Особенности обслуживания и управления тормозами самоходного спс и хозяйственных поездов в зимних условиях
14.1. Меры по обеспечению исправной работы тормозного оборудования самоходного СПС и хозяйственных поездов в зимних условиях
14.1.1. Для нормальной и бесперебойной работы автотормозного оборудования на самоходном СПС и хозяйственных поездах в зимних условиях необходимо заблаговременно и тщательно подготовить его к работе в этих условиях и обеспечить надлежащий уход за ним в процессе эксплуатации.
14.1.2. Для обеспечения исправности тормозного оборудования в зимних условиях бригада СПС обязана:
на самоходном СПС, находящемся в отстое при температуре воздуха ниже минус 30 град. C, не допускать пуска компрессоров без предварительного подогрева масла в картерах;
при длительных стоянках ССПС или поезда компрессоры не отключать.
14.1.3. По прибытии ССПС или хозяйственного поезда из рейса бригада СПС должна выпустить конденсат из главных резервуаров и сборников, продуть тормозную магистраль при положении зарядки и отпуска (I) ручки крана машиниста путем последовательного открытия с двух сторон концевых кранов, питательную магистраль с разъединением межсекционных соединений, открыть отогрев, при необходимости, выпускные краны главных резервуаров и сборников, отключить компрессоры.
14.1.4. Бригады СПС обязаны в процессе эксплуатации ССПС и хозяйственного поезда не допускать обледенения деталей тормоза.
14.1.5. Образовавшийся на деталях тормоза и рычажной передачи ССПС и подвижных единиц хозяйственного поезда лед бригады СПС должны удалять при первой возможности (при стоянке на станции, в оборотном пункте и т.д.).
14.1.6. Оборотный запас воздухораспределителей, предназначенный для замены неисправных на СПС и вагонах в составе хозяйственного поезда, следует хранить на закрытых стеллажах в депо приписки СПС и ПТО при температуре наружного воздуха.
14.1.7. В зимнее время при подготовке тормозов в составе следует обращать внимание на плотность фланцевых соединений тормозных приборов и манжет тормозных цилиндров.
14.1.8. Работники бригады СПС обязаны выполнять следующие работы.
Перед соединением рукавов тормозной магистрали следует продуть ее сжатым воздухом, очистить головки соединительных рукавов от грязи, льда и снега, проверить состояние уплотнительных колец. Негодные кольца заменить. Запрещается наносить смазку на кольца.
При продувке тормозной магистрали в процессе соединения рукавов и зарядки тормозов следует убедиться в свободном проходе воздуха.
Замерзший тормозной цилиндр следует вскрыть, вынуть поршень, очистить рабочую поверхность цилиндра, протереть ее сухой технической салфеткой и смазать, негодную манжету заменить. После сборки цилиндр следует испытать на плотность, при этом снижение давления в тормозном цилиндре с 3,5 кгс/кв. см после произведенного торможения и постановки ручки крана машиниста в положение перекрыши или перекрытия разобщительного крана на воздухопроводе тормозных цилиндров (при кране вспомогательного тормоза тяговой единицы) допускается не более 0,2 кгс/кв. см в 1 мин.
При опробовании автотормозов и обнаружении воздухораспределителей, нечувствительных к торможению и отпуску, а также с замедленным отпуском, следует закрепить фланцы, осмотреть и очистить пылеулавливающую сетку и фильтр, после чего повторить проверку действия тормоза; в случае неудовлетворительного результата проверки воздухораспределитель заменить.
При плохой подвижности деталей рычажной передачи следует удалить лед и смазать шарнирные соединения осевым маслом с добавлением керосина.
14.2. Порядок отогревания замерзших мест тормозного оборудования
14.2.1. Применение факела допускается только для отогревания в тормозной системе тех мест, которые удалены не менее чем на 2 м от баков топлива, топливо- и маслоподающей арматуры, масло- и топливопроводов.
14.2.2. Запрещается пользоваться открытым огнем для отогревания тормозного оборудования ССПС и хозяйственных поездов в местах их стоянки при наличии разлитых на путях легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в пунктах экипировки СПС жидким топливом, вблизи сливно-наливных устройств, парков с резервуарами для нефтепродуктов, складов легкогорючих материалов и других пожароопасных мест, а также при наличии на соседних путях вагонов с разрядными, огнеопасными и наливными грузами.
