Что содержит просяное зерно?
Все злаки носят отпечаток кремния, а просяное зерно особенно. Кремний придает формирующую силу, раскрывает сущность растения для света и тепла.
Содержание жира составляет 5 процентов и почти так же высоко, как у овса. Жир, в свою очередь, связан с действием тепла. Относительно содержания фтора в анализах приводятся различные данные.
Однако решающим является не имеющееся количество, а фторный процесс. А он представляется у проса протекающим интенсивно, при тенденции к отвердеванию.
Содержание белка составляет около 10 - , сахара 0, 5 - , декстрина 1,1 - , крахмала 60 - , сырых волокон 2,5 - , минеральных веществ всего 2,8 - . Шелуху зерна проса нужно удалить, прежде чем переработать на продукты питания для человека. Использование проса очень затрудняется тем, что устройства для обрушивания проса в Центральной Европе все более редки.
Просяная мука имеет плохие пекарские качества, поэтому просо используется в виде каши. Из зерен проса можно получать глюкозу, пищевое масло и крахмал.
О ВОЗДЕЛЫВАНИИ 41
Посев в тех областях, в которых возможны поздние заморозки, осуществляется не ранее середины мая. При этом просу для прорастания необходимы дневные температуры 8-10 градусов. Посевное и итальянское просо предпочитают оптимальную температуру от 32 до 35 градусов. Сорго нуждается в выраженном тропическом климате с еще более высокими температурами. Однако посевное и итальянское просо растут также и в умеренном среднеевропейском климате, только все растение более низкое, и урожайность ниже. Почва должна иметь возможность быстро прогреваться на песчаной или глинистой основе. Реакция почвы должна быть нейтральной. Уплотненные или кислотные горизонты в почве, которые легко образуются, если почва неправильно обрабатывается и удобряется, неблагоприятны для роста проса. Потребность в осадках составляет около 400-700 миллиметров в год. В противоположность рису просо является растением сухого климата и может поэтому возделываться как дополнительная культура. Просо нужно высевать неглубоко, примерно на глубину 1-1, 5 сантиметра.
Поскольку просо имеет длительные периоды прорастания и начального развития, можно при помощи бороны бороться с быстрее растущими сорняками. Кроме того, перед посевом поле нужно чаще подвергать неглубокой обработке, для чего весной достаточно времени благодаря поздним срокам посева. Для того чтобы избежать быстрого развития сопутствующих трав, рекомендуется использовать клевер в качестве предшественника.
Уборка урожая производится с конца августа до начала сентября. Поскольку зерна проса в состоянии полной зрелости легко выпадают, использовать комбайн не рекомендуется. Просо следует убирать до достижения полной зрелости, потом оно дозревает в скирдах, а затем его нужно разложить на брезенте на машины или обмолотить на поле, для чего можно использовать комбайн, однако очень осторожно, потому что иначе весь урожай окажется на земле. Чтобы отгонять птиц, можно натянуть над возделываемой площадью сеть с мелкими ячейками. Урожайность составляет у настоящих видов (посевного и итальянского проса) от 1800 до 2000 килограмм с гектара.
ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ПРОСА
Возделывание проса в нашей стране теперь едва заметно. До 19 века было по-другому. Тогда просо, наряду с ячменем, гречкой и овсом было популярно для приготовления каши. Во многих местах его называли просто «хирзе» (каша). Название населенных пунктов, как Хирзланден, Хирзау и Хирзинген, а также фамилии Хирзкорн, Хирзенеггер и Хирзингер напоминают о прежнем возделывании проса.
Старые обычаи также свидетельствуют о значении, которое имело просо в сознании людей. Оно считалось символом усердия. Поэтому невесте в день свадьбы насыпали в туфли зерна проса. Невесту с женихом обсыпали зернами проса, как символ плодородия. Этот обычай основывался на мифе: Хольда, богиня любви и плодородия, жила в Хирзеберге.
Пшено в давние времена называлось также «хирш» (олень). В день святого Берхтольда из проса выпекали «оленьи рожки» («хиршхёрнли»), печенье в форме оленьих рогов. Олень считался животным Солнца.
