ГЛАВА 4, в которой остается лишь память.
Дни летели быстро. Мы с Сашкой часто виделись и играли вместе. Чаще всего в столовой. Там мы занимались воспитанием и тренировкой Дружка. Он был очень способным и легко выполнял команды. Рядом всегда стояла табуретка, на которой находилась коробка с Клубком. Мы сделали в ней отверстие, чтобы он мог за всем наблюдать. Как-то раз Дружок пытался с ним подружиться, засовывая мордочку в коробку. Но Клубок пару раз уколол его, и у щенка отпало желание заводить себе приятеля. Тем не менее, сам Клубок всегда с интересом наблюдал, как лохматый зверь бегал за палкой или перепрыгивал через нее.
Уставая, мы шли на кухню обедать и никогда не забывали про своих питомцев. Дружок ел все подряд, весело виляя хвостом. Клубок же был высокомерным. Иногда он отказывался от еды и забивался в угол, поэтому приходилось ему давать что-то другое.
- Гляди-ка, какой важный, - часто ругала его баба.
Когда приезжали рабочие, то нам разрешали посидеть в тракторе или же взбираться на телегу. Это были отличные места для игры в прятки.
Погода стояла все время хорошая. Солнце согревало всех своим теплом, и ни одна туча не закрывала его от людей. Так и проходили дни.
Приближалось 30 июля. Для многих это был самый обычный день, но не для меня. Для меня, как и для любого другого ребенка, это был самый веселый и самый радостный день – День рождения.
Я приглашал всех подряд: и бабу с дедом, и тетю Галю с Никиткой, и тетю Лену, и бабу Лиду с дедом Вовой из Германии, и лелю. И, конечно же, я не забыл про Сашку и его родителей.
В тот день с самого утра мы с папой активно помогали маме. В особенности, я. Конечно, ведь ко мне приедут гости, и их нужно было встретить. Поэтому я быстро подметал пол, помогал носить стулья, накрывать на стол. Вчера вечером, когда меня уже уложили спать, я прошмыгнул к двери на кухню и наблюдал, как мама мне готовила торт. Я уверен, что многие дети так делали, и никто не рассказывал маме, чтобы не испортить сюрприз.
Мы продолжали подготовку к празднику. Самой первой пришла тетя Лена. Она меня поздравила, подарила альбом и краски, и вместе с мамой готовила блюда. Потом приехали и баба с дедом. Баба принялась меня целовать и желать всего самого лучшего, а дед подарил мне новенький портфель, в котором лежал большой кулек, набитый конфетами, печеньями и мандаринами. Потом позвонили баба Лида с дедом Вовой из Германии, поздравили и сообщили, что отправили мне большую посылку. После этого мы услышали, как сигналили машина. Это приехали тетя Галя и Никитка. Они подарили мне большой игрушечный грузовик. Вскоре пришли и Сашка с родителями. Они подарили мне конфеты и новенький свитер сине-зеленого цвета.
Подарки, поздравления, пожелания – что может быть лучше? Я их принимал с огромной радостью и от всего сердца всех благодарил. Все свои подарки я аккуратно размещал на самом большом подарке – красивом письменном столе, который мне подарили мама с папой.
Вскоре началось застолье. На столе было все самое вкусное: салаты, вареная картошка, жареная курочка, разные бутерброды, сыр с колбасой, аккуратно выложенные на тарелках, огурцы, помидоры. Гости ели, поздравляли и смеялись, рассказывая друг другу самые разные истории.
Мы же, мальчишки, быстро пообедали и побежали на улицу.
- Зовите нас только тогда, когда будет торт! – воскликнул я.
Мы принялись играть: перевозили на новеньком грузовике песок, строили башни, горки. Затем мы побежали к гаражу и принялись играть в вышибалы. После этого пошли прятки, догонялки и войнушки. Сидеть было некогда. Уже подуставшие, мы все равно носились, пиная мяч, и громко смеялись. Тут открылось окно, и тетя Лена крикнула:
- Дети! Торт!
Два слова, и про все игры сразу было забыто. Мы в спешке понеслись домой. На столе нас ждал торт. Он был очень большим, с шоколадом и кремом. По краям красовались малина и земляника, а в самом центре съедобная цифра «7» из мастики.