14.2.3. В случае замерзания магистрального воздухопровода прежде всего следует обстучать его легкими ударами молотка - глухой звук указывает на наличие ледяной пробки. Такое место воздухопровода надо отогреть, после чего продуть магистраль через концевые краны до полной ликвидации ледяной пробки.
14.2.4. Отогревать огнем главные резервуары, нагнетательную, питательную и перепускную трубы можно только после выпуска из них сжатого воздуха и при закрытых выпускных кранах. Открывать краны разрешается только после удаления огня.
14.2.5. Замерзшие соединительные рукава воздухопроводов следует снять, отогреть и вновь поставить или заменить запасными.
14.2.6. При замерзании воздухораспределителя следует его выключить и выпустить воздух из рабочих объемов выпускным клапаном до полного ухода штока тормозного цилиндра, по прибытии в депо для СПС воздухораспределитель заменить.
14.2.7. Запрещается отогревать открытым огнем замерзшие тормозные приборы и их узлы.
14.2.8. При замерзании одного из тормозных цилиндров на СПС необходимо оставить воздухораспределитель включенным и продолжать работать с оставшимися тормозными цилиндрами. По прибытии в депо для СПС неисправность тормозного цилиндра устранить.
14.3. Особенности управления тормозами ССПС и хозяйственных поездов зимой
14.3.1. В зимний период, устанавливаемый по местным условиям приказом начальника железной дороги, торможение ССПС и хозяйственных поездов при проверке действия автотормозов следует производить снижением давления в уравнительном резервуаре на 0,8 - 0,9 кгс/кв. см.
При снегопадах, снежных заносах перед проверкой действия автотормозов с композиционными тормозными колодками или с дисковыми тормозами необходимо выполнить торможение для удаления снега и льда с поверхности трения колодок или накладок. Если такое торможение до проверки действия тормозов невозможно, то отсчет расстояния, проходимого ССПС или поездом в процессе снижения скорости на 10 км/ч, или времени этого снижения следует производить с начала снижения скорости, но не позже проследования ССПС или поездом расстояния от 200 до 250 м после начала торможения.
14.3.2. Время с момента перевода ручки крана машиниста в положение отпуска (I) до приведения ССПС или поезда в движение после остановки должно быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с величинами, указанными в пункте 10.2.11 настоящей Инструкции.
14.3.3. При опробовании автотормозов первую ступень торможения следует выполнять снижением давления в уравнительном резервуаре в соответствии с пунктом 9.2 настоящей Инструкции, а при температуре воздуха минус 30 °C - на 0,8 - 0,9 кгс/кв. см.
14.3.4. При температуре воздуха ниже минус 40 град. C, а также при более высоких температурах в условиях снегопадов, снежных заносов первую ступень торможения следует производить снижением давления в тормозной магистрали на 0,8 - 0,9 кгс/кв. см, усиливать торможение поезда ступенью 0,5 - 1,0 кгс/кв. см.
14.3.5. На крутых затяжных спусках при снегопадах, снежных заносах первую ступень торможения в начале спуска следует выполнять снижением давления в тормозной магистрали на 1,0 - 1,2 кгс/кв. см, а в случае необходимости увеличить разрядку до полного служебного торможения.
14.3.6. В зимний период на участках с затяжными спусками, подверженных снежным заносам, разрешается с учетом опыта эксплуатации тормозов включать воздухораспределители СПС и вагонов, оборудованных композиционными колодками, на груженый режим при загрузке более 10 тс на ось. Такой порядок включения вводится приказом начальника железной дороги.
14.3.7. Необходимо регулярно проверять работу автотормозов в пути следования и на станциях, производя ступень торможения. Время, по истечении которого должна производиться проверка тормозов, указывается в местной инструкции.
При снегопаде, свежевыпавшем снеге, уровень которого превышает уровень головок рельсов, пурге, снежных заносах до торможения перед входом на станцию или перед следованием по спуску следует выполнять торможение для проверки работы автотормозов, если время следования поезда без торможения до этого превышает 20 мин.
14.3.8. При инее, гололеде, когда сила сцепления колес с рельсами снижается, при ступени торможения более 1,0 кгс/кв. см необходимо предварительно за 50 - 100 м до начала торможения приводить в действие песочницу и подавать на рельсы песок до остановки или окончания торможения.
14.3.9. При подходе к станциям и запрещающим сигналам, если после первой ступени торможения не получен достаточный тормозной эффект в поезде, необходимо произвести экстренное торможение.