Среди многочисленных видов Panicum, которые распространены как дикорастущие травы по всей Земле, особенно в тропиках, не удалось найти непосредственного предшественника нашего культурного проса. Исторические документы, которые могли бы бросить свет на тайну первой селекции, также отсутствуют. На основании духовнонаучных исследований Рудольфа Штайнера Альфред Устери42 пишет о раннем появлении проса. Он представляет выведение злаков из дикорастущих трав как способность человека периода древней атлантической культуры. Так можно также объяснить, что сегодняшние центры возделывания проса находятся на южном из тех двух путей, по которым жители Атлантиды после гибели своего континента перебирались на Восток.
Старейший документ, который сообщает о посевном просе, находится, как уже упоминалось, в Китае. В указе императора Шен-Нунга, приблизительно в 2800 году до н. э., упоминаются пять растений, которые у китайцев считались священными: рис, чумиза и сорго, пшеница и соевые бобы.
Насколько сильно китаец чувствовал свою связь через просо с божественным миром, показывает китайская сказка о просе, которая была пересказана Устери. Один мальчик нашел просяное зерно, из которого вырос колос. Тут прилетела птица Рок, сорвала колос и улетела вместе с ним и мальчиком прочь. Так она увлекла обоих в чужой мир. Через некоторое время мальчик вновь возвратился на свою земную родину, нагруженный подарками, не земными, а подарками с золотого и серебряного островов, которые лежали по ту сторону моря. Устери добавляет: убеждение, что от проса исходят хорошие духовные потоки, побудило жителей Явы высевать просо вокруг рисовых полей. Они считают, что под его влиянием рис растет более мощно и приносит более высокий урожай.
Предполагают, что культура сорго на севере Африки более древняя, чем в Китае. В качестве исходной культуры называется сорго аллепское, которое распространено не только в Передней Азии, но и, как показывают находки в Бразилии, в Америке.
Зерна проса были обнаружены в европейских свайных постройках каменного и бронзового веков, а также было доказано их существование в древнем Египте в додинастический период. Галлы, как свидетельствует Маурицио, возделывали в основном просо. У германцев просо также было популярно, но позднее его вытеснил овес.
В средние века просо было очень распространено в Германии, России и Польше. Его обрушивали, затем обжаривали и сушили на плите или в духовке.
Сегодня просо находят еще в Северном Китае, в Средней Азии, Индии, на юге России, в Южной Франции, Африке, Южной Америке и в Соединенных Штатах Америки. Мировое производство проса выше, чем овса и ржи, но ниже, чем пшеницы, кукурузы и риса. Больше всего проса производится в Соединенных Штатах Америки, Индии, Нигерии, России и некоторых африканских государствах.
ДЕЙСТВИЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
Сущность проса определяется кремнием и теплотой. Древние врачи сказали бы: просо сухое и теплое. В нем живет цветочный элемент, об этом свидетельствует вид рыхлой метелки. И все-таки мы не должны забывать, что во всех злаках действуют «корневые силы», это значит солеобразный, минерализующий принцип. То и другое соединены в просе: согревающее, освобождающее - и твердое и прочное. Они так хорошо сочетаются в этом зерне, потому что минерал, появляющийся здесь, кремний, проницаем для тепла и света. Кроме того, он растворяется в живой ткани в виде «коллоидов», то есть в форме крошечных шариков.
КРЕМНИЕВАЯ ДИНАМИКА
Человеческий организм пронизан тонкой кремниевой структурой, лучи которой достигают кожи и органов чувств. Наши глаза вычеканены кремнием, наша внешняя оболочка, кожа, подобна кремниевому одеянию. Внутренние органы также имеют кремниевую оболочку. Благодаря этому создается закрытость. Однако одновременно могут создаваться и связи, потому что кремний проницаем для тончайших входящих влияний, таких как свет и тепло, так что он может служить для передачи раздражений.
Питание на основе проса активизирует кремниевый организм. Это проявляется сначала в оздоровляющем воздействии на кожу и ее роговые образования: ломкие ногти снова становятся гладкими и их легче подрезать, волосы приобретают красивый блеск.
В отношении кожи мы подвергаемся опасности стать либо слишком «толстокожими», либо слишком открытыми для раздражающего действия окружающей среды. Современный человек окружен океаном раздражителей, воздействующих на органы чувств, и поэтому у него слишком легко возникает стремление оградить себя от внешнего мира. Этого он надежнее всего достигает при помощи мясного и картофельного питания: телесная организация становится плотнее, и дух-душа сильнее привязаны к ней.
Однако человек утрачивает проницаемость для тонких духовных потоков, его способность к восприятию духовных взаимосвязей притупляется. Цена за отгороженность от внешних раздражителей слишком высока. Поэтому многие обращаются к питанию, в котором процессы кремния особенно активны, как, например, в злаках и особенно в просе.
