рассматриваются потребители двух типов:
1. те, кто предпочитает сберечь часть дохода первого периода, чтобы больше потратить во втором – «сберегатели»;
Те, кто предпочитает занять под доход второго периода, чтобы больше потратить в первом – «заемщики».
Необходимо учитывать эффект замещения и эффект дохода.
Эффект замещения:
при росте процентной ставки потребление во втором периоде становится более дешевым благом по сравнению с первым периодом, то есть уменьшение потребления в первом периоде (С1) увеличивает сбрежения в этом периоде (S1):
-ΔС1=ΔS1
Это приводит в повышению потрбления во втором периоде С2 на величину rΔS1.
Другими словами, уменьшение потребления на 1 единицу в первом периоде С1 приводит к росту потребления во втором периоде С2 на величину, большую единицы.
Таким образом, эффект замещения действует в сторону увеличения потребления во втором периоде и уменьшению потребления в первом периоде, что приводит к увеличению сбережения в первом периоде.
Эффект дохода:
Отражается в изменении потребления и в первом, и во втором периодах, которые связаны с переходом к новой кривой безразличия, показывающей более высокий уровень потребления.
Данный эффект по-разному влияет на состояние экономических субъектов, находящихся в роли кредиторов и заемщиков.
Для кредитора эфффект дохода – величина положительная, увеличивает потрбеление С1 и С2.
Для заемщиков отрицательный эффект дохода сокращает потрбление в обоих периодах. Сбережения кредиторов снижаются , а заемщиков увеличиваются.