Все снова меня поздравили и начали есть торт. Он был сказочно вкусным. Все выражали родителям благодарность за такой стол. Всем все понравилось. Это был один из самых счастливых дней, который я помню до сих пор.
Август прошел незаметно. Наступила осень, а с ней и школьная пора. 1 сентября наша школа цвела и пела. Все ученики были красивые и нарядные. Школьная форма, длинные косички и большие банты у девочек, и галстуки у мальчиков. Все пришли с букетами цветов. Одни прекраснее и душистее других. Правда они были такими большими, что со стороны могло показаться, что это цветы пришли в школу за знаниями. Родители, мило улыбаясь, смотрели на своих повзрослевших детей. Сказка. Вскоре началась церемония. Директор школы поприветствовал всех и после непродолжительной речи сообщил:
- А сейчас к нам сюда выйдут самые маленькие ученики нашей школы, которые впервые сядут за парты, впервые откроют книжки, тетрадки и впервые получат хорошие оценки. Поприветствуйте же бурными аплодисментами наших дорогих первоклассников.
Заиграла музыка, все встали. Из коридора вышел учитель, а за ним 11 детей, среди которых были я и Сашка. Все нас радостно встречали и аплодировали, кто просто улыбался, а кто не мог сдержать слез. Все любовались нам, давали нам наставления и желали долгого счастливого пути.
После того, как церемония закончилась, все классы разошлись по кабинетам. В нашем классе было 5 мальчиков и 6 девочек. Мы с Сашкой сели вместе за первую парту. Потом пришли родители и учительница.
- Здравствуйте, дорогие дети и их родители. Я – классный руководитель 1 класса, Ольга Владимировна, - представилась она.
Это была очень красивая и умная женщина. Она познакомилась с каждым из нас, все о нас расспрашивала, а в конце всем подарила красивые дневники и ручки. После этого все разошлись по домам.
Так и начались наши школьные деньки. Мы с Сашкой всегда сидели вместе и, по возможности, друг другу помогали. С другими ребятами мы тоже хорошо ладили, вместе играли на переменах, ходили в столовую. Все были очень отзывчивые, добрые и хорошие. Ольга Владимировна всегда говорила с нами, все показывала и рассказывала. С ней было очень интересно. Двоечников у нас не было, все были молодцы и учились хорошо. Мы участвовали в разных конкурсах, рисовали, читали стихи, ходили в походы.
Все было очень здорово. Так и проходили все дни.
Однажды, где-то в середине ноября, мы играли в догонялки на перемене перед школой. Бегая вместе со всеми, я заметил, как к школе подъехала машина. Это были родители Сашки. Он тоже удивился их появлению. Они позвали его, и они вместе пошли в школу. Я подбежал к окну и стал заглядывать в класс. В классе находились Ольга Владимировна, дядя Абдулла с тетей Соней и Сашка. Родители что-то объясняли учительнице. Я увидел, что Сашка стоял какой-то невеселый. Через некоторые время они вышли. Родители уехали, а Сашка сел на крыльцо. Я подошел к нему.
- Что-то случилось?
Сашка не хотел рассказывать. Он отвернул голову в сторону. Когда я пытался поговорить и похлопал его по плечу, то увидел, что он с трудом сдерживает слезы. Затем он повернулся и ответил мне:
- Мы уезжаем.
Эти слова меня сильно расстроили. Я сидел рядом и с трудом старался не плакать. Вскоре прозвенел звонок, и мы отправились в класс, совсем без настроения.
После школы я вернулся домой, зашел в свою комнату и, бросив портфель в угол, лег на кровать и заплакал. Когда мама спросила, в чем дело, я рассказал ей печальную новость. Она долго пыталась меня успокоить. Я сказал, что пойду немного погуляю на улице. Я медленно шел по дороге, опустив голову. Настроения не было совсем. Вдруг я услышал сзади веселый знакомый лай. Дружок подбежал и стал прыгать мне на ногу. Я присел, погладил его и снова заплакал:
- Эх, Дружок, уезжает Сашка.