Тогда функционирование периферии, и тем самым защитные силы укрепляются по отношению к внешним воздействиям, и при этом не утрачивается духовная чувствительность.
Пшено хорошо зарекомендовало себя в лечении кожных заболеваний как диетическая пища. В таких случаях рекомендуется действовать последовательно. Это означает: утром мюсли с просяными хлопьями, фруктами, орехами, медом. В обед сырые овощи или овощной гарнир с вареным и пикантно приправленным просом, вечером пшенная каша с сушеными фруктами. Этого режима питания нужно придерживаться в течение нескольких недель. При необходимости можно ввести промежуточные приемы пищи, состоящие из кисломолочных продуктов.
Для поддержки лечения заболеваний глаз также следует рекомендовать диету на основе проса.
Инстинктивную любовь к пшену мы часто обнаруживаем у детей. Они интенсивно живут чувствами и требуют пищи, которая питает их в процессах чувственного восприятия.
Оболочки внутренних органов также не должны быть ни слишком тонкими, ни слишком толстыми. Они должны быть в меру, чтобы органы могли «воспринимать» друг друга. Например, печень должна «знать», что делает почка. Однако они не должны также взаимно раздражать друг друга, как это имеет место при вегетативной дистонии. За все это отвечает «кремниевый организм». Мы поддерживаем его функцию с помощью питания на основе проса (см. также стр. 46).
Из-за высокого содержания кремния просяную мякину охотно используют для наполнения подушек, особенно для грудных детей. Она придает формирующие силы и хорошо действует на кожу.
Фтор делает просо ценным продуктом питания для предупреждения кариеса зубов. Здесь оно вместе с овсом, вероятно, занимает первое место среди злаков.
Однако в одном просо испытывает недостаток. Это известь. Поэтому рекомендуется в качестве компенсации давать вместе с пшеном молоко.
ОБРАЗОВАНИЕ ТЕПЛА
Опасные болезни нашего времени, такие как склероз, дегенерация клеточной ткани с отложениями и карциномами основываются на «оцепенении» как следствии недостаточного пронизывания организма теплом. В противоположность этому смертельные болезни наших предков, туберкулез, чума, тиф или холера сопровождались высокой температурой.
Для раковых больных типично, что у них редко повышается температура. При карциномах апробированным лечебным средством считаются горячие ванны, при помощи лечения омелой терапевт также стремится добиться повышения температуры.
Высокая температура - это не симптом болезни, с которым надо бороться, она имеет также целительный эффект. Более того, часто она является средством борьбы против болезней цивилизации. Это особенно относится к нашим детям. Для них существует угроза, что в их росте появится некая окостенелость. Глубоко трагично то, что из-за прививок у многих детей отнята возможность этого целительного развития. Кроме того, в высшей степени безответственно встречать антибиотиками каждую инфекцию, сопровождающуюся повышенной температурой.
Из-за чего тормозятся тепловые процессы у современного человека, что действует на него охлаждающе? Здесь нужно привести несколько причин: подчеркнуто холодная голова, доминирующий интеллект, тренировка успеваемости уже в школе, страх перед неудачей, подавление жизни чувств, идущих от теплого сердца, недостаточное движение, блокада воли, отсутствие горячего воодушевления, скованность душевной жизни - все это действует вместе. Однако следует упомянуть еще и нецелесообразную одежду, и, прежде всего, обычную рафинированную пищу, потому что обмен веществ, собственно генератор тепла, активизируется ею слишком мало. Возможно, сейчас читатель подумает об ощущении жара и о лице, покрасневшем после обильной трапезы с большим количеством мяса и жира, и заметит: да ведь это разогревает! Да, наружу, по направлению к периферии. Но там тепло теряется. Внутренним клеточным тканям тепла недостаточно: тяжелый животный жир блокирует образование тепла - в этом одна из причин склероза.
Совсем другое действие оказывает просо. Оно активирует обмен веществ и разогревает изнутри. Этот эффект известен уже давно. Существует старое благословение аббата Эккерхарда из монастыря Санкт Галлен: «Пусть просо не принесет тебе лихорадки и жара.» Этого раньше боялись. Однако сегодня выработка тепла является благом, повышение температуры из-за употребления проса для современного человека более не представляет опасности. Так мы можем изменить древнюю поговорку и сказать: пусть пшено принесет тебе тепло, лучшее средство для профилактики вреда, наносимого цивилизацией!В заключение этих рассуждений нужно привести сказку о сладкой пшенной каше из собрания сочинений братьев Гримм43. В ней живет нечто от все переполняющей питательной силы проса.
СКАЗКА О СЛАДКОЙ КАШЕ
Жила-была однажды бедная набожная девочка, жила она одна с матерью, и им нечего было есть. Тогда крошка пошла в лес, и ей встретилась старая женщина, которая уже знала о ее беде и подарила ей горшочек, которому нужно было сказать: «Горшочек, варись», - и он варил вкусную, сладкую пшенную кашу, а когда она говорила: «Горшочек, хватит», - он переставал варить. Девочка принесла горшок своей матери, и теперь они избавились от своей нищеты и голода и ели сладкую кашу, когда хотели. Однажды девочка ушла из дома, а мать сказала: «Горшочек, вари», - он начал варить, и она наелась. Тогда она захотела, чтобы горшочек перестал, но забыла слово. И вот горшочек варит и варит, и каша ползет через край, а он все продолжает варить, вот уже кухня и весь дом полны кашей, и второй дом, и затем улица, как будто он хотел накормить весь мир, и пришла беда, и никто не знал, как ей помочь. Наконец, когда остался только один единственный дом, пришла девочка и сказала только: «Горшочек, перестань», - он остановился и прекратил варить, а тот, кто хотел попасть в город, тому нужно было выедать себе дорогу.
РОЖЬ
О СУЩНОСТИ РЖИ
Рожь предъявляет к почве меньшие требования, чем пшеница. Она довольствуется меньшим, и ее можно возделывать на бедных почвах, где пшеница больше не растет. Это в особенности относится к возвышенностям. В немецких горах мы находим ее на высоте до 900 метров, в Альпах она поднимается зачастую до 1400 метров, а в области Муттерхорна даже до 2012 метров. Это настоящий горный злак.
Рожь любит эфирные условия с большим количеством света, воздуха и прохлады. Благодаря зимостойкости область ее возделывания охватывает Центральную Европу, Голландию, отдельные части Скандинавии, а также восточные области, в особенности Польшу и Россию. В Мекленбурге, Тюрингии и в Австрии она зовется просто «зерно». Это означает, что там ее ценят больше всех злаков.
Рожь поражает нас своим мощным видом, ее стойкость выражается в статических соотношениях. Ранее уже приводились цифры: высота растения относится к диаметру стебля примерно как 300-500 к 1. Представим себе башню высотой 500 метров и диаметром 1 метр. Это соответствовало бы статике ржи. И еще: стебель несет мощный колос, он качается на ветру и противостоит ветру и бурям.
Этому образованию требуются мощные корневые силы. Рожь проникает своими корнями глубоко в почву, далеко разветвляется и разрыхляет при этом почву. Ее охотно используют в севообороте, чтобы с помощью ее энергичного корнеобразования разрыхлить почву.
Колос ржи всегда имеет ости. Это указывает на интенсивный кремниевый процесс. Однако у ржи нет чешуек, зерно, как и у пшеницы, голое.
Зерно ржи продолговатое, окраска его от серо-голубой до желтоватой. Поскольку зерно прорастает еще около точки замерзания, рожь преимущественно возделывают как озимый злак. Ее высевают в сентябре на убранных и подготовленных полях.
Нечто особенное представляет собой светящийся красный цвет кончиков побегов ржи. Это продолжается очень короткое время, затем она снова зеленеет.
Еще до наступления холодов высеянная рожь может начать куститься, и тогда ее зимостойкость сильно повышается, она становится морозоустойчивой. Развитие растения продолжается целый год, рожь переживает все месяцы годового цикла. В августе наступает время уборки, в следующем месяце снова производится посев.
Рожь цветет, в зависимости от климатических условий и места возделывания, в конце мая или в июне. Уже рано утром, около 6-7 часов, начинается цветение. Цветковые чешуйки раздвигаются пещеристым телом, и пыльцевые мешочки выдавливаются наружу. Потом они разрываются, и ветер может теперь разносить пыльцу над полем. У пшеницы опыление происходит внутри колоса, рожь же зависит от чужого опыления. Это причина, по которой нелегко сохранить чистоту сорта ржи. Она легко смешивается с сортом другого поля, если облако пыльцы перейдет границу.