Щенок как будто понял меня и заскулил, положив голову мне на колени. Скоро приехал папа. От такой новости ему тоже стало грустно.
- Да, очень жаль. Наверное, что-то серьезное, - предположил он.
На следующий день, когда я пришел в школу, то заметил, что Сашки не было. После учебы я поехал в столовую. Как и прежде, тетя Соня и баба работали на кухне. Я не знаю, о чем они говорили, пока меня не было, но когда я приехал, они замолчали. Мне предложили пообедать, но я отказался. Я приехал, чтобы увидеть Сашку, но его не было. Вскоре баба поехала в магазин. Тетя Соня попыталась поговорить со мной. Она улыбалась, а я молчал и отвечал поникшим голосом. Она села рядом со мной и поняла в чем дело. Я снова заплакал. Тетя Соня обняла меня и, погладив, сказала.
- Саша тоже плачет. Не хочет уезжать. Ему здесь очень понравилось. И ты ему нравишься. У него еще не было таких друзей. Нам тоже очень грустно, но ничего не поделаешь. Нам нужно ехать.
- И вы никогда не приедете? – заикаясь, спросил я.
Тетя Соня сразу начала меня успокаивать, обещая, что они обязательно будут приезжать к нам. И не раз.
- Вы с Сашкой и переписываться будете. Он тебе писать будет. И ты ему отвечай. Все будет хорошо, Юра. Не плачь.
Я долго не мог успокоиться. Когда я приехал домой, то решил сделать Сашке подарок и, сев за свой новенький письменный стол, взял альбом и краски и начал рисовать. Я нарисовал себя, Сашку, Дружка и Клубка, полянку с деревьями и голубое небо с большим солнцем. Внизу я подписал «Сашке от друга Юры».
Через несколько дней баба позвала меня к себе. Она сказала, что пригласила Сашу с родителями в гости. И я пришел в назначенный час. Все было хорошо. Взрослые ужинали и весело беседовали. Мы с Сашкой болтали в комнате.
- А ты точно приедешь? – спросил я его.
Сашка сидел и махал головой.
- Я тут тебе подарок приготовил, - сказал я ему и подарил рисунок. Увидев его, Сашка заулыбался. Ему было очень приятно. Мы долго разговаривали, стараясь, как можно скорее побольше узнать друг друга и постоянно обещали, что будем ездить в гости и часто видеться.
На следующий день все было готово к отъезду. Многие собрались, чтобы попрощаться с Сашкой и его родителями. Мы с бабой и дедом тоже там были. Теперь в их доме будет жить младший брат дяди Абдуллы, Ренат вместе со своей молодой женой.
Мы с Сашкой долго прощались. Он принес мне книгу и сказал:
- Эту книгу читал мне мой дедушка. Здесь стихи. Хуршид Даврон, это узбекский поэт. Моя любимая книжка. Я дарю ее тебе.
Мы обнялись и снова пообещали друг другу, что будем приезжать в гости и писать друг другу письма.
- Только ты пиши мне иногда на своем языке. Я уже много знаю слов и буду тебе отвечать, - попросил я его.
Через полчаса, они уехали.
С тех пор прошло немало лет. Мне уже 20, и я учусь в Омском государственном педагогическом университете. В свободное время очень люблю читать и очень часто перечитываю книгу своего старого друга. Хуршид Даврон очень хороший поэт. Я до сих пор наизусть помню строки, которые выучил после того, как уехал Сашка.
Ночные сады похожи на снимки,
где все черно-бело, контрастно и четко.
Ах, ночью они — словно память в решетке.
Но днем я меняюсь свободно с ними.
Ночные сады на снимки похожи.
Там черные точки порошит ветрами;
чем дольше глядишь — тем длиннее и память,
морозом бегущая долго по коже...
Мы часто переписывались с ним. Почти 3 года каждый месяц писали друг другу, и как я просил, он часто писал мне на узбекском языке. Я иногда тоже отвечал ему на узбекском. Правда, после отъезда мы с ним не виделись. Но я часто и с радостью перечитываю его письма, которые и по сей день хранятся в моем старом письменном столе, который мне подарили в 7 лет, и не оставляю надежду на то, что мы с ним еще встретимся.