ВЫВЕДЕНИЕ И ВЫРАЩИВАНИЕ
Современная селекция стремится к тому, чтобы получить сорта ржи с более высокой урожайностью. Самый известный сорт ржи - это «фон Лоховс Перкусер». Дипломированный фермер Алмар фон Вистингхаузен пишет о его возникновении: «Господин фон Лохов, владелец имения Пекус в Марк Бранденбург, во время воскресной прогулки в полях нашел совершенно особенное растение ржи с красивыми колосьями. Благодаря селекционной работе из него получился новый, очень урожайный сорт. »44
Эта рожь имела раньше высоту до двух метров. Ее стеблями крыли соломенные крыши, или использовали в качестве жгутов для вязки снопов. Однако потом они стали мешать при машинной уборке, особенно в комбайнах. Кроме того, из-за использования минеральных удобрений рожь утратила свою стойкость. Поэтому попытались вывести рожь с коротким стеблем. Однако остистость чешуек на колосьях ржи сохранилась. Эта область является существенным органом растения, чтобы воспринимать свет и превращать его в питательное качество зерен.
В биодинамической работе Мартин Шмидт разработал новый селекционный метод для ржи, который особенно учитывает качественные стороны. Рожь «Мартин-Шмидт» имеет длинные мощные колосья и длинную солому. Она успешно выращивается во многих биодинамических хозяйствах. Химические удобрения она переносит плохо. Работы над перспективными методами продолжаются. 45
На плодородных почвах урожаи ржи, несмотря на выведение новых сортов и использование минеральных удобрений, ниже, чем у пшеницы. По этой причине предпочтение отдается выращиванию пшеницы, а возделывание ржи все больше сокращается. Кроме того, селекционерам не удалось достичь необходимого для уборки комбайнами уменьшения длины соломы при одновременном повышении устойчивости.
Рожь любит хорошо подготовленную, почти как садовые грядки, почву. Высевать ее нужно неглубоко. Старая крестьянская поговорка гласит: «Рожь хочет слышать, как звонят колокола. » Однако корни растения уходят глубоко, если они могут проникнуть в нижние слои почвы. Уплотненные или твердые нижние слои она переносит плохо. Помочь разрыхлению почвы может люпин. Алмар фон Вистингхаузен пишет об этом: «Шульц-Лупитц, влиятельный борец за использование бобовых в качестве промежуточных культур и зеленого удобрения, выращивал на песчаных почвах люпин. Подобная подготовка ржи приносила во времена до интенсивного использования минеральных удобрений надежный и намного больший урожай. К сожалению, позднее о нем забыли.»44
Благодаря свойству корней глубоко проникать в почву рожь в большой степени приобретает способность гармонизировать почву и компенсировать вред, наносимый неблагоприятными природными явлениями и человеческим воздействием. Сегодня этому большому значению ржи для сохранения наших сельскохозяйственных почв почти не уделяется внимания.
Для того чтобы получить из ржи хорошо усваиваемый, вкусный хлеб, или специальную выпечку, например, хрустящие хлебцы, нужно предъявлять высокие требования к молотому продукту, получаемому из ржи. Эти требования выполняются наилучшим образом, когда почва обрабатывается биодинамическим способом.
Все производство ржи в Федеративной Республике Германия сегодня составляет всего лишь 2,5 миллиона тонн в год. Несмотря на это, почти 80 процентов производимой в Европейском Сообществе ржи убираются в Германии. Это свидетельствует о месте ржи в немецкоязычном пространстве.
ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Как и другие злаки, рожь также является даром Деметры и ведет свое происхождение с погибшего континента Атлантида. Однако если просо нашло свою новую родину на южном пути, рожь и овес стали возделывать в северных широтах. При этом мы не должны представлять себе сегодняшнюю форму возделывания. Земля была тогда еще гораздо сильнее и пластичнее, чем в более поздние времена, ее не нужно было пахать. Кроме того, у людей была способность как бы «магическим» образом влиять на рост растений, и они могли каждый раз заново «выводить» злаки из дикорастущих форм. Эта способность была утрачена в период после Атлантиды. Однако формы злаков сохранились у людей и росли в соответствующих им климатических условиях. Они, в свою очередь, определяли человеческие расы, которые жили за счет злаков. Рожь была родственна ландшафту возвышенностей с простыми почвами, какие имеются в северной и восточной частях Европы. Здесь жили народы кельтов и славян. Рожь была соответствующей этим энергичным племенам пищей, а римлянам уже тогда ржаная пища «варваров» нравилась меньше, и они предпочитали более светлую, легкую пшеницу.
Это сохранилось до сегодняшних дней в южных, но не в западных странах, таких как Франция. В западных приграничных областях Германии, где перемешаны французские и немецкие поселения, принадлежность к соответствующему народу можно распознать по светлому или темному хлебу. Гете говорит о хлебе как об «опознавательном признаке» немецкого или французского народа. Француз любит белый пшеничный хлеб, немец предпочитает темный ржаной хлеб. В своем стихотворении «Утешение солдата» Гете с юмором пишет:
«Что ж, теперь всего в достатке, Черные девушки, белый хлеб. А завтра в другом городке - Черный хлеб, белые девушки».
Теперь спросим о происхождении слова «рожь». Самое старое наименование в средневерхненемецком языке было «rocke» или «rocko». Славянин говорил «ruzi». Это обозначение напоминает о России = «russi, russj». Указывает ли это на то, что рожь особенно культивировалась в России и была там предпочтительной народной пищей? Вернер Симонис в своей книге о злаках выступает за эту точку зрения. 27.
ДАЛЬНЕЙШАЯ ОБРАБОТКА РЖИ
Рожь прекрасно подходит для выпечки хлеба. Ржаной хлеб дольше остается свежим и сочным, в то время как чисто пшеничный хлеб быстро черствеет. Лучше всего смешивать рожь и пшеницу, можно также добавить немного ячменя и овса.
Тот, кто хочет сам выпекать дома хлеб, должен приобрести электрическую мельницу для получения шрота и использовать продукт свежего помола. Очень хорошее зерно можно купить под названием «пищевая рожь Demeter». Имеется также очень хорошая ржаная мука Demeter «тип 1050».
Кроме хлеба, из ржи можно готовить множество блюд. Они имеют основательный вкус и придают силы. Раньше в нашей стране крестьянин ел на завтрак свою «черную кашу», блюдо из чистой ржи. Современному человеку не так-то просто перенести эту кашу. Он будет ощущать тяжесть в желудке. Поэтому рожь нужно помолоть более тонко, приправить тмином и, возможно, перед этим подсушить. Или можно купить ржаную термо-крупу. Здесь рожь под воздействием тепла и процесса набухания раскрывается и становится более легко перевариваемой. Способ термообработки имеет также то преимущество, что зерна хорошо хранятся даже в размолотом виде, в виде шрота или крупы.
ДЕЙСТВИЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
В древнем учении о сигнатуре, в соответствии с которым еще лечил Парацельс, по внешнему виду растения делается вывод о его действии в человеке. Какие феномены особенно выделяют рожь среди прочих злаков?
Прежде всего, это сильное корнеобразование, как противостояние минеральному, затем формирующая сила, которая проявляется в форме растения и его устойчивости. Наконец, мы чувствуем, как это значительно, что рожь в своем развитии, от посева до уборки, захватывает целый год. Мы вспомним также об интенсивном покраснении кончиков ростков при соприкосновении со светом. - Что все это должно означать для человека и его питания?
Корневые силы действуют, как мы уже представляли, на процессы в человеческой голове, на нервную систему. Это свойственно всем видам злаков, преимущественно пшенице, ячменю и как раз ржи. Ячмень, как показывает наш опыт, делает человека наиболее бодрым, рожь соединяет этот эффект со стимуляцией формирующих сил. Эти силы также исходят от головы. Минерализация проникает в костную систему и суставы. Кремниевые процессы касаются соединительных тканей. Таким образом, такой злак, который, как рожь, производит впечатление своей стойкостью, придает человеку силу выпрямиться. Как необходимо это сегодня, особенно для молодежи! Обследования новобранцев показали, что едва ли у кого-нибудь совершенно нормальный позвоночник. А разве человеку, который растет в наше время, не нужен именно «спинной хребет», чтобы устоять перед грозящим превращением в толпу?
Рассмотрим теперь отношение ржи к солнечному свету. При этом выступают три особенности: период от посева до уборки урожая охватывает целый год, первая встреча кончиков ростков со светом заставляет зелень приобрести огненно-красную окраску, рожь предпочитает возвышения, то есть высокую интенсивность света.
Что возникает в растении благодаря свету? Углевод представляет собой соединение наполненных светом сил Солнца с Землей. Под воздействием света из воды и углекислоты воздуха возникает крахмал. Он является основным питательным веществом злакового растения и накапливается в зерне. Однако углевод углеводу рознь. Решающее значение имеет связь со светом. И мы можем предположить, что углевод ржи сильно определен светом и соответственно действует в человеке.
Общеизвестно, что обмен веществ в мозге и нервах опирается на углеводный обмен. При этом речь идет не о чистом сахаре, эту задачу может выполнить только комплексное соединение с так называемыми сопутствующими веществами, как мы находим это в цельном зерне. При этом существуют качественные различия в зависимости от интенсивности света при образовании углеводов в растении. 20
Задача углеводов зерна состоит в том, чтобы сообщать человеческому организму формирующие силы. Они исходят из среднего и заднего отделов мозга. Здесь мы можем подумать об определенных центрах, функции которых в этом смысле известны. Так, при нарушении функции мозжечка проявляются искажения и огрубление образа. Также и дыхание, и речь, по данным Рудольфа Штайнера, зависят от углеводного обмена задних отделов мозга. Таким образом, здесь имеет значение питание с использованием ржи. Другая задача углеводов состоит в том, чтобы служить движению во всем организме. При этом следует подчеркнуть, что не готовый сахар сообщает силы для этого, существенное значение имеет то обстоятельство, чтобы тело затратило энергию на образование из углеводов крахмала, а из него сахара. «Питание, склоняющееся в сторону зелени, имеет углеводы, которые дают телу силы, которые нужны ему для работы, для движения... В пшенице и ржи также есть углеводы, а именно такие, что человек самым благоприятным образом готовит крахмал, готовит сахар, то есть благодаря углеводам зерновых культур может сделать себя таким сильным, как это только возможно. - Подумайте о том, какими сильными становятся именно люди из сельской местности благодаря тому, что они просто много едят своего хлеба, в котором содержатся зерновые! Вам нужно иметь само по себе здоровое тело; и именно если человек хорошо переносит грубый хлеб, это, собственно, самое здоровое питание.»46 Когда Рудольф Штайнер говорит о «грубом» хлебе, он, конечно, имеет в виду ржаной хлеб.
Из этих данных ясно следующее: рожь питает человека, его голову и конечности. Она является существенным основным продуктом питания, как для работников умственного труда, так и для людей, которые трудятся физически.
Однако рожь поддерживает здоровье и в центральной области: сердце и легкие укрепляются благодаря формирующим силам, их ритмическая деятельность стимулируется благодаря возбуждению элементов движения.
Следует отметить еще один признак, который выделяет рожь из всех других видов злаков. Это отношение к печени. Оно возникает, поскольку рожь богата калием. Калий является субстанцией, которая оказывает благоприятное влияние на печень. На это указывает детский врач Вильгельм цур Линден47 в своем основополагающем труде. И снова нужно подчеркнуть: рожь нужно готовить таким образом, чтобы сделать ее переваривание возможным даже для ослабленной печени.
В завершение рассуждений о ржи следует стихотворение из Финляндии. Крестьянин Пааво борется с силами природы, чтобы собрать урожай ржи для хлеба насущного. Ведь рожь часто возделывается в местах с неблагоприятным климатом, где люди влачат скудное существование. Однако в нужде часто вырастает братство - большее, чем в богатстве.
КРЕСТЬЯНИН ПААВО
Далеко на севере в лесах Саарьервиса Болотистую землю крестьянин Пааво пахал, Мозолистыми руками поле он обихаживал И в урожае на Господа уповал.
Он жил там с женой и детишками, Скудный хлеб добывая в поте лица своего, Канавы копал, пахал он и сеял. Весною же снег растаял на поле И смыл половину посева.
Лето пришло, градом посевы побило,
Половину колосьев оставив в поле лежать.
Осень пришла, и ночью мороз подобрал,
что осталось.
Пааво жена волосы рвет на себе, говорит:
«Пааво, Пааво, несчастный старик,
Бери посох нищего, Господь нас отринул»!
«Добавь ты к хлебу коры вполовину,
я же вдвое больше пророю канавок на поле,
в надежде на Господа будем мы ждать
урожая. »
Жена положила в хлебы коры половину,
вдвое больше канавок старик прокопал,
продал овец и купил себе ржи для посева.
Весна пришла, снег растаял на поле,
И не смыл уж ростков своими ручьями.
Но лето пришло, градом побило посевы,
Половину колосьев оставив в поле лежать.
Осень пришла, и ночью мороз подобрал,
что осталось.
Била в грудь себя женщина и причитала:
«Пааво, Пааво, несчастный старик!
Хоть бы нам умереть! Господь нас отринул.
Умирать тяжело, но жить еще тяжелее. »
За руку взял ее Пааво и так говорил:
«Проверить нас хочет Господь, не отринуть.
Вдвое больше коры примешивай к хлебу,
Я ж вдвое больше канавки пророю
И в надежде на Господа будем мы ждать
урожая. »
Вдвое больше коры она в хлеб положила,
вдвое больше канавки старик прокопал,
Продал коров и купил себе ржи для посева.
Весна пришла, снег растаял на поле,
И не смыл он ростков своими ручьями.
Лето пришло, град высыпал в поле,
Но не побил он колосьев нисколько.
Осень пришла и ночью мороз пал на землю,
от поля далеко,
Оставил посев золотой для жнеца созревать.
Пааво пал на колени, промолвив:
«Испытать нас хочет Господь, не отринуть. »
И жена его, на колени упав, сказала:
«Испытать нас хочет Господь, не отринуть. »
И радостно старцу она сказала:
«Пааво, Пааво, с радостью серп ты возьми!
Время настало пожить нам в довольстве,
Время оставить кору нам пришло
И из тонкой муки ржаной хлебы испечь. »
Пааво за руку взял ее, и сказал он:
«Жена, о жена, только тот испытания
выдержит,
кто в нужде ближнего не отринет.
Смешай хлеб с корой вполовину,
Вымерзло ведь соседское поле. »
Иоганн Людвиг Рунеберг 1804-1877
ОВЕС
ОВЕС И ГОЛЬФСТРИМ
Каждый из наших злаков имеет особую связь с климатическими условиями. Так, овес предпочитает морской климат северных широт Европы. Здесь господствует Гольфстрим, эта таинственная река в море. Без него Северная Европа была бы похожа примерно на ландшафт Лабрадора, где крупные поселения и культура земледелия и культура жизни невозможны в том виде, как мы их знаем. Гольфстрим превращает наши страны, так сказать, в «теплицу», слегка отапливаемую, хорошо увлажненную теплую грядку. Ханс Лейп48 в своей книге, подробно описывающей Гольфстрим, объясняет необыкновенную возбудимость европейцев, европейское беспокойство, «творческую лихорадку», великолепную полноту европейской культуры теплым и влажным дыханием Гольфстрима и некоторой неравномерностью его «отопления и ухода за садами». Он пишет: «Нигде в мире нет, как здесь, прирожденного недовольного, который ежедневно пропитывается климатической возбудимостью и, кажется, всегда стремится вылезть из своей шкуры.
Это вдохновило его на необычные достижения и на многие бесчинства. Это превращает его в эмигранта из всего принесенного, в скитальца и вечно ищущего. »
Не случайно овес прижился именно в этой области. При всем родстве с сырой прохладой он несет в себе огонь, который делает его пригодным для того, чтобы питать беспокойных, вечно жаждущих деятельности жителей этих регионов. Мы часто говорим о таком человеке: его овес колет.
На протяжении столетий сложилась обширная связь между климатом, человеком и предпочитаемым злаком. Для того чтобы показать это яснее, нам нужно поставить изображение женщины, которая ела рис в Пекине, рядом с западным европейцем, который ест овес. Какие различные миры открываются при этом! Конечно, сегодня у нас не едят больше так много овса. Но раньше было по-другому. Тогда овес действительно был в наших странах основой человеческого питания.
Английский поридж - это всего лишь отзвук. В последние десятилетия, кажется, снова намечается ренессанс овса. Видно, как благоприятен этот злак именно для обитателей побережья Гольфстрима.
БОТАНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Овес образует не твердые, компактные колосья, как пшеница, ячмень и рожь, а метелки. При этом отдельные колоски подвешены на тончайших нитях и грациозно колышутся уже при легчайшем дуновении ветра. Когда при достижении спелости оболочки высыхают, слышен легкий шорох.
В том, как овес цветет и созревает, выражается нечто от его сущности. Он полностью отдается силам света, излучающимся из окружения. И он начинает свое цветение и созревание от периферии. Начинают верхние и внешние колоски, и затем процесс распространяется вниз и к центру. Эта последовательность у других злаков не так выражена. Ближе к стеблю метелка еще долго остается зеленой.
Стебель и листья, как и у риса, дольше сохраняют свою сочную свежесть, чем остальные из р